Светлана Мансурова
Средства активизации продуктивной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Существенным фактором, влияющим на качественные изменения в работе педагогов дошкольного образования, являются требования ФГОС, ориентирующие педагогов на развитие у детей способностей к активной деятельности. Инновации в содержании, общем характере и стиле педагогического процесса в дошкольных учреждениях нацеливают на разработку и введение новых средств активизации различных видов детской деятельности, в том числе и продуктивной.
Темочки:
Существуют различные подходы к определению продуктивной деятельности. Общепринятым считают, что продуктивная деятельность – это форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт (О. В. Дыбына). Традиционно к продуктивной относят изобразительную деятельность, конструктивную и некоторые виды трудовой.
В современных программах дошкольного образования представлен богатый и содержательный материал для воспитания детей. Большая часть программного содержания в дошкольном учреждении должна осваиваться не на занятиях, а за счет потенциала других средств образования. В первую очередь к ним нужно отнести совместную деятельность детей и педагогов, самостоятельную художественную деятельность детей, интегрированную продуктивную деятельность с другими видами детской деятельности. Большое значение в развитии дошкольников приобретает художественно-развивающая среда.
Исследователями предлагается использовать различные формы и методы активизации художественно-эстетической деятельности детей (А,М, Вербенец, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, И. А. Лыкова и др.). К активным формам совместной деятельности детей и педагогов можно отнести:
- оформление выставок, панно, экспозиций по различным направлениям. Во-первых, выставки детских художественно – творческих работ. Во-вторых, экспозиции и панно на темы окружающей действительности. В-третьих, тематические выставки, посвященные творчеству художников или графиков, выставки произведений народного искусства и т. п. ;
- создание макетов из разнообразных материалов – глины, песка, бумаги, ткани, засушенных растений и других;
- активное участие детей в праздниках, развлечениях, посиделках. Предлагается привлекать дошкольников к разработке программы выступления, оформлению среды;
- деятельность детей по подбору «экспонатов» и оформлению мини-коллекций в виде альбомов, календарей, выставок, портфолио, каталогов;
- участие детей в выпуске детского журнала, газеты, праздничного поздравления, детской книги, рекламы.
В работе с детьми следует учесть «старое, доброе» правило. Инновационная форма недолжна являться самоцелью, так как важны приоритетные цели и содержание педагогического процесса. Поэтому любую традиционную форму можно наполнить новыми методами, которые будут направлены на достижение образовательно0воспитательных задач.
Современные методы активизации продуктивной деятельности детей ориентирована на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе и развитие у дошкольников умений внести самостоятельный поиск новых знаний.
Исследовательская активность детей в условиях изобразительной деятельности реализуется различно. Это могут быть наблюдения, обследование, ориентировочные действия, опыты, экспериментирования, эвристическое обсуждение, разработка проектов.
На основе исследований в данной области можно выделить два основных этапа развития исследовательской деятельности у дошкольников. На первом этапе необходимо создать условия, при которых активность в процессе деятельности исходит от самого ребенка. Ребенок выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность. На втором этапе ориентировочно-исследовательская деятельность должна быть организована педагогом, который обучает детей определенному алгоритму действий. Структура поисковой деятельности может включать следующую последовательность:
- выдвижение детьми совместно с педагогом художественно- творческой проблемы;
- выдвижение предположений (гипотез) использования нетрадиционных техник рисования в решении художественно - творческой проблемы;
- отбор способов проверки возможных путей решения творческой задачи;
- практическую проверку выбранных способов экспериментирования с новыми изобразительными техниками и нетрадиционными материалами;
- анализ полученных результатов и формирование выводов.
Особое значение в активизации изобразительного творчества детей приобретает игра как форма организации деятельности и метод обучения. Учеными доказана значимость использования игровых средств развития продуктивной деятельности дошкольников (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова и др.). Однако в практике детского сада наибольшее распространение получили игровые приемы по «оказанию помощи» персонажам игры. Такие игровые приемы важны для дошкольников, но постоянно их использование обедняет детское творчество. Изобразительная деятельность будет более активной, если педагоги будут владеть технологиями использования сюжетно-ролевых игровых оболочек образовательных ситуаций (А. М. Вербенец). Например, дети могут погружаться в творческую атмосферу на основе сказочного сюжета или фантазийного путешествия.
Продуктивная деятельность удачно интегрируется с другими видами художественной активности дошкольников, что так же стимулирует детское творчество. В последнее десятилетие заметную роль в художественно-эстетическом развитии детей стала играть дизайнерская деятельность. Данную проблему изучали зарубежные и отечественные ученые (З. М. Богуславская, П. Грин, К. Александер, Г. Н. Пантелеев, Г. П. Калинина и др.). Исследователи отмечают, что дизайнерская деятельность – это область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды и направление художественного воспитания, включающей в себя элементы продуктивной деятельности.
Г. Н. Пантелеевым разработаны типы и виды детского дизайна. К типам относятся:
- плоскостной (аппликационно - графический);
- объемный (предметно-декоративный);
- пространственный (архитектурно – художественный).
Каждый тип детского дизайна делится на следующие виды деятельности :
- художественная аранжировка;
- моделирование одежды;
- декоративно-пространственный дизайн.
В процессе работы над дизайнерским проектом детям представляется больше возможности раскрыть свои творческие способности, проявить большую самостоятельность и активность. Так, дети по собственной инициативе расписывают украшения, изготавливают костюмы сказочных героев, которые затем используются в игровой деятельности.
В системе художественно – эстетического развития детей важная роль отводиться процессу интеграции разных видов искусств. Взаимодействие разных искусств и продуктивной деятельности является фактором развития творческой активности дошкольников. Учеными и практиками научно обоснована природа комплексного взаимодействия искусств и введен в практику работы полихудожественный подход воспитания детей (Б. П. Юсов, Л. Г. Савенкова).
Исследователи отмечают, что ребенок легко переключается с одного вида творческой деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом. Поэтому, любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять видами художественной деятельности. Музыка, поэзия, театрализация «оживляют» образ действительности и помогают детям найти необходимые средства выразительности в продуктивных видах деятельности.
Художественно-творческое развитие дошкольников осуществляется более успешно, если педагоги используют компьютерные технологии в процессе активизации продуктивной деятельности дошкольников. К таким средствам относятся : компьютерные игры, стимулирующие деятельность экспериментирования; каталоги изобразительных материалов и техник, в том числе нетрадиционных; творческие задания; электронный иллюстрированный материал; презентации и другие.
Таким образом, реализация инновационных средств активизации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста создают благоприятную почву для их художественно-эстетического и творческого развития.