Кондрахина Елена
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию
▼ Скачать + Заказать документы
Для удобства использования в работе можно занести данные в таблицу, выделив две группы детей с соответствующими нарушениями.
При произношении звуков у детей с алалией отмечается достаточная сохранность моторного уровня деятельности артикуляционного механизма. У детей с дизартрией отмечается наоборот выраженное нарушение моторного уровня деятельности артикуляционного механизма.
Детям с алалией характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляционного механизма. Дизартрикам характерны преимущественно фонетические нарушения, почти одинаково проявляющиеся на незнаковом и знаковом уровнях деятельности артикуляционного механизма.
У детей с алалией многие звуки, подверженные нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение. У детей с дизартрией только единичные звуки, подверженные нарушениям, имеют одновременно и правильное произношение.
Таким образом, для детей с алалией характерен звонкий голос, достаточно сохранное звукопроизношение. В нарушениях произношения доминируют непостоянные замены звуков. Они искажают преимущественно сложные по артикуляции звуки. Замены звуков сравнительно часто. Мимика, речь у алаликов живая и выразительная, отмечается повышенная речевая активность.
Дети с дизартрией напоминают детей, имеющих моторную алалию, так как прежде всего нарушается слоговая структура сложных слов. Отличие заключается в том, что лицо у ребенка амимично, голос монотонный, затухающий, дыхание поверхностное, ключичное. Произношение смазанное, преобладают однотипные нарушения, где доминируют искажения (межзубный, боковой сигматизмы и др.). Возможны пропуски артикуляторно сложных звуков. Страдает вся просодическая сторона речи (темп, тембр и т. д.).