Надежда Бакулина
Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей.
▼ Скачать +Заказ
УДК 373.24
ВЛИЯНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ.
Н. И. Бакулина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53»
воспитатель первой квалификационной категории
Россия, 607225, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Володарского, д. 108а
Тел. : 8(83147) 2-69-68, e-mail : detskiy.sad.53@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается проблема развития детей в поликультурном пространстве ДОУ.
Публикация «Влияние поликультурного пространства на формирование личности детей,» размещена в разделах
Ключевые слова: поликультурное воспитание, толерантность, поликультурная личность, национальная культура и традиции.
В центре современной образовательной системы находится человек - ребенок, который воспитывается и развивается в поликультурном пространстве. Начиная с дошкольного возраста важно формировать способность взаимодействовать с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и готовности принять других людей, такими, какие они есть.
Формирование поликультурной личности необходимо начинать с раннего девства, так как – это сложный и длительный процесс. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства :
- патриотизм - чувство долга, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народом;
- любовь к природе - восхищение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому;
- любовь к родным и близким - сопереживание, сочувствие, терпимость и правдивость;
- чувство свободного общения (чувство удовлетворенности от понимания правильной, устной речи собеседника);
- художественно-эстетическое (чувства прекрасного, эстетические переживания).
Так как, дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка, овладения им родной речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования. И именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности.
К одной из задач поликультурного образования детей дошкольного возраста относится приобщение к национальной культуре и традициям, которое осуществляется в ДОУ через следующие направления.
- Окружение ребёнка предметами народного быта. Русская изба – наличие предметов старины: чугуны, ухваты, рушники и др. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа, который с момента рождения привыкает к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. С народными обычаями и традициями можно познакомить детей в ходе режимных моментов, в рамках проведения тематической недели, во время экскурсий по городу, на природу, различными наблюдениями за трудом взрослых, в которых ребенок начинает замечать, как труд сближает и объединяет людей. Знакомство с народными умельцами, народными промыслами вызывает у детей гордость за родной край. Во время знакомства с историческими местами города Арзамаса, необходимо подчеркнуть, что из других городов и сел приезжают посмотреть музеи, исторические памятники и другие достопримечательности нашего города.
- Использование произведений фольклора, таких как сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, способствуют развитию у детей нравственно-ценностных представлений о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, так как, именно они, вмещают в себя ценности русского языка.
Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, так как художественные произведения раскрывают перед дошкольниками внутренний мир героев, их характеры. Это учит их сопереживать не только героям произведений, но и замечать настроение близких и друзей. А так же художественное слово учит ребенка эстетическому восприятию окружающего. На формирование навыков социального поведения оказывает влияние и театрализованная деятельность, так как каждое литературное произведение является носителем определенных нравственных ценностей (дружба, доброта, честность, смелость, поэтому дети во время драматизации не только познают мир, но и выражают свое отношение к добру и злу, приобщаясь к фольклору и национальной культуре.
- Народные праздники и традиции непосредственно связаны с трудовой и общественной жизни человека, во всем их многообразии. Во время прогулок мы знакомим детей с народными обычаями, которые помогают детям освоить элементарные правила поведения в природе, элементами экологической культуры. Формируя понятия о временах года, погодных изменениях, поведении птиц, насекомых, растений, мы воспитываем гуманное отношение к природе, которое проявляется в добром, отзывчивом, заботливом к ней отношении. Данные наблюдения формируют понимание того, что человек – это часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее.
- Ознакомление детей с народной декоративной росписью (дымковская, филимоновская, гжель и др.) увлечение их национальным изобразительным искусством развивает эстетическое восприятие, Например знакомство с ремеслом дымковской игрушки, выделение характерных особенностей элементов узора позволяет закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек, которые передают быт и жизненный уклад многих поколений.
Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, играет огромную роль в развитии и воспитании. В игре ребенок не только развивается, но и познает очень важный этап человеческой культуры - взаимоотношения между сверстниками и взрослыми людьми, усваивает нормы общения, привычки поведения. У них вырабатываются нравственные качества и чувства. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
В своей работе мы используем различные дидактические и хороводные игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный ", "Промыслы родного края, "Национальные жилища народов России", "Что это и откуда". Народные хороводные и подвижные игры: русские, чувашские, татарские, и др. Проводим с детьми беседы: "Народные промыслы Арзамаса", "Мы живем в красивом городе, богатом достопримечательностями", Рассматривание наборов открыток «Город Арзамас»;
Воспитание уважения и любви к своей Родине, доброжелательного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, родителя мы начинаем с отношения к семье, близким. Семья (мама, отец, бабушка, дедушка) - это корни, которые связывают его с родным домом, с улицей, где он родился и где живут друзья. Любовь к своей малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему. В своей работе мы использовали:
– цикл тематических занятий: «Моя семья», «Дом, в котором мы живем», «Мои друзья»;
– защита детских проектов «Древо моей семьи»;
– развлечения с детьми: «Русские народные игры», «Игры разных народов»;
– консультации для родителей: «Диалог с ребёнком» (деловая игра, «Воспитание толерантности – основа современного культурного общества»;
– конкурс народных игр (педагоги – дети – родители).
- мастер- класс «Дымковская игрушка»(педагоги, родители)
Для создания, интереса к культуре родной страны и народов других национальностей мы проводили – развлечение «Сказки разных народов»; «Народные игры».
Родители принимают активное участие в воспитании детей, и жизни детского сада. Участвуют в собраниях, совместных праздниках, тематических выставках, мастер-классах, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, родители своим примером воспитывают в детях толерантность. Например: Мастер- класс на тему «Дымковская игрушка». Цель: Создание необходимых условий для доброжелательных взаимоотношений между родителями и детьми в процессе совместной деятельности - роспись народной игрушки. В ходе мероприятия дети шепотом рассказывали о последовательности, элементах росписи, ярких красках, учили своих мам промывать кисточку, набирать на нее краску, пользоваться тычком. В результате получились уникальные, праздничные игрушки, которые можно подарить друзьям.
Наши дети дружные, уважают и трепетно относятся к сверстникам другой национальности. Я верю, что детские навыки общения воспитанники перенесут во взрослую жизнь.
Проведенная работа, позволила убедиться нам в правильности избранного пути, который ориентирует педагогов, родителей и детей детского сада на поликультурную компетентность.
Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.
Приобщение детей к социальным ценностям (как направление поликультурного образования) – это разноплановая работа по руководству эмоциональной стороной жизни дошкольников, в процессе которой осуществляется данное направление педагогической работы. Происходят качественные позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, познавательной, нравственно-волевой сферах личности, в самой структуре деятельности детей, во взаимоотношениях друг с другом.
Литература:
1. Балицкая И. В. Поликультурное образование. М., 2001 г.
2. Ежкова Н. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста:
Аксиологический аспект: Учеб. -метод. Пособие / Н. С. Ежкова, М. В. Филатова. – Тула: Изд-во Тул. Гос. Ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.-101с.
3. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников.»- М. :Академия. -1999.
4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.
5. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. – 2008. - №2.
THE INFLUENCE OF THE MULTICULTURAL SPACE OF THE FORMATION OF THE PERSONALITY OF CHILDREN.
N. I. Bakulina
Abstract : in the article the problem of development of children in a multicultural environment DOE.
Keywords : multicultural education, tolerance, multicultural identity, national culture and traditions.