Ирина Лесик
Средства поликультурного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд.
Средства поликультурного образования.
2 слайд.
Актуальность поликультурного образования.
Межэтнические и межнациональные конфликты только в одном, отдельно взятом XX веке принесли человечеству немало бед. Да и в нашем столетии, в век тотальной толерантности, полнейшей информационной свободы и доступности образования парадоксально возникает нетерпимость к другим культурам и традициям. Особенно это касается мегаполисов, где проблема взаимоотношения коренного населения и иммигрантов становится все острее. Именно поэтому во всем мире сегодня в той или иной форме существует поликультурное образование.
Публикация «Средства поликультурного образования» размещена в разделах
3 слайд.
Поликультурное образование в России – это образовательная система, которая в рамках единого государственного образовательного стандарта формирует содержание обучения и воспитания в соответствии со структурой российской идентичности, то есть руководствуется целями трансляции этнокультурного наследия и национальных культур народов России в широком контексте российской и мировой цивилизации.
В процессе поликультурного образования осуществляется приобщение ребенка к родной культуре, а от нее — к российской и мировой.
4 слайд.
Международное сообщество выработало основной его принцип поликультурного образования : человек должен знать свои корни и одновременно с уважением относиться к другим культурам.
Какими способами достигается эта цель, и какие средства поликультурного образования существуют в современном отечественном образовании?
Наиболее эффективные средства поликультурного образования :
• Общение между представителями разных народов.
• Литература и устное народное творчество.
• Изучение национальной музыки.
• Предметы декоративно-прикладного искусства.
• Посещение национальных музеев.
• Народные игры.
• Народные игрушки.
5 слайд.
Общение между представителями разных народов – одна из наиболее эффективных форм воспитания толерантности и формирования межнациональной дружбы.
6 слайд.
Преимущество образовательных организаций в том, что они по своему составу чаще всего многонациональны, поэтому в молодежном (детском) коллективе надо формировать уважение к национальной культуре, языку, а также к инокультуре и в целом к человеку. Этому во многом благоприятствует возраст молодых людей — период проявления интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой активности, а также морально-психологический и нравственный климат организации.
7 слайд.
Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании педагогом особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать:
- индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
- национальный состав коллектива учащихся;
- проблемы в отношениях между детьми, их причины;
- культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
8 слайд.
Литература и устное народное творчество – дают исчерпывающую информацию о менталитете и традициях различных культур.
9 слайд.
Функции и воспитательный потенциал произведений устного народного творчества:
- фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Народное творчество знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа»;
- с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, ребенок понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки;
- с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Произведения устного народного творчества – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.
- фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремится понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.
10 слайд.
Изучение национальной музыки.
О важности знакомства детей с музыкой разных народов Д. Б. Кабалевский писал так: «Русские ребята не могут полноценно учиться, расти и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, в среде которого они живут, с которым постоянно общаются, чью разговорную и музыкальную речь постоянно слышат вокруг себя».
11 слайд.
На протяжении многих столетий музыка трансформировалась и изменялась, подчиняясь эволюции человечества, но общее начало, исток музыки – жизнь, древние основы (архетипы, отраженные в звуках эмоции и чувства, сделали её доступной для понимания каждого человека, независимо от его национальности. Вспомним слова П. И. Чайковского о том, что музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит своё на общую пользу. Исторически сложившиеся особенности музыки разных народов не разрушают единого музыкального пространства, а, наоборот, обогащают всеобщий музыкальный язык и музыкальную культуру разных народов мира.
Музыка является одним из богатейших и действующих средств обучения, владеет большой силой эмоционального воздействия, развивает ощущения ребенка, формирует его вкусы.
12 лайд.
Формы и методы знакомства детей с музыкой разных национальностей:
- Прослушивание песен и произведений.
- Презентация «Композиторы».
- Разучивание национальных песен.
- Презентация, видеоролики «Танцы народов разных национальностей».
- Разучивание народных плясок, танцев, хороводов.
- Знакомство с национальными музыкальными инструментами.
13 слайд.
Предметы декоративно-прикладного искусства многое расскажут о традициях и истории народа.
14 слайд.
Декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. В то же время в искусстве каждого народа отчетливо проступает его самобытность: нравы, обычаи, образ мышления, эстетические пристрастия, национальная психология, культура, история.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким – дошкольникам.
15 слайд.
Посещение национальных музеев.
«Музей, как и книга - это духовное завещание одного поколения другому …» - сказал А. И. Герцен.
Музейная педагогика помогает ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней и извлечь ценный жизненный опыт.
16 слайд.
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны национальной действительности. Музейная педагогика помогает педагогу решать задачи образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию образовательных организаций с семьей и социумом.
17 слайд.
Народные игры - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
18 слайд.
Народные игры способствуют воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне непосредственно выражает свои мысли и чувства - симпатию и дружеское отношение к людям разных национальностей. Представления детей о родине особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений.
19 слайд.
Народная игрушка способствует расширению мира детства, мира игры, она выводит ребенка в мир взрослой культуры, а также – в мир искусства.
20 слайд.
Основы поликультурного образования должны закладываться в самом раннем возрасте. Оно предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку в коллективе. Дети должны не только осознавать, что в их классе или группе учатся дети других национальностей, и каких именно, но должны быть информированы об особенностях их культуры, уметь взаимодействовать с представителями других этносов, способствовать взаимному культурному обогащению.