Татьяна Фролова
Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы
Средства развития конструктивного мышления дошкольников
в процессе обучения математике
Т. А. Фролова
МБДОУ «Детский сад № 129» г. о. Самара,
воспитатель
24.02.2020
Математическое развитие не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Публикация «Средства развития конструктивного мышления дошкольников в процессе обучения математике» размещена в разделах
О конструктивном мышлении говорили Н. Н. Поддьяков, А. А. Люблинская, Ж. Пиаже и др. Они отмечали, что у детей дошкольного возраста логическому мышлению предшествует конструктивное.
Под конструктивным мышлением в психологии понимают особый вид мышления, ко-торый возникает в процессе конструктивной деятельности. "Конечным продуктом" такой деятельности является конструкция. Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон.
Педагоги ДОУ активно используют в своей работе различные средства, способствую-щие развитию конструктивного мышления.
Интересной находкой стал открытый «Банк методов, средств, приемов по познавательному развитию», в том числе по развитию конструктивного мышления.
Банк пополняется педагогами, родителями и детьми по мере появления нового сред-ства в результате решения определенной педагогической задачи, если данного в наличии средства ребенку и педагогу будет недостаточно. Это уже творческое решение проблемы, и оно дает ребенку свободу, развивает творчество, делает его успешным во всех дальнейших начинаниях.
Обозначим некоторые средства для развития конструктивного мышления в процессе обучения математике из нашего «Банка методов, средств, приемов по познавательному развитию».
1. Графические диктанты.
С помощью графических диктантов можно определить умение ребенка слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец. Использование графических диктантов способствует развитию мелкой моторики рук, активизирует зрительное и слуховое восприятие ребенка, умение ориентироваться на листе, дает простор фантазии и воображению.
Рекомендуется для работы с детьми, начиная с 4-5 лет. Задания на симметрию, уменьшение и увеличение предлагаются детям с 6-7 лет.
2. Логические игры и головоломки со спичками.
Логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки, логику и смекалку.
Логические задачи со спичками - это прекрасный способ развлечь и занять ребенка. Для детей это возможность в игровой форме развить свою логику и смекалку. Кроме того, логические игры со спичками развивают воображение и конструкторские навыки. В зада-чи со спичками можно играть с детьми дома, на улице или в дороге. Главное - найти ров-ную поверхность для раскладывания спичек.
Рекомендуется для работы с детьми 6-7 лет. Простейшие задания на составление фи-гур из палочек и спичек можно предлагать детям с 4-5 лет.
3. Цветные счетные палочки Кюизенера используются для развития у детей представ-лений о числе на основе счета и измерения.
Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать разнообразные задачи.
Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.
4. Логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша – это возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительного умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, начиная с 3-4 летнего возраста.
Дидактический набор Блоков Дьенеша -это целый блок развивающих материалов, в который входят альбомы с образцами игр и заданий для детей разных возрастных ступе-ней. Малыши, начиная с 2-х – 3-х лет, накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, познают окружающий предметный мир, выявляют свойства предметов – цвет, форму, размер, испытывая при этом радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объёмные предметы. Логические блоки помогают заложить надёжный фундамент умственного развития и начала сенсорной культуры малышей.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Рекомендуется для работы с детьми 2 -7 лет.
5. Игра "Вычислительная машина ".
Упражняет детей в выполнении арифметических действий в пределах 10, создает предпосылки для усвоения идей информатики: алгоритм, блок - схема, вычислительная машина.
Игра - автодидактическая. Ребенок сам находит и запоминает правильные ответы. Включаются сразу несколько анализаторных систем: ребенок видит, слышит, действует, эмоционально подкрепляет правильные решения.
Выполнив все задания, ребенок может повторять их опять (предлагается менять в кру-жочках цифры).
Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.
6. Круги Эйлера, классификационное дерево.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно ото-бразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.
Построение и использование наглядных моделей в максимальной степени способствует развитию умственных способностей дошкольников. Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность.
Модель «логического древа» является средством развития представлений детей о чи-словом ряде и развития логического приема «классификация».
Рекомендуется для работы с детьми 6 -7 лет.
7. Занимательный математический материал.
Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании, загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. В самом начале организации непосредственно образовательной деятельности оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве "умственной гимнастики". Занимательные математические игры используют для организации самостоятельной деятельности детей, основанной на их интересе. Педагогическое руководство состоит в создании условий для игр, поддержании и развитии интереса, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы.
Рекомендуется для работы с детьми 4 -7 лет.
8. Игры Воскобовича: Геоконт, квадрат Воскобовича.
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мыш-ление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять.
9. Предметно-игровая система Кайе. Настольные игры «СТРОЙКАЙЕ», «РАДУГА», «СОТЫ КАЙЕ» и др.
Графическое конструирование, на примере предметно игровой системы Кайе, как вид игровой деятельности дошкольников, позволяет удовлетворить детскую потребность в самой игре, в эмоциональных переживаниях в ходе неё. В тоже время, графическое кон-струирование, является новым видом экспериментальной деятельности детей, позволяю-щей познать новое, сделать конкретную конструкцию своими руками. Дети в ходе этой игры учатся общению и взаимодействию, работая в парах и в коллективе сверстников, об-ращаясь за советом к взрослым.
10. Интерактивная система eBeam Projection (USB) .
Все вышеперечисленные средства могут быть применены с использованием интерактивной системы eBeam Projection (USB). С помощью этого оборудования любая поверх-ность (стена, например) может быть превращена в интерактивную доску.
Функции интерактивного оборудования:
- обычная доска, на которой можно рисовать и писать маркером;
- сенсорный монитор для компьютера на стене;
- функция «перетаскивания объектов» (игры с палочками, звуковой анализ слов и пр.);
- функция «затемнение экрана» (работа с картинками);
- функция «захват экрана» (фотоаппарат) (работа с фильмами, картинками);
- «электронное перо», «волшебное перо» (рисование, моделирование, работа с картин-ками).
Рекомендуется для работы с детьми 5 -7 лет.
Таким образом, целенаправленная, систематизированная работа по развитию конструктивного мышления позволяет педагогам ДОУ показывать хорошие результаты в формировании у воспитанников элементарных математических представлений.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста / Венгер Л. А., Дьяченко О. И., Говорова Л. И. и др. - М. : Просвещение, 1989. – 128 с.
2. Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. - М. : ВАКО, 2010.- 144 с.
3. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет / Касабуцкий Н. И., Скобелев Г. Н., Столяр А. А. - М. : Просвещение, 1999. – 84 с.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1990. – 96 с.
5. Логические игры и головоломки со спичками. – Режим доступа: https://www.kindergenii.ru/matchs.htm/.
6. Ломова Н. В. Математика. Система развивающих упражнений / Ломова Н. В., Куколевская Г. И. – М. : УЦ «Перспектива», 1996. – 88 с.
7. Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников / Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. – СПб: «Акцидент», 1996. – 79 с.
8. Электронный журнал для дошкольников «Кораблик». – Режим доступа: https://vscolu.ru/korablik_archive/korablik_archiv.html .