Надежда Борец
Консультация «Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль предметно – развивающей среды
в оздоровлении детей.
Отечественный педагог И. Е. Тихеева, рассуждая о влиянии окружающего мира на ребенка сказала:
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира …
Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и подходом к построению предметно – развивающей среды.
Публикация «Консультация „Роль предметно-развивающей среды в оздоровлении детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Предметно – развивающая среда – это организация пространства и использование оборудования, игрушек, другого оснащения в соответствии с целями ДОУ.
Главные цели организации, требований и принципов построения предметно - развивающей среды :
1. Обеспечить безопасность пространства жизнедеятельности ребенка.
2. Обеспечить психологическое благополучие ребенка.
3. Реализовать программу воспитания и обучения.
4. Развивать ребенка.
В дошкольном образовательном учреждении ребенок приобретает богатый двигательный опыт, а также получает элементарные знания о своем организме. Возможность получения подобного опыта расширяется при условии создания в ДОУ предметно – развивающей среды отвечающей современным требованиям образования.
Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для воспитания.
При формировании предметно – развивающей среды важно учитывать особенности детей : возраст, уровень развития, интересы, способности и склонности.
Выделяются принципы, составляющие основу формирования предметно – развивающей среды :
принцип функциональности;
принцип динамичности;
принцип активности, самостоятельности, творчества;
принцип эмоциогенности ;
принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды;
принцип учета половых различий детей.
Принцип функциональности: заполняем среду востребованными, многофункциональными, вариативными ресурсами, которые по необходимости легко трансформируются.
Принцип динамичности: предметно – развивающая среда должна быть изменяющейся, трансформирующейся, разнообразной, это необходимо для стимуляции интереса ребенка, а значит и его развития.
Принцип активности, самостоятельности, творчества: мы реализуем организуя уголки с доступным оборудованием в групповых комнатах, а также организуя игротеки на участках во время прогулок и на занятиях по интересам.
Принцип эмоциогенности: мы используем способность среды порождать и трансформировать эмоции, влиять на состояние ребенка, создавая условия индивидуальной комфортности и благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации среды : воспитатели в группах и специалисты в своих кабинетах создают уют и комфорт, помещения эстетично оформлены.
Оборудование, выполненное вручную: неординарное, нетрадиционное, гармонично вписывается в стиль интерьера и на первый взгляд не отличается от фабричного.
Принцип учета половых различий детей : при создании предметно – развивающей среды так же важно соблюдение интересов мальчиков и девочек.
Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ предполагает совместные усилия администрации дошкольного учреждения, педагогов и родителей воспитанников. Работу по ее созданию следует начинать с изучения состояния кадрового обеспечения образовательного процесса, дидактических средств и оборудования для всестороннего развития детей в группах, кабинетах специалистов, физкультурном и музыкальном залах, на участках ДОУ.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Формирование здоровья дошкольников и их валеологическое образование является приоритетным направлением педагогической деятельности нашего коллектива.
Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим наше учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение и формирование здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
В Рабочей Программе старшего возраста представлена система работы программы Ю. П. Барыльник «Основы здорового образа жизни».
Работа ведется с учетом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития. В работе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка.
Работая по программе мы применяем следующие оздоровительные мероприятия :
комплексы утренней гимнастики
комплексы по профилактике плоскостопия
дыхательная гимнастика
снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки)
прогулки каждодневные
ходьба босиком
полоскание полости рта
умывание до локтя прохладной водой
оптимальный двигательный режим
мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
лук, чеснок.
Каждодневно проводятся беседы с детьми на тему «Здоровый образ жизни», «Полезные и вредные продукты», «Что такое гигиена?», «Зачем нужна зарядка?», «Спорт – это здоровье», «Структура человеческого тела», также детям читается соответствующая литература.
Ежедневно в своей работе с детьми мы используем такую форму, как пальчиковые игры. В уголке здоровья имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, материал для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами : прищепками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, шнурочками и т. д.
Для того чтобы предметно – развивающая среда способствовала качеству образования, мы провели работу по созданию условий в помещении.
В нашем физкультурном зале стены покрашены в светлые пастельные тона, вставлены новые пластиковые окна, имеются защитные экраны на батареях отопления, установлены новые гимнастические стенки, спортивный комплекс, имеется новый спортивный инвентарь, необходимый для занятий спортом. Вся предметно – развивающая среда ДОУ организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиН. В физкультурном зале и групповых физкультурных уголках оборудование хранится и обновляется в соответствии с санитарными и психолого - педагогическими требованиями.
В условиях правильно организованной среды повышается качество образовательного процесса. Дети с удовольствием занимаются в физкультурном зале, на свежем воздухе, в групповых физкультурных уголках.
В групповом физкультурном уголке мы стараемся,чтобы оборудование соответствовало целям и задачам ФГОС, в настоящее время в нем имеется: Шнур короткий (плетеный)
Коврик массажный со следочками
Обручи малые и большие
Скакалка короткая
Кегли (набор)
Кольцеброс (набор)
Мешочки малые с грузом
Мячи большие,средние, малые, набивные
Кольца малые
Палки гимнастические
Важное звено в развитии ребёнка -это родители, и особенно в формировании у ребёнка основ здорового образа жизни, поэтому параллельно проводится работа с семьёй, с использованием различных форм и активное включение родителей в жизнь детского сада. Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома,, брошюры, консультации. Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке ” рекомендации, советы. Постоянно обновляются папки-передвижки, стенд на темы оздоровления детей.
Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
В перспективе работы по созданию здровьесберегающей среды в группе, повышению педагогической компетентности, отношения к охране здоровья мы планируем : продолжать насыщать новым содержанием работу по проблеме укрепления здоровья, используя новые методы и технологии.
Таким образом, предметно – развивающая среда оказывает непосредственное влияние на повышение качества образовательного процесса и оздоровление детей в ДОУ.