Ольга Иванова
Консультация для родителей «Стадии психосексуального развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствую вас, дорогие родители, а так же, бабушки и дедушки!
Сегодня хочу осветить очень деликатную, но важную тему психосексуального развития детей. Почему выбрала именно её?
Уже доказано множеством ученых, что характер, стиль поведения, да и весь жизненный сценарий закладывается ребенком с раннего детства. Я бы даже сказала, это начинает формироваться с момента зачатия плода. Но так глубоко копать не будем. Очень важно понять, какое у ребенка будет детство, так он потом и будут проживать всю свою сознательную жизнь. Поэтому крайне важно РОДИТЕЛЯМ, как самым близким людям, дать малышу всё самое необходимое для гармоничного роста и развития.
Публикация «Консультация для родителей „Стадии психосексуального развития детей“» размещена в разделах
Существует несколько теорий психосексуального развития детей по возрастам. Я решила освятить теорию, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. Основатель психоанализа выдвинул концепцию либидо, сексуального влечения, которое, по его убеждению, являлась основной частью человеческой психики.
Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития :
Оральная стадия - от рождения до 1,5 лет;
Анальная стадия - от 1,5 до 3 лет;
Фаллическая стадия - с 3 до 6-7 лет;
Латентная стадия - с 6 до 12-13 лет;
Генитальная стадия - с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.
Если у ребенка наблюдаются какие-либо отклонения или проблемы, может произойти фиксация на той или иной стадии развития, то есть во взрослой жизни человек будет сохранять бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. Обычно возврат происходит в минуты тревоги и слабости, человек проваливается в тот период детства, когда имелся травматический опыт. Соответственно, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни. Я подробно освещу три первых стадии, так как они являются основными в процессе формирования характера, и занимают всё детство (дошкольный период).
Оральная стадия (от рождения до 1,5 лет).
В этот период главным органом чувств малыша является рот. В его помощью кроха не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Грудь мамы приносит младенцу так же чувство безопасности, защищенности и уверенности в себе.
Когда мамы нет рядом, малыш беспокоится, так как в этот период слияние с мамой – самое основное. Не имея рядом одного постоянного взрослого, у ребенка возникает травма привязанности.
Совет! Всегда берите малыша, когда он просится на ручки. Выполняя любые просьбы крохи, не считайте это потаканием, своим поведением вы будете развивать у карапуза уверенность в себе и в мире. Строгость в этом возрасте ни к чему. Но и не впадайте в состояние гиперопёки.
Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:
- Мама очень строгая, игнорирует потребности ребенка;
- Мама очень мягкая, предугадывает все желания ребенка, гиперопекает.
При таких типах поведения мамы, у ребенка появляется чувство ЗАВИСИМОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке.
Не рекомендуется в этот период быстро отучать от пустышки, бутылочки и груди. Потом это может сказаться в появлении вредных привычек и зависимостей: грызть ногти и ручки, обкусывать губы, часто жевать жвачку, во взрослом возрасте плотно покушать, курить, употреблять спиртные напитки и запрещенные препараты в минуты беспокойства.
В окончании данного периода ребенок должен найти положительный ответ на вопрос «Есть ли я?», он начинает ощущать впервые себя как отдельную личность и проявляет попытки отделения от мамы.
Анальная стадия (от 1,5 до 3 лет)
Эта стадия названа анальной потому, что в данный период внимание ребёнка смещается с зоны рта на область попки. В промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать кроху к горшку. Именно от эффективности овладения этими навыками зависит эмоциональное благополучие ребёнка.
Фрейд полагал, что малышу приносит огромное удовольствие акт дефекации, а именно то, что он может самостоятельно контролировать этот важный процесс! Ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку является новым экспериментальным полем, где ребенок может проверить свои способности, вдоволь наслаждаясь новым умением.
Внимание! Интерес малыша к своим фекалиям вполне естественен. Карапуз ещё не знает чувство брезгливости, и для него фекалии - первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению - отдать или, напротив, оставить в себе.
Совет! Хвалите малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. Относитесь спокойно к попыткам испачкаться продуктами жизнедеятельности и не выражайте отвращения к этому процессу. Подобные проявления брезгливости со стороны родителей ребенок воспринимает как не любовь к себе.
Не стоит сильно строго и настойчиво приучать к горшку, а тем более ругать, стыдить и наказывать малыша, когда он отказывается ходить в туалет. Помните! Только в 2,5 – 3 года ребенок может полностью контролировать анальные мышцы. Обычно, травмирующий опыт этого периода не осознанно передается из поколения в поколение. Родители прививают ребенку чувство беспокойства по поводу чистоты и опрятности, создавая обстановку педантизма. В будущем у таких детей могут возникать неврозы и навязчивые состояния.
В этот период ребенок может сформировать следующие противоположные черты характера:
- склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Данные люди считают трату денег обязательным условием проявления любви.
- скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Владельцы таких черт характера не выносят беспорядка и неопределенности. Всегда и во всем стремятся к чистоте.
Окончанием данного периода является кризис трех лет, малыш сепарируется (отделяется) от мамы и начинает проявлять свою самостоятельность. Ребенок должен получить положительный ответ от родителей на основной вопрос этой стадии развития «Хороший ли я?»
Фаллическая стадия (от 3 до 6-7 лет)
Эту стадию ещё называют эдипальной, от определения, введенного Фрейдом «Эдипов комплекс». Эдип, персонаж древнегреческой мифологии, который расправился со своим отцом и женился на маме. В мифах, конечно, описана крайность ситуации, но для этого периода абсолютно нормально слышать от сына фразу: «Когда я вырасту, я женюсь на маме», девочки же выбирают бессознательно в будущие мужья своего папу. Именно сейчас дети начинают активно замечать в своем окружении отца, как конкурента за сердце мамы. Ребенок ощущает себя в треугольнике с родителями.
Именно сейчас возникает вопрос к родителям : "Откуда берутся дети?". Активизируется интерес к своему полу, ребенок может с удивлением разглядывать себя и обнаженных взрослых.
Совет!
Спокойнее относитесь к повышению интереса к "запретной" теме, и к желаниям потрогать свои гениталии. Это абсолютно не означает, что в семье завелся маленький извращенец. Наоборот, данное поведение соответствует естественному процессу развития. Тут запреты и излишняя строгость может нанести вред психическому здоровью и зафиксировать ребенка на данной стадии развития. Что касается разрыва треугольника мама-папа-ребенок. Родители должны на протяжении нескольких лет демонстрировать ребенку, что они пара. И что любят они своего крошку как ребенка, но спать он должен отдельно.
По мнению Фрейда травмирующие ситуации данного периода могут привести к импотенции и фригидности во взрослой жизни. При фиксации на данной стадии мужчины становятся вечными любовниками, а женщины – любовницами. Такие люди красиво одеваются, желая выставить напоказ красоту своего тела. В их жизни всегда есть конкуренция, в которой они стараются одержать верх. Но добившись победы, теряют интерес и идут искать новые приключения. Для взрослых людей, имеющих застревания на данной стадии развития, могут быть характерны ревность, зависть, чувство несправедливости к происходящему во всем мире.
Положительно пережитым период считается, когда ребенок одерживает поражение в битве за родителя противоположного пола, признает, осознает и уходит искать себе пару в песочнице или в детском саду. Далее происходит ассоциирование себя с родителем того же пола. То есть девочка хочет быть похожей на маму, а мальчик на папу.
Основной вопрос фаллической стадии «Могу ли я быть собой?»
Пережив три вышеуказанных этапа, ребенок у переходит в автономное существование от родителей и решает философский вопрос «Зачем мне жить?». Пережив первые три стадии без психологических травм, дети получают здоровую адаптацию к жизни и имеют ресурс, справляться далее с возникающими на пути трудностями. Именно поэтому психологи считают период дошкольного детства самым важным в жизни человека. Желаю вам успеха в воспитании деток. И в завершении:
СОВЕТ! Воспитывайте своих малышей с любовью и заботой, тогда все периоды развития будут пережиты правильно. Но! Не путайте любовь и заботу с подменными понятиями: жалость, гиперопёка, вседозволенность. Я верю, всё будет хорошо, вместе мы дадим достойное воспитание нашим деткам.