Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Справка по результатам тематического контроля на тему :
«Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»
Цель контроля : Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению
дошкольников с художественной литературой.
Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению»
Публикация «Справка по тематическому контролю „Приобщение дошкольников к чтению“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Тематический контроль включил в себя следующие вопросы:
1. Оценка профессионального мастерства педагогов.
2. Выявление уровня знаний детей.
3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге.
4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.
По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей: в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в
группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе
«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик». Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки». Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик». Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.
Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться».
Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.
По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки». Детям были заданы следующие вопросы:
1. Любишь ли ты смотреть книжки?
2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
3. Есть ли у тебя книги дома?
4. Кто тебе чаще читает книги?
5. Когда обычно читают книги?
6. Есть ли у тебя любимая книжка?
7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?
8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?
9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?
10. Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?
Анкетирование показало следующие результаты:
95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос
«Есть ли у тебя книги дома?»- 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.
На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?»- 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?»-43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей: на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа», «Три охотника», «Незнайка», на втором- К. И. Чуковский («Айболит», «Федорино горе», «Телефон», на третьем- сказка «Красная Шапочка», а также «Бременские музыканты», «Как вести себя в самолете», «Лягушка- путешественница», «Почемучка», «Приключения Буратино», «Правила поведения», «Про драконов», «Про Бабку- Ежку», «Про самолеты», «Колобок», «Три поросенка», «Васька- микроб», «Маша и медведь», «Про воинов», «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?», 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.
90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. - «Красная Шапочка», Белякова У. - «Телефон», Ванюков А. - «Красная Шапочка», Булыгин В. - «Репка», стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь: читать книгу или смотреть м/ф?», 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка», о котором будет рассказано чуть позже.
В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки». Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.
Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка».
Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.). В некоторых группах уголки имеют свои названия: «Книголандия»- гр. «Ромашка», «Книжкин дом»- группа «Колокольчик». Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик», «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги», где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор». Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека». В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек»- выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге.
Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек», «Ромашка», «Незабудка», «Колокольчик». В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ. Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.
По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение». В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты:
По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?»- 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.
На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения?»- 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.
На вопрос «О чем говорите после чтения?»- о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо»- 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы: одни родители говорят «о вечном», другие «о том, что книжка пошла спать».
На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да», ответило 67% родителей, «нет»-24%, «иногда»-9%.
На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?»- «да»- ответило 65% родителей, «нет»- 29%, «иногда»- 6%.
На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?»-«да»- ответило 61% родителей, «нет»-30%, один родитель написал, что «надо заняться», «иногда»- ответило 9% родителей.
«Любимыми книжками детей оказались» : на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух», «Чипполино», «Русалочка», детские энциклопедии и мн. другие.
На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?»- на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям.
На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?» : сказки Чуковского- «да, интересны», русские народные сказки- «интересны», «Золотой ключик»- «пыталась читать, не слушает», «Приключения капитана Врунгеля», «Винни Пух»- «возможно», «Волшебник изумрудного города», «Золушка», «Дюймовочка»- «будут интересны», «Трое из Простоквашино» -«да», «Алиса в стране чудес»- «не будет интересна», «Приключения Робинзона Крузо»- «да», «Незнайка на луне»- «думаю, да», Н. Носов «Фантазеры», «Маугли»- «мал еще», «Два капитана»- «когда подрастет», «Малыш и Карлсон»- «да», «В стране не выученных уроков»- «нет», «Приключения Незнайки»- «да», «Остров сокровищ», «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы: «настольный хоккей интереснее, уже играли».
На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет». На вопрос «Имеются ли дома книги?»- 100% родителей сказали, что «да».
У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.
На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?»- 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко», «не читают», «не пользуются книгами». И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% -«да, заменил». Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх: «Лучше книги нет ничего», «Главное заинтересовать ребенка», «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге», «Частично заменил, но книга значения не потеряла». Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.
Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению», «Радость встречи с книгой», «Как воспитать маленького читателя?». В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел», во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения. Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?», «Значение фольклора в развитии речи детей», проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения. В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка». Для родителей также представлены консультации: «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?», «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению». В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?». В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение», «Как учить запоминать стихотворение?». Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!», «Чтение художественной литературы детям». Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка», в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.
Выводы и рекомендации:
• Считать работу педагогов по приобщению детей к художественной литературы на хорошем уровне.
• Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.
• В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.
• Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно).
• Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)