Ира Блинова
Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы «Цветочная поляна» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Алтайский район с. Старобелокуриха «детский сад Радуга»
Информационно-творческий проект
по ознакомлению с миром природы
«Цветочная поляна»
для детей средней группы
Подготовила воспитатель
Блинова Ирина Федоровна
Цель: Расширять представления детей о разнообразии цветов.
Публикация «Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы „Цветочная поляна“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : Ознакомление с природой является одной из важных задач в работе с дошкольниками. При этом необходимо, чтобы знания, даваемые детям, не были изолированы от комплекса явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.
Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.
Вид проекта : информационно – творческий, краткосрочный, групповой (совместно с родителями).
Задачи:
Дать понятие, что такое цветок.
Дать первичные представления о классификации по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
Развивать умение сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения природных объектов.
Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Пополнить и обогатить словарный запас детей цветах.
Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Формы организации проекта :
Прикладное искусство (рисование, лепка)
Беседы
Дидактические игры
Трудовая деятельность детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок природы в группе
Методический инструментарий.
Материально – техническое (ноутбук, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, материал и оборудование для посадки рассады)
Наглядный материал.
Сроки реализации проекта : апрель -июль 2017
Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Выставка поделок детей и родителей.
Этапы реализации проекта :
Период Мероприятия
Подготовительный этап
апредь Разработка плана реализации проекта
Подбор иллюстративного материала
Подбор стихотворений, загадок, сказок, по теме
Подбор дидактических игр.
Подготовка семян цветов
Информирование родителей о проекте
Беседы с родителями по подготовке поделок
Основной этап
Май-июнь Внесение в уголок природы нового материала о цветах (папка с иллюстрациями, искусственные цветы).
ООД по ознакомлению с природой «Комнатные растения».
Цель: Уточнить названия, строение. Воспитывать бережное отношение
Посев семян цветов на рассаду. Цель: Рассказать об условиях роста рассады. Приучать выполнять поручение воспитателя, приучать аккуратно и бережно относиться к растениям
Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо относиться, создавать комфортные условия для роста
Д/ и: «Кого цветка не стало?». Цель: Повторить названия цветов
Д/и «Отгадай загадку».
Цель: Закрепить названия садовых цветов
Слушание музыки о цветах. Цель: Продолжать знакомство с современными произведениями для детей
Цель: Уточнить знания детей о комнатных растениях Беседа «Цветы у меня дома».
Слушание музыкальных произведений и песен о цветах. Цель: Продолжать знакомство с музыкальными произведениями о цветах. Развивать эстетическое восприятие.
Элементы прикладного творчества. Изготовление рисование «цветы». Цель: Научить создавать букет из природных материалов
Рисование мелом на асфальте.
Цель: Закрепить знания детей о строении цветка.
Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо, относиться, создавать комфортные условия для роста
Рассматривание иллюстраций о цветах.
Цель: Закрепить названия, развивать эстетические чувства
Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик». года. Цель:
Способствовать формированию эмоционального отношения
Беседа «Лекарственные растения».
Цель: Дать понятие, что многие цветы приносят пользу человеку
Элементы прикладного творчества. Изготовление поделки «Цветочки». Цель: Продолжать учить работе с различными материалами (трава и листья). Развивать эстетическое восприятие
Д/ и: «Цветочный магазин».
Цель: Закрепить знание названий цветов
рисование «Одуванчик».
Цель: Учить отражать в рисунке знание о строении цветка, развивать фантазию, мелкую моторику
Наблюдения за рассадой. Цель: уточнить названия цветов, основные части растений. Воспитывать бережное отношение
Внесение новых элементов в зону «Природа». Цель: Продолжить знакомство с цветами, условиями их роста и развития
Беседа «Что мы знаем о цветах».
Цель: Расширять представления о сезонных изменениях, закрепить названия цветов. Формировать бережное отношение
Элементы прикладного творчества. Изготовление поделки «Цветочная поляна».
Цель: Учить пользоваться пластилином и природными материалами при создании плоскостного изображения, развивать фантазию, мелкую моторику
Высадка рассады цветов в открытый грунт.
Цель: уточнить названия цветов, основные части растений, условия роста. Воспитывать бережное отношение
Полив комнатных растений. Цель: Приучать заботливо относиться, создавать комфортные условия для роста
Д/и «Назови части».
Цель: Закрепить названия частей цветка
Заключительный этап
июль Беседа «Соберу букет для мамы».
Цель: повторить название цветов, условия роста.
Воспитывать бережное отношение
Подготовка презентации
Выставка творческих работ детей и родителей «Цветочная поляна»
«Экологическая беседа «Берегите цветы – красу Земли!»»
Экологическая беседа «Берегите цветы – красу Земли!»
Цели: расширять знания младших школьников о цветах, воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, развивать воображение, память, внимание, познавательные способности учащихся, расширять кругозор.
Содержание беседы.
- Ребята, вы любите цветы? Что вам больше нравится: любоваться ими, дарить или рисовать цветы?
- Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Цветы всегда были любимы людьми. Даря их друг другу, они выражали свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение. Цветы всегда вдохновляли художников, поэтов, музыкантов. Давайте и мы ближе познакомимся с цветами, полюбуемся ими и, может быть, сами станем чуточку добрее, мудрее, красивее.
- Ребята, вы хорошо знаете цветы? А вот сейчас мы и проверим.
Есть одна игра для вас -
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
В траве густой, зелёной, он выглядит нарядно.
Но с пашен, как сорняк, он выгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелёк.
Ну, кто ж его не знает? Ведь это … (василёк)
Золотая середина и лучи кругом,
Это, может быть, картина: солнце в небе голубом?
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветок … (ромашка)
На солнечной опушке в траве стоит она.
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка.
Все зовут цветок … (фиалка)
Подрастёт – нарядится в беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока стоит одетый в жёлтый сарафанчик.
Все зовут его, ребята, просто … (одуванчик)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
Полюбуйтесь дикими
Алыми … (гвоздиками)
Нам каждому весенняя природа дорога.
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и хвоя, и валежник,
И первый появляется в проталине … (подснежник)
(демонстрация иллюстраций цветов)
- Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками, Морозом и Ветром, решила не пускать на Землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Поэтому подснежник считают первым цветком, встречающим весну.
Рассмотрите картину и скажите, почему этот цветок называют подснежником? Он первым появляется из-под снега. Подснежники. Этим именем часто называют все растения цветущие рано весной. Но настоящие подснежники растут в горных районах и встречаются редко. Они очень нежные и красивые.
Многие первоцветы – лекарственные растения. Собирая первоцветы, как лекарственные травы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания. Весной и летом вы иногда бываете в лесу, в поле, на лугу. Там растут красивые цветы. Люди собирают большие букеты первоцветов, ландышей, фиалок, колокольчиков (демонстрация иллюстраций цветов). А знаете ли вы, что многие из цветов всё реже и реже встречаются в природе? Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25 тысяч видов растений. Если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время – их надо беречь!
- Не рвите цветы, не рвите -
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля!
«Сказка о ромашках».
- А сейчас я предлагаю вам перенестись на 100 лет вперёд и послушать, какая печальная история произошла с девочкой Машей и мальчиком Мишей.
Однажды в саду около дома они увидели какой-то неизвестный цветок, похожий на солнце с белыми лучиками. Никто не мог объяснить происхождение удивительного цветка. Подумали даже, что семечко его прилетело из Космоса на летающей тарелке. И только старенькая бабушка, которой было почти 100 лет, вспомнила, что этот цветок называется ромашкой. Когда-то на Земле были огромные поляны, сплошь покрытые ромашками. Цветы были очень красивы, и люди рвали их, делая пышные букеты. А ромашек становилось всё меньше и меньше. Потом они исчезли совсем. Чудом сохранившаяся одна ромашка и вызвала такое удивление у людей.
Вот, что может случиться, если мы не будем беречь полевые цветы. Очень многие растения исчезают с лица Земли, в первую очередь с красивыми цветками. Давайте беречь родную природу! Тогда не придётся заносить в Красную книгу всё новые и новые растения.
- Ребята, а помните ли вы, что такое Красная книга? Это книга, в которой перечислены растения и животные, охраняемые государством и которые должны беречь и вы. «Красной» книгу назвали потому, что красный цвет – цвет опасности и тревоги за всё живое на Земле, будь то огромное животное или маленький цветок. В этой книге есть редкие и охраняемые растения нашей страны. Только в Подмосковье более 300 видов исчезающих растений. С каждым годом скудеют краски наших пригородных лесов, лугов, прудов и речек. Уже редко встретишь на тенистых лесных полянах прекрасный персиколистный колокольчик. Бесполезно, вероятно, искать в сосновом бору легендарную сон-траву. А в тихих заводях рек уже не растёт белоснежная кувшинка. Цветы исчезают, и мы, теряя их, теряем красоту.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!»,
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Давайте подведё м итог нашей беседы:
- Какие цветы вы знаете?
- Какие цветы растут на школьной клумбе, у вашего дома?
- Назовите цветы, которые занесены в Красную книгу.
- Что нужно делать, чтобы сохранить исчезающие цветы, чтобы каждую весну и каждое лето они радовали нас своим пёстрым хороводом?
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Одуванчики в траве»
Цель: Закреплять приёмы рисования красками; умение аккуратно промывать кисть. Вызвать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Предварительная работа: Чтение стихов о цветах, рассматривание иллюстраций о цветах. Наблюдение за одуванчиками на прогулке.
Материал: Мольберт, образец рисунка, иллюстрация с изображением одуванчика. Гуашь, кисточка для рисования, кисточка для клея из щетины, салфетки, стаканчики с водой, листы бумаги
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Воспитатель: Послушайте, стихотворение про цветочек и скажите, как он называется:
Лишь солнышко пригрело,
У тропинки в ряд,
Цветочки приодели
Свой солнечный наряд.
Нежатся на солнышке,
Купаются в росе,
Светятся, как звездочки,
В низенькой траве.
Бежит время и цветок,
Превращался в пузырёк!
Дунул тихо на него
- И в ладони нет его!
Дети: Одуванчик.
Воспитатель: Правильно, это одуванчик. Наш одуванчик носит жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится в белое платьице. Давайте его рассмотрим на картинке. Какой одуванчик?
Дети: Красивый, жёлтый, круглый.
Воспитатель: Посмотрите, какой у него стебелёк, длинный, зелёный. А ещё у одуванчика есть листочки. Они какого цвета?
Дети: зелёного
Воспитатель: Что есть у одуванчика?
Дети: стебель, листья, цветок.
Воспитатель: Для чего нужны цветы?
Дети: Чтобы ими любоваться.
Воспитатель: Да любоваться, но не только. Цветы нужны для насекомых. Цветы - это частичка природы. В ярких венчиках цветов скрыта пища крылатых лакомок. Здесь много цветочной пыльцы, которой питается часть насекомых. Здесь лежат светлые капли сладкого сока - нектара.
В зеленой травке желтые одуванчики очень смотрятся красиво. Их много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу погибнут.
Мы с вами будем сегодня рисовать одуванчик в травке. Но перед тем, как рисовать мы сделаем физкультминутку. Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки,
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: Вот пришло время отправиться в мастерскую и нарисовать одуванчик. Что для этого нам нужно?
Дети: кисточка, бумага, краски.
Воспитатель: Правильно, вот вам бумага и кисточка рядом. Открываем гуашь жёлтого цвета и рисуем сухой кисточкой шапочку одуванчика. Она круглая. Затем мы рисуем стебелёк кончиком кисточки для рисования. Стебелёк тоненький, зелёный. Что ещё забыли нарисовать?
Дети: листочки.
Воспитатель: Правильно, зелёные листочки. Они длинные. Вот такие (показываю, как рисовать).
Одуванчики растут в траве. Поэтому мы нарисуем ещё и травку. Посмотрите на свои рисунки. Какие красивые одуванчики у вас получились. Сделаем из рисунков выставку. У нас получится большой одуванчиковый луг.
Стали краски вдруг – цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Пальчиковая гимнастика «Цветок»
Цель - научить детей различать осенние цветы.
"Цветы"
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)
Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)
Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)
Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)
Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)
Они тихо засыпают,
И головкою кивают.
Ещё одна пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»
Посадили в землю зернышко, ("положите" в ладонь ребёнка «зернышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети, солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти, зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки, (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки, (сжимаем кисти и по-очереди разжимаем)
Источник: https://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah
Пальчиковая гимнастика. ЦВЕТЫ
АХ! Какие хризантемы!
Мы сорвём их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали,
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе – хе… цветов не стало,
Их и раньше было мало.
Ох, зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили.
Пальцами показать, как цветок
распускается.
Обеими руками срываем цветы.
Обеими руками показать охапку.
Махнуть рукой и рвать цветы
дальше.
Удивленно пожать плечами.
Развести руки в стороны.
Прижать к щекам обе руки и
горестно покачать головой.
Беседа «Лекарственные растения» (Вторая младшая группа)
Беседа «Лекарственные растения» (первая младшая группа)
Беседа на тему:
«Лекарственные травы»
Подготовила:
воспитатель Блинова И. Ф
Цель:
– познакомить детей с лекарственными растениями: подорожником, ромашкой, крапивой и одуванчиком, – и их целебными свойствами.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека?
- Ребята, вы же слышали не раз от взрослых, что надо больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу. Почему? Да потому что воздух в лесу чище. Многие лесные растения выделяют такие вещества, которые убивают вредные микробы. Вот почему воздух в лесу чище и человеку в лесу легче дышится.
Лесом можем мы гордиться
Лес – зеленая больница
Лес – как сказочное царство:
Тут кругом растут лекарства
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
- Ребята, но многие лекарственные растения растут не только в лесу.
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути! (С. Баруздин.)
Это растение – доктор. Приложи чистый листок к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробы, и ранка заживет.
- Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Это подорожник.
- Вы видели подорожник? Кто знает, где он растёт?
- Верно! Очень часто его можно увидеть вдоль дорог. Отсюда он получил свое название.
Это одно из лекарственных растений, которое является помощником человека. С помощью подорожника мы залечиваем раны, его используют при ушибах и укусах. Это растение – доктор. Стоит только приложить листик подорожника к ранке, то кровь перестанет течь, боль уменьшится при ушибе.
- Ребята, а вам когда-нибудь приходилось лечиться листьями подорожника?
Теперь вы знаете, что это лекарственное растение и «как оно лечит».
- Ребята, а как называется этот цветок?
- Молодцы! Ромашка.
Это тоже лекарственное растение. Ромашка используется при купании новорожденных детей. А если у ребёнка болит животик, то ребёнку дают чай с отваром ромашки. Купание детей с ромашковым отваром может успокоить, а запах ромашки помогает ребёнку заснуть. И при простудных заболеваниях детей ромашка – незаменимый помощник.
- Ребята, теперь вы знаете, что это не просто красивый цветок, но и хороший «лекарь».
- А теперь послушайте загадку.
Эту травку, ты не тронь!
Она жжётся, как огонь.
(Крапива).
Что это за растение?
- Молодцы! Это крапива.
У забора, там, где слива,
Выросла у нас крапива.
Ты её рукой не тронь,
Жжёт крапива, как огонь.
Крапива – это ещё один детский «лекарь». Отваром крапивы лечат кашель у детей уже с 2-х лет. Стоматит (воспаление слизистой оболочки рта) тоже лечится, если полоскать рот отваром крапивы. Крапива применяется при лечении и других детских заболеваний.
- Ребята, а сейчас я вам ещё загадаю загадку.
Рос шар бел,
Ветер дунул – улетел. Что это за растение?
( Ответ: одуванчик).
Вы видели это растение не раз, конечно.