изольда жукова
Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников
является взаимодействие с семьями воспитанников. Семья выступает источником национальных традиций. Тесное сотрудничество семьи и ДОУ позволит сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение к людям других национальностей в будущем.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада как условие поликультурного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется взаимодействию с родителями.
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - это процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Организуя сотрудничество работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию следует выделить следующие цели:
• осознать важность и необходимость поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников;
• осуществлять единство воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников;
• формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
• развивать стремления у всех членов семьи лично участвовать в возрождении народных традиций.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает ребёнок, с приоритетом для него культуры его национальности.
Сотрудничество семьи и детского сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться на тесном сотрудничестве. Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс детского сада.
Ключевые слова: семья, поликультурное воспитание, толерантность, культура.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители могут оказывать о ценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.
Формы работы с семьями могут быть разнообразными, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. Таким образом, совместная работа педагогов и родителей позволит в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети начинают использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, знакомятся с новыми сказками, узнают сказочных героев, осмысленно участвуют в русских народных играх, называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.
Праздники объединяют родителей и детей, и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей.
Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки, составляющие в дальнейшей взрослой жизни основу ценностей и установок. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.
Декларация прав ребенка гласит, что «Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо другую форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». Поэтому возникает необходимость уже с ранних лет воспитывать в ребенке уважение к другим, чьи привычки и взгляды отличаются от собственных. Это поможет дошкольникам найти общий язык с представителями других культур. К тому же воспитание уважения к другим в дошкольном детстве будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.