Сотникова Екатерина Федоровна
Среднесрочный игровой проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Методический паспорт проекта
Пояснительная записка
1 этап - Организационный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Презентация реализации проекта
Продукт проекта
Методический паспорт проекта
Название проекта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Публикация «Среднесрочный игровой проект „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Автор – исполнитель Сотникова Е. Ф., воспитатель
Возраст детей Дети 2 группы раннего возраста
Общее количество детей: 21, из них мальчиков – 15, девочек -6
Вид проекта Среднесрочный (сентябрь – ноябрь)
Тип проекта Игровой
Цели проекта (практическая и педагогическая)
Формирование у детей представлений о цвете, форме, величине предметов через дидактические игры.
Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи Педагоги:
Разработать методическое обеспечение по сенсорному развитию детям раннего возраста.
Дети:
Воспитывающая - воспитывать познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм у детей ранней группы.
Обучающая - дать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Развивающая - различать предметы по форме и называть их, развивать мелкую моторику рук; внимание, память, упражнять в установлении сходства
и различия между предметами; способствовать накоплению опыта развитию у детей обследовательских умений и навыков.
Родители:
Познакомиться с основными аспектами работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
Привлечь по рекомендации педагога изготавливать своими руками дидактические игры для развития сенсорных способностей своих детей;
Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей.
Актуальность
Сенсорное воспитание является основой интеллектуального развития, развивает наблюдательность, влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, на
развитие зрительной, слуховой, образной, моторной и других видов памяти. Проект актуален, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого
ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Проблема:
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих
перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.
Ожидаемые результаты:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Умеют сравнивать предметы по величине, используя слова: длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше
Продукт проектной деятельности
1) Картотека дидактических игр на формирование представлений о цвете, форме, величине предметов.
2) Картотека консультаций для родителей
3) Лепбук «Цвет, форма, величина»
4) «Бизиборд»
5) «Игры с бельевыми прищепками», «Шнуровки»
6) Разрезные картинки, карточки к дидактическим играм на формирование цвета, формы, величины
7) Игровое пособие «Яблоко»
Оригинальность проекта
Игры проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей, используются информационно-коммуникационные технологии.
Литература
Нормативно–правовая база:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. ;
- Устав ДОУ.
Рекомендуемые источники информации:
1. Кочетова, Н. П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н. П. Кочетова, Г. Г. Григорьева, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2007.
2. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И. А. Лыкова. – М. : Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М. ; Мозаика-Синтез, 2009. - 72 с.
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2011.
5. Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета // Первые шаги: (Модель воспитания детей раннего возраста). - М. : 2002
Используемый интернет-источник: Чувашлева, О. В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни / О. В. Чувашлева. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 28-29. — URL:
https://moluch.ru/th/1/archive/1/56/ (дата обращения: 30.11.2021)
Пояснительная записка
Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде
всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для
сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование
умственных способностей ребенка.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых,
не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств
(ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Проблема повышения уровня познавательной деятельности
дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах
развития образования, была одной из актуальных, так как это является
необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее
развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы,
интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» разработан в
соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а
также в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санаторно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций». Сенсорное
развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее
успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие
общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в
дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных
сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе,
звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В
раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям.
Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его
развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно
переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений
об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений
в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить
детей полно, точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и
отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира
начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление,
воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом
их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без
опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет
фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного
обучения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно
осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая
сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны
взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только
посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить
признаки предметов.
Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность
учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового
обучения, применяются особые наглядные пособия. Она направлена на
решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в ней
проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап (с 1.09. по 12.09.2021г.):
1 этап включает:
- Знакомство с темой проекта;
- Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;
- Выявление проблемы, цели, задачи;
- Составление перспективного плана работы;
- Разработка консультаций для родителей;
- Создание условий для эффективного использования игр
- Подбор дидактического материала и игр, сделанными своими руками и
руками родителей;
- Диагностика сенсорного развития детей в группе.
Диагностика оценки уровня сформированности умений по результатам
выполнения заданий включала следующие критерии: высокий уровень-3 балла; средний уровень-2 балла; низкий уровень- 1 балл; умение не сформировано-0 баллов.
Задание № 1
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не
такой, называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек
(красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку
помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же
цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания
ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все
бабочки спрятались. Молодец!»
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу,
называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1
балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0
баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 Дидактическая игра «Занимательная коробочка»
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны
быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их.
Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери”
(показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу
педагога.
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу,
называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не
назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет
ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3 Дидактическая игра «Собери пирамидку»
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой –
маленький, больше - меньше, различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая:
“Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала
надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое
маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а
пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая
свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил
правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал
наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога
исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью
педагога не справился с заданием.
Диагностика проводится на базе МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад
«Рябинка» во 2 группе раннего возраста.
2. Основной этап (с 13.09. - по 28.11.2021г.)
Включает:
- реализация перспективного плана проекта
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
Методы, приемы и принципы реализации проекта
Методы и приемы: Организационные; Мотивирующие; Словесные; Игровые; Наглядные
Принципы:
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип систематичности и последовательности
План реализации проекта
Месяц Сентябрь
Работа с детьми: Д/и «Варежки», Д/и «Нарядим солнышко», «Спрячь мышь», «Найди пару», «Собери картинку», «Большой – маленький», «Чудесный мешочек, «Жучки и цветочки», «Узнай и назови овощи», «Геометрическое лото», «Катание цветных шариков», «Нанизывание больших и маленьких бус», «Назови правильно», «Что катится?», «Пирамидка»
Работа с родителями: Консультация для родителей на тему: «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать?». Привлечение к изготовлению игр (Логическая игра – шнуровка «Транспорт»)Папка – передвижка «Значение
сенсорного воспитания в познавательном развитии детей, привлечение к
изготовлению «Игр с бельевыми прищепками», Консультация для
родителей на тему: «Роль воспитателя в сенсорном воспитании», привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей (игра «Деревянный вертикальный пазл», игра «Шнуровка»)
Октябрь
Работа с детьми: Д/и «Большая и маленькая куклы», «Что лежит в мешочке», «Разноцветные клубочки», «Собери корзиночку», «Найди такой же предмет»«Геометрическое лото», «Собери картинку», «Угадай, какой цвет», «Матрешка», «Лабиринт», «Кто что ест», «Красный, синий, желтый,
зеленый», «Подбери мордочку», «Тактильный мешочек», «Подбери тень», «Ленточки для кукол», «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету», «Разложи фигуры по местам!», «Найди окошко для фигурки», «Полянка».
Работа с родителями: Консультация «Сенсорное развитие», привлечение к изготовлению игрового пособия «Яблоко» для сенсорного развития детей,папка – передвижка «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка», консультация «Роль родителей в сенсорном воспитании ребёнка», консультация «Воспитание сенсорной культуры ребёнка».
Ноябрь
Работа с детьми: «Почини одежду зайчатам», «Подбери такой же предмет», Большой и маленький предмет», Дидактические игры с бельевыми
прищепками, Д/и «Спрячь мышку», «Подбери такой же по цвету», «Спрячемся от дождика», «Самая длинная, самая короткая», «Бусы», «Заплети косичку»,
«Весёлые зайчата», «Платочек для куклы», «Сравни предметы по
высоте», «Подбери чашки к блюдцам», «Что бывает такой формы», «Поставь букет цветов в вазу»
Работа с родителями; Привлечение к изготовлению дидактической игры
«Собери бусы» для сенсорного развития детей. Папка – передвижка
«Игры для детей на изучение формы, цвета и величины», Консультация «Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста».
3. Заключительный этап (29.11-30.11)
Данный проект был направлен на формирование у детей раннего
дошкольного возраста представлений о цвете, форме, величине предметов
через знакомство с дидактическими играми. Проводимые мероприятия в
рамках данного проекта, а также диагностика позволили получить
следующие результаты:
- Дети могут назвать некоторые цвета спектра: красный, зеленый, синий,
желтый.
- Дети называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг,
квадрат).
- Дети могут использовать сенсорные эталоны (лимон желтый как
солнышко).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Научились слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
- Сравнивают предметы по величине (длинный - короткий, большой –
маленький).
Также задачи, поставленные для родителей и педагога, выполнены.
Презентация реализации проекта
Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Продукт проекта
1) Картотека дидактических игр на формирование представлений о цвете,
форме, величине предметов.
2) Картотека консультаций для родителей
3) Лепбук «Цвет, форма, величина»
4) «Бизиборд»
5) «Игры с бельевыми прищепками», «Шнуровки»
6) Разрезные картинки, карточки к дидактическим играм на
формирование цвета, формы, величины
7) Игровое пособие «Яблоко»
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста» помогает ребенку
сформировать сенсорные понятия, способствует развитию мелкой моторики
рук.
В связи с этим, в перспективе развития проекта возможна дальнейшая
непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов
у детей ранней группы, а также дополнение необходимыми играми и
материалами, а также применение занятий, мастер-классов для родителей.