МААМ-картинки

Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике

Татьяна Фролова
Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы

Средства развития конструктивного мышления дошкольников

в процессе обучения математике

Т. А. Фролова

МБДОУ «Детский сад № 129» г. о. Самара,

воспитатель

24.02.2020

Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Публикация «Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике» размещена в разделах

О конструктивном мышлении говорили Н. Н. Поддьяков, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже и др. Они отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.

Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, ко-торый возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция. Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон.

Педагоги ДОУ активно используют в своей работе различные средства, способствую-щие развитию конструктивного мышления.

Интересной находкой стал открытый «Банк методов, средств, приемов по познавательному развитию», в том числе по развитию конструктивного мышления.

Банк пополняется педагогами, родителями и детьми по мере появления нового сред-ства в результате решения определенной педагогической задачи, если данного в наличии средства ребенку и педагогу будет недостаточно. Это уже творческое решение проблемы, и оно дает ребенку свободу, развивает творчество, делает его успешным во всех дальнейших начинаниях.

Обозначим некоторые средства для развития конструктивного мышления в процессе обучения математике из нашего «Банка методов, средств, приемов по познавательному развитию».

1. Графические диктанты.

С помощью графических диктантов можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. Использование графических диктантов способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дает простор фантазии и воображению.

Рекомендуется для работы с детьми, начиная с 4-5 лет. Задания на симметрию, уменьшение и увеличение предлагаются детям с 6-7 лет.

2. Логические игры и головоломки со спичками.

Логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки, логику и смекалку.

Логические задачи со спичками - это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того, логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. В зада-чи со спичками можно играть с детьми дома, на улице или в дороге. Главное - найти ров-ную поверхность для раскладывания спичек.

Рекомендуется для работы с детьми 6-7 лет. Простейшие задания на составление фи-гур из палочек и спичек можно предлагать детям с 4-5 лет.

3. Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей представ-лений о числе на основе счета и измерения.

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать разнообразные задачи.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

4. Логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша – это возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительного умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, начиная с 3-4 летнего возраста.

Дидактический набор Блоков Дьенеша -это целый блок развивающих материалов, в который входят альбомы с образцами игр и заданий для детей разных возрастных ступе-ней. Малыши, начиная с 2-х – 3-х лет, накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов – цвет, форму, размер, испытывая при этом радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы. Логические блоки помогают заложить надёжный фундамент умственного развития и начала сенсорной культуры малышей.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.

5. Игра "Вычислительная машина ".

Упражняет детей в выполнении арифметических действий в пределах 10, создает предпосылки для усвоения идей информатики: алгоритм, блок - схема, вычислительная машина.

Игра - автодидактическая. Ребенок сам находит и запоминает правильные ответы. Включаются сразу несколько анализаторных систем: ребенок видит, слышит, действует, эмоционально подкрепляет правильные решения.

Выполнив все задания, ребенок может повторять их опять (предлагается менять в кру-жочках цифры).

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

6. Круги Эйлера, классификационное дерево.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно ото-бразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.

Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.

Модель «логического древа» является средством развития представлений детей о чи-словом ряде и развития логического приема «классификация».

Рекомендуется для работы с детьми 6 -7 лет.

7. Занимательный математический материал.

Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании, загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале организации непосредственно образовательной деятельности оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики". Занимательные математические игры используют для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.

Рекомендуется для работы с детьми 4 -7 лет.

8. Игры Воскобовича: Геоконт, квадрат Воскобовича.

Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мыш-ление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.

9. Предметно-игровая система Кайе. Настольные игры «СТРОЙКАЙЕ», «РАДУГА», «СОТЫ КАЙЕ» и др.

Графическое конструирование, на примере предметно игровой системы Кайе, как вид игровой деятельности дошкольников, позволяет удовлетворить детскую потребность в самой игре, в эмоциональных переживаниях в ходе неё. В тоже время, графическое кон-струирование, является новым видом экспериментальной деятельности детей, позволяю-щей познать новое, сделать конкретную конструкцию своими руками. Дети в ходе этой игры учатся общению и взаимодействию, работая в парах и в коллективе сверстников, об-ращаясь за советом к взрослым.

10. Интерактивная система eBeam Projection (USB) .

Все вышеперечисленные средства могут быть применены с использованием интерактивной системы eBeam Projection (USB). С помощью этого оборудования любая поверх-ность (стена, например) может быть превращена в интерактивную доску.

Функции интерактивного оборудования:

- обычная доска, на которой можно рисовать и писать маркером;

- сенсорный монитор для компьютера на стене;

- функция «перетаскивания объектов» (игры с палочками, звуковой анализ слов и пр.);

- функция «затемнение экрана» (работа с картинками);

- функция «захват экрана» (фотоаппарат) (работа с фильмами, картинками);

- «электронное перо», «волшебное перо» (рисование, моделирование, работа с картин-ками).

Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.

Таким образом, целенаправленная, систематизированная работа по развитию конструктивного мышления позволяет педагогам ДОУ показывать хорошие результаты в формировании у воспитанников элементарных математических представлений.

Список литературы

1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста / Венгер Л. А., Дьяченко О. И., Говорова Л. И. и др. - М. : Просвещение, 1989. – 128 с.

2. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : ВАКО, 2010.- 144 с.

3. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Касабуцкий Н. И., Скобелев Г. Н., Столяр А. А. - М. : Просвещение, 1999. – 84 с.

4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1990. – 96 с.

5. Логические игры и головоломки со спичками. – Режим доступа: https://www.kindergenii.ru/matchs.htm/.

6. Ломова Н. В. Математика. Система развивающих упражнений / Ломова Н. В., Куколевская Г. И. – М. : УЦ «Перспектива», 1996. – 88 с.

7. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников / Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. – СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.

8. Электронный журнал для дошкольников «Кораблик». – Режим доступа: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html .

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения детей математикеДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Наглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детейНаглядные средства и пособия для развития эмоциональной сферы детей Важную роль в полноценном личностном развитии ребёнка играет развитие его эмоциональной сферы. Недаром в настоящее время постепенно отходят.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 09:34
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Фролова (УИ 22235) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД