Неля Мошкина
Среднесрочный проект в старшем дошкольном возрасте по экологическому воспитанию «Вода — источник жизни на Земле»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,
не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты
необходима для жизни, ты – сама жизнь…
Ты самое большое богатство на свете…»
Антуан Сент-Экзюпери
Введение
В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет главную роль. Вода – это сама жизнь! Вода - простое вещество, однако при этом она обладает рядом необычных свойств, которые не перестают удивлять людей. Изучение уникальных свойств воды постоянно открывает нам все новые и новые тайны, задает нам новые загадки и бросает новые вызовы.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни, любят играть с ней, но их представления о воде недостаточны. Дети, на вопрос «какого цвета вода?» часто отвечают: «белая». На вопрос «какой вкус у воды?» отвечают, что «она сладкая или наоборот кислая». А на пар часто говорят, что «это дым».
Дошкольники – прирожденные исследовали. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Паспорт проекта
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
По содержанию: дети старшей группы (28 человек, воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: среднесрочный (октябрь - декабрь).
По роду деятельности: наблюдения, исследования, опыты, продуктивная деятельность.
Актуальность
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Выявление проблемы: Что вы знаете о воде? Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Проблема. Дети имеют недостаточное представление о свойствах воды, о ее значении в жизни живых существ.
Цель проекта : Расширить знания детей о свойствах воды, роли в жизни человека и других живых организмов.
Задачи:
Образовательные: Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть, о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед); Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого; Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие: Развивать у детей фонематический слух; Развивать творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу. Воспитывать интерес у детей к природе, любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Основными идеями проекта являются : развитие познавательной активности детей; передача социального опыта в сфере влиянии воды на все живое; вовлечение детей в активное освоение окружающего мира через проведение занимательных опытов и экспериментов с водой; оказание помощи в овладении способами познания связей между предметами и явлениями; развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской и экспериментальной деятельности, а также развитие творческого самовыражения.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой, поэтому экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения.
Пробовать и исследовать свойственно маленьким детям. Вода – ежедневный объект природы, с которым человек сталкивается, не замечая, как он важен в нашей жизни (умывается, пьет, готовит пищу, все кругом чистит). Ребенок имеет возможность познать, какая вода на ощупь. При действии с водой у ребенка развиваются различные рецепторы, что обеспечивает сенсорное развитие и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем.
Игры с водой, экспериментирование – один из самых доступных способов познания свойства воды. Наблюдая за играми детей с водой, опытами, а так же во время умывания, закаливающих процедур, уходом за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получении знаний и представлении детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и здоровья людей.
Проект «Вода – источник жизни на Земле» осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности педагогов и детей, в совместной деятельности детей и взрослых, а так же самостоятельной деятельности детей в утренние и вечерние часы.
Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Данный проект позволяет педагогам сформировать у детей старшего дошкольного возраста не только систему знаний и представлений о свойствах и состояниях воды, но и способствует воспитанию у детей основ экологической культуры, научит их бережно относиться к воде и водным ресурсам.
Основными методами и приёмами проекта являются :
организованная образовательная деятельность;
наблюдения;
эксперименты;
опыты с водой;
игры с водой;
беседы;
чтение художественных произведений;
решение проблемных ситуаций;
дидактические и словесные игры;
продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
Для детей
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Для педагогов
- Повышение педагогического мастерства в теме: «опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ».
- Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
- Оформление проекта;
Для родителей
- Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
- Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Работа над проектом
Подготовительный этап.
- изучить литературу по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через использование экспериментальной, исследовательской и опытнической деятельности;
- оборудовать мини-лабораторию в группе «Хочу все знать!»;
- организовать цикл наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода» (наблюдения за дождем, туманом, изморозью, градом, снегопадом, облаками, тучами);
- подготовить обучающие презентации «Вода и ее свойства», «Состояние воды в природе»;
- подобрать дидактический и демонстрационный материал о воде;
- подобрать художественную литературу для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- организовать просмотр видеофильмов о воде и ее обитателях и просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписи со звуками воды;
- провести консультацию для родителей на тему «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками», составить памятки «Что почитать детям о воде», «Правила поведения на воде и у водоемов»;
- подобрать материал для оформления альбома и лэпбука.
Основной этап
Октябрь.
* Беседа «Вода – источник жизни на Земле»;
* Презентации «Вода и ее свойства», «Состояние воды в природе;
* Наблюдения в природе на тему «Природное явление – вода»;
* Исследования воды;
* Опыты с водой;
* Рассматривание иллюстраций «Природные водоемы» (река, ручей, озеро);
* «Искусственные водоемы» (фонтан, аквариум);
* «Осадки» (град, туман, дождь, снег, роса);
* Комплексы пальчиковых гимнастик «Дождик», «Рыбки».
* Подвижные игры «Море волнуется», «Караси и щука», «С кочки на кочку», «Через ручеек»
Ноябрь.
* Д/и «Подскажи словечко», «Кому нужна вода?», «Какой бывает вода», «Опиши», «Когда это бывает?», «Какой, какая, какие?», «Закончи предложение»;
* Составление лэпбука из рубрики «Хочу все знать!» «Вода»;
* Составление сказок на тему «Путешествие капельки Тоши»;
* Разучивание пословиц и поговорок о воде, отгадывание загадок;
* Эксперименты с водой;
* Игры с водой;
* Продолжение наблюдений в природе на тему «Природное явление – вода».
Декабрь.
* Чтение рассказов «Жила-была река», «Как люди речку обидели» Рыжовой Н. А. ;
* Создание альбома «Береги воду»;
* Изготовление книжки с иллюстрациями «Капелька Тоша»;
* Просмотр мультфильмов «Заяц Коська и Родничок», «Капитошка»
* Подвижные игры «Ходит капелька по кругу», «Ручеек», «Удочка».
3 этап: Заключительный
Показатели результативности проекта :
-дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-
исследовательской деятельности;
-дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие
обобщения или выводы по результатам опытов;
-самостоятельно устанавливают взаимосвязи: снег-вода-лед; пар - вода-лед; вода-пар.
В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей сформированы знания о свойствах воды:
• вода не имеет запаха, вкуса, цвета;
• вода прозрачная;
• вода является растворителем.
• вода имеет три агрегатных состояния
• У детей сформированы представления, что вода - источник жизни на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.
Для родителей была проведена консультация: "Экспериментирование с детьми в домашних условиях"
Продуктом проекта стали лэпбук из серии «Хочу все знать!» Тема «Вода и ее свойства»; альбом "Берегите воду!" и картотека опытов с водой, книжка со сказками «Приключения капельки Тоши».