Ирина Хряпкина
Справка по результатам тематического контроля к педсовету. Тема: «Формирование КГН»
▼ Скачать + Заказать документы
Справка по результатам тематического контроля к педсовету
№ 7 от 25.02.14 г.
Тема : «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников».
Цель: Повысить у детей уровень владения культурно-гигиеническими навыками и умениями через совершенствование условий формирования культуры гигиены в режиме дня.
Структура педсовета :
1. Анализ работы в ДОУ по привитию культурно-гигиенических навыков дошкольникам.
Публикация «Справка по результатам тематического контроля к педсовету, Тема: „Формирование КГН“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. «Использование игровых приемов при обучении дошкольников культурно-гигиеническим навыкам и умениям» (информация из опыта работы воспитателей в форме презентации).
Сроки контроля : с 17 по 24 февраля 2014 года.
Основание для контроля : выполнение задачи годового плана на 2013–2014 учебный год.
Тематический контроль был проведен в соответствии с годовым планом работы ДОУ, приказом ДОУ от 13.02.2014 г. № 45-л «Об организации тематического контроля», с целью «Повысить у детей уровень владения культурно-гигиеническими навыками и умениями через совершенствование условий формирования культуры гигиены в режиме дня».
Деятельность педагогов была основана на рекомендациях основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В ходе тематической проверки и оперативного контроля по привитию культурно-гигиенических навыков в младших группах (воспитатели.)было отмечено, что воспитатели ведут календарное планирование режимных моментов по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, образовательной деятельности, проводят беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Почему у Кати болят зубы», чтение художественной литературы «Водичка - водичка», «Мойдодыр» К. Чуковского, «Девочка чумазая» А. Барто, организуют с детьми сюжетно-ролевые игры «Кукла Катя обедает», «Оденем Катю на прогулку». Результаты проверки организации питания, мытья рук, одевания показали, что уровень умений и навыков детей соответствует программным требованиям, малыши умеют правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, самостоятельно вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком; у них сформированы навыки поведения за столом, пользуются салфетками после еды.
Открытый просмотр образовательной деятельности «Научим куклу Катю умываться» с детьми 3-4 лет показал, что у детей имеются навыки о последовательности умывания, сформирована потребность в соблюдении навыков опрятности в повседневной жизни. В родительском уголке имеется консультация «Культурно-гигиенические навыки для малышей». Воспитателем проведёно родительское собрание в форме мастер-класса «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» на котором она рассказала о формах работы с детьми по привитию культурно-гигиенических навыков малышам, порекомендовала родителям использовать художественную литературу, провела дидактическую игру с родителями «Оденем куклу на прогулку» в качестве примера обучения детей последовательности одевания.
Однако в ходе тематической проверки установлено, что не все дети умеют правильно держать ложку в руке; не все дети имеют индивидуальные расчески; в группе нет дидактических игр, игровых пособий для гигиенического воспитания малышей. Воспитателям следует давать детям 2 младшей группы для пользования вилки; больше уделять внимания индивидуальной работе с каждым ребёнком, контролировать и исправлять неправильные действия детей; поощрять правильные действий детей, использовать народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков, в играх формировать представления о человеческом организме, о здоровом образе жизни. В процессе одевания на прогулку учить правильной последовательности одевания.
В ходе тематической проверки и оперативного контроля по привитию культурно-гигиенических навыков в средней группе (воспитатели.) выявлено, что педагоги планируют работу по формированию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах при организации умывания, приёма пищи, не постоянно планируется работа по формированию навыков самообслуживания при одевании, раздевании, пользования расческой. Воспитатели планировали беседы «Где прячутся микробы», «Почему нужно мыть руки перед едой». Открытый просмотр НОД «Здоровые зубы - здоровью любы» по формированию культурно-гигиенических навыков показал, что у детей сформировано положительное отношение к правилам личной гигиены, дети понимают назначение и функции зубной щетки и пасты; педагоги воспитывают стремление правильно питаться и следить за своим здоровьем.
В этой группе взрослые приучают детей выполнять обязанности дежурных: расставляют чашки с блюдцами, салфетницы, раскладывают ложки, вилки. Имеются фартуки для дежурных, тканевые салфетки, но отсутствуют уголок дежурств, детский инвентарь для уборки столов.
Тематическая проверка показала, что дети данной группы умеют самостоятельно умываться, мыть руки с мылом, при напоминании пользуются салфетками; навыки самообслуживания при одевании и раздевании соответствуют возрасту. Однако слабо развиты навыки аккуратного приёма пищи, педагоги не постоянно обращают внимание на пользование детьми ложкой и вилкой, на столы не стелют тканевые салфетки; не у всех детей имеются предметы личной гигиены (носовой платок, расческа). Для создания положительного настроя детей воспитатели редко используют художественное слово, иллюстративный материал. В развивающей среде группы нет методических пособий, дидактических игр развивающих представления о функциях организма, правилах личной гигиены. В родительском уголке имеется папка-передвижка «Здоровый образ жизни семьи».
Тематическая проверка и оперативный контроль по привитию культурно-гигиенических навыков в старшей группе показали, что педагоги систематически планируют работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков, организовывают дидактические игры «Мишка - именинник ждет гостей» для обучения сервировке стола, «Структура человеческого тела» для закрепления знаний об особенностях организма; сюжетно-ролевую игру «Обед в семье»; беседы «Правила этикета за столом», «Распорядок дня», «Где живут витамины» и т. д. Используют произведения фольклора в сопровождении процессов умывания, одевания, питания, чтение К. Чуковского «Федорино горе», В. Бардадым "Как Галю одевали", 3. Александровой "Вкусная каша" и др.
Воспитателем. была проведена открытая НОД «Правила личной гигиены» в ходе, которой дети показали имеющиеся знания об уходе за своим организмом, о предназначении и использовании предметов гигиены. Воспитатели формируют у детей осознанное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
В группе имеется уголок дежурств и необходимый инвентарь. Дети добросовестно выполняют обязанности дежурных по столовой: раскладывают тканевые салфетки, расставляют хлебницы, чашки с блюдцами, тарелки, раздают ложки, вилки. Помощник воспитателя контролирует процесс дежурства, обращает внимание, если дети путают правую и левую стороны.
В ходе тематической проверки выявлено, что у детей старшей группы сформированы навыки приёма пищи, все дети пользуются столовыми приборами, салфетками, благодарят за еду. воспитатель во время приёма пищи детьми следит за осанкой, за поведением детей, за правильным пользованием столовыми приборами. Однако воспитатели не всегда сообщают детям названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо.
Дети приучены по мере необходимости самостоятельно умываться и мыть руки с мылом, самостоятельно устраняют непорядок в своём внешнем виде, почти все быстро одеваются и раздеваются, соблюдают порядок в своём шкафу, умеют заправлять постель. Не все дети при кашле и чихании закрывают рот и нос платком, так как не у всех имеется носовой платок.
Для воспитания культуры гигиены в группе имеются методические пособия «Правила поведения для воспитанных детей», «Части тела», «Правила личной гигиены». Дидактический материал и игрушки размещены так, что дети могут свободно пользоваться ими.
В уголке для родителей размещена папка-передвижка «Здоровый образ жизни семьи», консультация «Как научить дошкольника одеваться».
В ходе тематической проверки и оперативного контроля по привитию культурно-гигиенических навыков в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (воспитатели.) было выявлено, что педагоги постоянно планируют работу по данному направлению, систематически напоминают детям о необходимости соблюдать правила гигиены, добиваются от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности; проводят беседы с использованием иллюстративного материала «Правила личной гигиены», «Схема тела человека», «О правильном питании».
Воспитателем проведена открытая НОД «Гигиена тела человека», на которой закрепляла знание правил личной гигиены, формировала у детей привычку соблюдения этих навыков самостоятельно повседневно, при отгадывании загадок дети показали, что знают о назначении предметов личной гигиены.
В группе оформлен уголок дежурных, атрибуты (салфетницы, фартуки для дежурных, тканевые салфетки, но нет щётки-смётки с совком для уборки стола.
Тематическая проверка показала, что воспитатели во время еды обращают внимание на аккуратность детей, правильную осанку, умение благодарить взрослых после еды, организуют работу дежурных, но не постоянно следят за правильностью сервировки стола (не стелют салфетки, не дают для пользования по количеству детей ножи, не ставят чашки с блюдцами). Не все дети умеют правильно пользоваться вилками, салфетками пользуются при напоминании. Навыки и умывания детей соответствуют программным требованиям, сформирована привычка следить за своим внешним видом, дети быстро и самостоятельно одеваются и раздеваются, без напоминания пользуются индивидуальной расческой, носовым платком, помогают устранять неполадки в одежде своим сверстникам. Педагогам рекомендовано при организации режимных процессов не только проводить беседы назидательного характера, перечислять правила, но и в игровой и доброжелательной форме довести эти правила до сознания ребёнка, предложить самому сделать выводы как следует поступить; стимулировать желание поступать правильно, опираясь на положительный пример сверстника. Проводить игры-драматизации по произведениям, где упоминается важность соблюдения этикета. В этом возрасте следует давать детям возможность заниматься творчеством, например, украсить столы вазочками с цветами, красиво разместить бумажные салфетки в салфетницах.