Ольга Горшкова
Справка по результатам тематического контроля «Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с приказом по учреждению от 13 января 2020 года № 11-осн с 27.01.2020 по 31.01.2020 г. В средних группах № 2, 6,7 был проведен тематический контроль «Организация работы в средних группах по ранней профориентации дошкольников».
По результатам контроля было выявлено : в группах проводится работа по профессиональной ориентации дошкольников в НОД, совместной деятельности педагогов с детьми, созданы условия для самостоятельной деятельности детей по данному направлению. Работа по данному направлению проводится в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Публикация «Справка по результатам тематического контроля „Организация работы ДОУ по ранней профориентации дошкольников“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
1. Анализ условий для развития знаний детей о профессиях.
Во всех средних условиях созданы необходимые условия для ознакомления детей с профессиями. Однако не в достаточном количестве представлена познавательная и художественная литература для детей по ознакомлению детей с профессиями.
Представлен дидактический материал «Профессии в картинках», картотека словесных игр по ознакомлению с профессиями.
Имеется подборка стихов, загадок по профессиям.
Представлены дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Четвертый лишний», «Кому нужны инструменты», лото «Профессии», «Все профессии важны». Имеется подборка словесных игр по профессиям.
В уголке изобразительной деятельности имеются раскраски по профессиям. В каждой группе имеется достаточное количество различного строительного материала.
Однако в группах недостаточно методических разработок (конспекты НОД, подборки заданий) по ознакомлению детей с профессиями.
В группах созданы условия для организации сюжетно-ролевых игр. Оборудованы зоны для игр в больницу, в магазин, в мастерскую, в парикмахерскую, в библиотеку.
Воспитатели систематически обновляют атрибуты для игры, используя при этом как готовые предметы, так и сделанные своими руками из бросового материала. Оригинальные атрибуты для игр находятся в каждой группе.
Педагоги создают такую творческую предметно-развивающую среду, которая может вариативно использоваться детьми: белый халат пригодится для игр на разные темы, удобные ящики для мелкого игрового материала можно использовать в различных играх.
2. Анализ развития детей.
В непосредственно-образовательной деятельности: в рамках работы по познавательному развитию проводятся занятия по ознакомлению детей с трудом различных профессий.
С целью ознакомления с профессией повара воспитанники средней группы № 2 (воспитатель Широчкина Н. А.) побывали на пищеблоке детского сада, где наблюдали за процессом приготовления пищи.
Перед экскурсией Надежда Андреевна провела с детьми инструктаж о правилах безопасного поведения на кухне. Напомнила им о том, что кухня - это место повышенной опасности, там находятся электрические плиты, острые предметы, горячая вода. Ребята повторили правила безопасного поведения и были очень осторожны в течение всей экскурсии.
В ходе экскурсии, ребята познакомились с поваром Натальей Владимировной и другими работниками кухни. Беседовали, задавали свои вопросы. Наталья Владимировна рассказала и показала откуда берутся котлеты. Дети рассказали взрослым о любимых блюдах в детском саду. Были удивлены размерами разной посуды используемой для приготовления полезной пищи. Воспитанники узнали, что на кухне нужна не только кухонная посуда, но и разные приборы и приспособления -большие электрические плиты, духовой шкаф, весы. С интересом наблюдали как режется хлеб. После экскурсии большинство детей захотели стать поварами. В продолжение экскурсии любознательные малыши с удовольствием отправились в медицинский кабинет, чтобы узнать изнутри о работе медицинской сестры. В кабинете их встретила медсестра Юлия Сергеевна, которая с удовольствием нам с детьми рассказала о своей работе, продемонстрировала предметы, необходимые в работе медсестры. Она показала медицинский блок, который состоит из 3х кабинетов. Ребята побывали в процедурном кабинете и увидели изолятор.
НОД в средней группе № 6 (воспитатель Никифорова Н. С. «Путешествие в мир профессий» в ходе которой происходила постоянная смена видов деятельности, что способствовало поддержке интереса детей на протяжении всего занятия. В работе с детьми использовался деятельностный подход. Знания о профессиях, инструментах дети получали в практической деятельности. Они могли рассмотреть, сравнить и сделать вывод из личного опыта. Все части занятия последовательны и подчинены одной теме.
В первой части НОД для детей была создана проблемная ситуация, решение которой, они находили в течение всего мероприятия. Такой прием позволил сохранять интерес, развивать мыслительную деятельность.
В ходе основной части использовались различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи и поставленные проблемно-поисковые ситуации. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Заключительная часть занятия была организована на решение проблемной ситуации.
После каждого вида детской деятельности старалась обобщить и систематизировать деятельности детей. На протяжении всего занятия старалась побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Вопросы к детям носили проблемно-поисковый характер.
НОД в средней группе № 7 (воспитатель Кузьмина А. И.) игра-путешествие «В мир профессий» прошла в игровой форме. Дети отправились знакомиться с профессиями на поезде. На первой станции дети отгадывали загадки о профессиях, на следующей станции играли в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». На третьей станции играли игру «Кому, что нужно для работы?», в ходе которой выберите нужные инструменты для своей профессии. На четвертой станции дети с помощью мнемосхемы рассказывали о профессиях. И на последней станции дети играли в игру «Кем быть», где дети рассказывали, кем они хотят стать.
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
В группах № 2 (воспитатель Чаркина Е. В.) и группе № 7 (воспитатель Харачура Я. И.) были организованы и проведены сюжетно-ролевые игры «Больница» и «Поликлиника» в ходе которых, дети выполняли роль взрослых. В данном случае мальчики и девочки выступали в роли родителей, которые привели своих детей на прием к врачу.
В игре дети передают действия граждан, которые пришли на прием к врачу, сидят в очереди, рассказывают врачу что их беспокоит. Дети повторяют действия людей, которых видели в повседневной жизни.
Например, в роли доктора, дети измеряют температуру у ребенка, осматривает больное горло, смазывает йодом рану на руке, делают уколы и выдают лекарства. Так у детей формируются начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: куклы и медицинские принадлежности. Воспитатели методически грамотно косвенно руководили игрой детей, и сами являлись непосредственными участниками игры.
Во время игры воспитатели давали рекомендации и подсказки дальнейших действий. Во время игры происходила смена ролей, это способствовало повышению интереса детей к различным сторонам профессии. В необходимых случаях воспитатели регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объема усваиваемой в процессе игры информации.
Для знакомства детей с различными профессия в группе № 6 (воспитатель Рябова Ю. А) провела дидактическую игру «Кому что нужно для работы?». В данной игре, у каждого ребенка была карточка с определенной профессией, а на другом столе были разложены различные предметы, среди которых находились предметы из обихода данной профессии. Детям предлагается из данных предметов выбрать те, которыми пользуется тот или иной специалист. Дети по очереди подходили к столу и выбирали предметы предмету, называли их и рассказывали, как ими пользоваться. С помощью данной игры расширялись знания детей о различных профессиях, расширялся словарный запас детей.
4. Оценка профессионального мастерства воспитателей.
В ходе тематической проверки было проведено собеседование с педагогами по теме: «Познавательное развитие дошкольников для ознакомления детей с профессиями». В ходе собеседования выяснилось, что все педагоги в достаточной мере владеют методикой ознакомления детей с профессиями Тому способствовали и консультации и семинарские занятия по данной теме
5. Анализ планирования.
Анализ календарного и перспективного планирования показал, что в планах прослеживается следующие методы для ознакомлении детей с трудом взрослых: беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы, наблюдения конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, опыт хозяйственно-бытового труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Запланированы пальчиковая гимнастика и физкультминутки по теме.
В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.
6. Анализ работы с родителями.
В группах оформлены папки-передвижки, на которых размещены статьи «Ранняя профориентация, что это такое?. «Как знакомить ребенка с профессией» цель которых донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем родители в обществе, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека.
Воспитатели привлекают родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр. На февраль месяц запланировано проведение родительских собраний по данной теме.
7. Выводы по итогам тематической проверки : в группах на момент контроля созданы достаточные условия для ранней профориентационной работы с детьми. Это прослеживается в планировании -образовательной работы педагогов, в результатах анализа игровой деятельности детей, в работе с родителями, в организации развивающей предметно-пространственной среды и проведении НОД.
Рекомендации:
1. Продолжить работу по оснащению предметно-развивающей среды в группах. В частности, начать работу по созданию обучающих презентаций по ознакомлению с профессиями, оформить альбомы и папки по ознакомлению с профессиями, изготовить лэпбуки, приобрести методическую и детскую художественную литературу по теме.
Срок: Сентябрь 2020.
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель.
2. В работе с родителями использовать активные методы и приемы работы с детьми по ознакомлению детей с профессиями (совместные досуги и экскурсии, целевые прогулки, создание семейных альбомов и книг)
Срок: Сентябрь 2020г.
Ответственные: воспитатели, старший воспитатель
Старший воспитатель: О. И. Горшкова.