Наталья Аркадьевна Попова
Консультация «Справедливость воспитателя — основа доверия наших деток!»
▼ Скачать + Заказать документы
Справедливость воспитателя -один из важнейших регуляторов нравственных отношений. Каждый ребёнок должен быть уверен, что указания педагога всегда справедливы. Тогда он станет подчиняться им не под давлением власти взрослого, а из внутренних побуждений и по согласованию с ним. Требования, осознанные как справедливые и необходимые, скорее становятся для растущего человека регулятором его поступков.
Публикация «Консультация „Справедливость воспитателя — основа доверия наших деток!“» размещена в разделах
Первая встреча… Такое волнующее событие и для детей, и для воспитателя. Детские глазки устремлены на меня: «Какая ты? Добрая?» Родители тоже внимательны: «Справедливая? Добрая?» (Для меня лично, когда я привела сынишку в садик, кроме этих вопросов, ещё стоял вопрос присутствия интеллекта у воспитателя) И, принимая новую группу, воспитателя должны волновать следующие вопросы: «Как добиться взаимопонимания, душевных связей с каждым из них?»
Наблюдательный педагог, умеющий всматриваться в каждого ребёнка и понимать мотивы его поведения, быстрее постигнет особенности своих деток.
Детки все разные, есть детки упрямые, своенравные, а есть уравновешенные, исполнительные. Но какими бы разными они ни были, всем им требуется внимание, ласка, теплота воспитателя. И в этом – справедливость : всем! У чуткого, любящего детей воспитателя, в арсенале множество приёмов, которые помогают вызвать расположение малышей к детскому саду. Утром, он встретит деток приветливой улыбкой, не допустит, чтобы кто-то из ребят грустил, постарается отвлечь его, поиграв вместе с малышом, поможет найти дело по вкусу. К самым маленьким педагог должен проявлять особую теплоту: пожалеть, посочувствовать, создать у ребёнка ощущение защищённости. (Это, конечно, не означает, что дети постарше не нуждаются в чуткости и заинтересованности педагога: в установлении душевных связей со старшими детьми, от воспитателя требуется ещё и умение давать объяснения, аргументировать запрет и т п)
Для того, чтобы составить правильное мнение о ребёнке, от воспитателя требуется всесторонний анализ его поведения, умение быть объективным, справедливым. Так, например, двух-трёхлетний малыш из-за недостатка опыта может с одинаковой лё гкостью поступать хорошо и плохо: пока главная побудительная сила его действий – чувства, потребности и желания, а волевые качества ещё недостаточно развиты. Вот почему даже самое обычное приходится повторять малышам по нескольку раз, и не всем сразу, а каждому в отдельности. Многие жизненные истины, само собой разумеющиеся для взрослого, ребёнком воспринимаются с трудом. И обязанность педагога проявлять терпение и помочь разобраться ребёнку, в том, что правильно, а что нет.
Опираться на положительные качества ребёнка – вот чем должен руководствоваться педагог в подходе к детям. Очень важно, чтобы каждый из деток, был уверен в том, что воспитатель считает его хорошим, умным, послушным, аккуратным, добрым, внимательным, что каждый из них может являться в чём- то примером для других. «Андрей всегда убирает за собой игрушки и помогает, убрать другим», «Полина умеет быстро раздеваться перед сном и аккуратно складывать вещи на стульчик» и т д. Недопустимо, чтобы ребё нок часто слышал: «Плохо себя ведёшь!», «Это опять ты толкаешься», Всё расскажу маме!» Нельзя забывать при этом об одной из особенностей дошкольника – внушаемости! А подобные замечания невольно внушают малышу, что он неисправим. Вот почему лучше подчёркивать положительные качества и тем самым закреплять их.
И, конечно, воспитатель должен быть требовательным. Требовательность к детям должна тоже быть справедливой, обоснованной, последовательной, направляющей. Такая требовательность помогает ребёнку находить нужные формы поведения. Высокая требовательность воспринимается детьми как акт справедливости, когда она сочетается с чуткостью, деликатностью и терпением. Требования к ребёнку необходимо перестраивать в соответствии с возрастными изменениями дошкольника. Требования возрастают не только по своему объёму, но и по степени трудности, они должны быть посильны и понятны ребёнку - только тогда можно рассчитывать на их сознательное выполнение.
Воспитатель должен быть справедливым! Надо прежде всего понимать движение детского сердца, - говорил в своей книге "Сердце отдаю детям" В. А. Сухомлинский. .Педагогу нужно уметь читать на лице ребёнка, чтобы узнать о некоторых признаках душевных движений. Ведь у детей дошкольного возраста эмоции особенно ярко отражаются в мимике, жестах, интонациях. И чем младше ребёнок, тем легче понять, какие чувства он испытывает.