Светлана Панченко
Становление профессиональных компетенций студентов как результат прохождения производственной практики
▼ Скачать + Заказать документы
Провозглашённый в России переход на инновационный путь развития, необходимость решения актуальных задач «новой индустриализации» и импортозамещения требует опережающего развития профессионального образования в целом, системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в особенности. В российской образовательной политике начала XXI века закончился период преимущественного антикризисного приспособления организаций профессионального образования к новым социально-экономическим реалиям и наступил этап достаточно продуманного управления изменениями. Базовое условие развития экономики – это высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс. Но именно система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена претерпела в новейшей истории России наиболее кардинальные изменения. К ним следует отнести законодательное закрепление отказа от уровня «начального профессионального образования», введение понятий «профессиональное обучение и подготовка», передачу учреждений СПО на региональный уровень и их оптимизацию, серьезные меры, направленные на переориентацию данного уровня образования на запросы работодателей, формирование новой инфраструктуры и другое.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Компетенция, по данным Википедии - это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. В области профессионального образования в процессе обучения студенты формируют общие и профессиональные компетенции. К ним относят способность понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, способность организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования, работать в команде, ставить цели, задачи и строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм. В формировании общих и профессиональных компетенций огромную роль играет производственная практика. Производственная практика проходит по специализациям. Задачи практики : закрепление теоретического материала и получение необходимого практического опыта, формирование навыков профессиональной коммуникации, создание условий для формирования профессионального сознания и мышления, применение студентами полученных знаний, умений и навыков при решении теоретических и практических задач, воспитание профессиональной этики и стиля поведения. Успешность формирования профессиональной компетентности студентов — будущих техников в производственной практике, обусловлена наличием ряда противоречий:
- между острой потребностью современного производства в технических кадрах с высокой профессиональной компетентностью и недостаточным уровнем их готовности решать типовые и нестандартные практические профессиональные задачи;
- между возможностями современных промышленных производств, использующих инновационные технологии и предоставляющих базу для организации производственной практики студентов, и недооценкой роли производственной практики в подготовке будущих техников;
- между стремлением студентов технических специальностей средних профессиональных учебных заведений к освоению обновляющихся инженерных технологий и отставанием педагогических разработок специализированного учебно-методического обеспечения интеграции образования и производства. Содержание практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из модулей ОПОП СПО в соответствии с ФГОС СПО, рабочими программами практик, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением, реализующим ОПОП СПО, самостоятельно. Студенты, осваивающие ОПОП СПО в период прохождения практики в организациях : полностью выполняют задания, предусмотренные программами практики; соблюдают действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка;
строго соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности. Организацию и руководство практикой по профилю специальности и преддипломной практикой осуществляют руководители практики от образовательного учреждения и от организации. Главная цель производственной практики заключается в предоставлении возможности будущему специалисту получить навыки в области избранной профессиональной деятельности. А также в возможности проявить полученные во время учебы знания и умения на практике. Причем в самых различных направлениях хозяйственной деятельности: в ведении документации, работе со специализированными компьютерными программами и так далее. Без производственной практики будущие специалисты, имея лишь теоретическую подготовку, не смогут конкурировать на рынке труда. Работодателю в таком случае прежде чем предложить вакантную должность необходимо обучить претендента. А ему выгоднее получить уже готового специалиста. Во время прохождения производственной практики зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны будущие выпускники могут остаться на данном производстве. Поэтому я считаю что прохождение производственной практики необходимо для становления конкурентноспособного на рынке труда специалиста.
Список литературы:
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня -2003 № 5. - с 19
2. Зникина, JI.C. Условия формирования профессиональной компетенции специалистов / JI.C. Зникина // Профессиональное образование. Приложение «Педагогическая наука практике». Новые исследования- 2004 № 4 - с. 18.
3. Олейникова О. Н. Модульное обучение, основанное на ключевых компетенциях - М. : Альфа, 2013. – 213 с.