Приложение МААМ

Способы закрепления правильного произношения у дошкольников

Пархоменко Надежда
Способы закрепления правильного произношения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок говорил чётко, правильно, красиво. Из предыдущих статей Вы, уважаемый родитель, уже узнали, что для формирования правильного звукопроизношения очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы различные движения органов артикуляции, и что этого можно достичь, регулярно выполняя с малышом артикуляционную гимнастику. Это подготовительная работа, которая понятна и доступна каждому родителю.

Публикация «Способы закрепления правильного произношения у дошкольников» размещена в разделах

Затем в игровой форме детей учат слышать конкретный звук. Игры должны подбираться в строгой последовательности: сначала осуществляется развитие слухового внимания, то есть умения различать неречевые звуки (шум машины, шуршание бумаги, звук колокольчика и др.); затем проводится работа по развитию речевого слуха, то есть умения ребёнка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. После этого переходят к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.

После подготовительной работы с органами артикуляции и развития речевого и фонематического слуха воспитатель (родитель, а в сложных случаях - учитель-логопед осуществляет постановку определённого звука, который затем надо закрепить в речи ребёнка : изолированно, в слоге, в слове, в предложении, в тексте, в самостоятельной речи.

Как это сделать? Конечно же, в игровой форме, т. к. игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию ряд таких игр.

Игры для закрепления навыков правильного звукопроизношения.

Тишина. Ребёнок стоит у одной стены, а взрослый– у противоположной. Взрослый должен тихо, на цыпочках подойти к ребёнку; но он нарочно производит шум, и при каждом неосторожном движении ребёнок издаё т предостерегающий звук: Ш-Ш-Ш, и нашумевший взрослый останавливается. Игра продолжается до тех пор, пока взрослый не дойдёт до ребёнка.

Лес шумит. Взрослый и ребёнок предварительно сходили в лес и послушали, как шумит листва. Взрослый напоминает ребёнку о том, как шумели деревья, когда дул небольшой ветерок: ш-ш-ш, и когда дул сильный ветер: Ш-Ш-Ш.

Поезда. Играют двое (или больше) людей: один человек изображает товарный поезд, он «едет» по дороге и издаё т звукосочетание: ШШУ-ШШУ (медленно, громко, другой человек изображает скоростной поезд: ШУ-ШУ-ШУ (быстро, громко). Затем игроки меняются ролями. Используются слоги: ша, шо, шу, ши, ше.

Магазин. Играющие распределяют роли – продавец (взрослый) и покупатель (ребёнок). На «витрину» выставляются предметы (игрушки) или предметные картинки. Продавец рассказывает покупателю, что в магазине продаётся много разных вещей, называет их с правильным звуком [Ш], ребёнок повторяет каждое слово. Затем покупателю предлагается выбрать «покупаемый» товар и назвать его.

Тише, тише, Маша пишет! Играют не меньше трёх человек (в том числе, взрослый). Выбирается Маша (или Миша) – такое имя даётся любому водящему на время игры. Остальные говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоняет).

После этих слов дети бегут в домик (оговорённое заранее место, а тот, кого «Маша» поймает, должен назвать слово со звуком [Ш].

Кот на крыше. На стуле с закрытыми глазами сидит водящий (взрослый). Он – кот. Ребёнок – мышка. Он тихо подходит к коту, и, грозя пальцем говорит вполголоса:

Тише, мыши, тише, мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Зашумите, он услышит.

Мышка, мышка, берегись,

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, мяукает и гонится за мышкой. Мышка должна убежать в норку (место, куда кот не имеет право забегать). Пойманная мышка должна назвать слова со звуком [Ш].

Для закрепления правильного произношения [Ж] можно использовать игры:

Муха в паутине. «Муху» держит «паук», а «муха» вырывается и жужжит: [Ж-Ж-Ж], затем играющие меняются ролями.

Пчела и медвежонок. Пчела (ребёнок) «летает» с цветка на цветок и жужжит: ж-ж-ж, «собирает» нектар, медвежонок (взрослый) залазит в «улей» и изображает движения – ест мёд. Пчела бежит к «улью», прогоняет медвежонка и жужжит: жу-жу-жу (Жа-жа-жа, жи-жи-жи, же-же-же, жё-жё-жё). Затем играющие меняются ролями.

Жуки. Взрослый и ребёнок – жуки, они сидят на стульях и говорят:

Я жук, я жук, я тут живу,

Жужжу, жужжу: ж-ж-ж…

Затем летают по «лужку», собирают картинки и называют их (составляют предложения по картинкам, улетают в домики (на стулья).

Прогулка в лес. Дерево изображает взрослый – стоит в одной стороне. Ребёнок изображает жука – стоит в другой стороне. Взрослый говорит: «Вот лес, послушаем, как он шумит», и издаё т звуки: ш-ш-ш, ша-ша-ша и др. Затем продолжает: «А вот в высокой траве жужжит жук», ребёнок начинает жужжать, пропевать слоговые цепочки со звуком [Ж]. Затем взрослый и ребёнок меняются местами.

Жадный кот. Взрослый – кот, ребёнок – мышка. Кот говорит: «Я ужасно жадный кот, всех мышей ловлю – и в рот». Мышка тихонько подходит и шепчет: «Тише, тише, кот всё ближе, ближе». Кот вскакивает и ловит мышку, если мышка попалась, она должна произнести несколько раз слова : «тише», «ближе». Затем играющие меняются ролями.

Поезд. Взрослый – «паровоз», ребёнок – «вагон». По сигналу оба двигаются, изображая поезд, произнося : чу-чу-чу (ча, чи, че, чё) : медленно, быстро, медленно и т. д., поезд перевозит грузы (игрушки или картинки, в названии которых есть звук [Ч] – игрушки или картинки сначала называет взрослый, затем – ребёнок).

Чай Танечке. Взрослый и ребёнок рассаживают кукол возле кукольного столика, на котором стоит чайный сервиз. Взрослый предлагает дать куклам ласковые имена: Танечка, Валечка, Анечка, Манечка, затем показывает способ действий : наливает чай из чайника в чашку – для Танечки и сопровождает свои действия словами: «Я беру чайник и наливаю чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье». Затем ребёнок выполняет аналогичные действия с другими куклами.

Разведчики. Взрослый показывает ребёнку вещи или картинки, которые будут спрятаны в комнате. Их нужно найти. Затем ребёнок закрывает глаза и ждёт сигнала взрослого. Найденный предмет нужно назвать с правильным звуком [Щ]. (По аналогии игра может быть использована для закрепления произношения любого звука).

Насос. Взрослый и ребёнок имитируют работу насоса, накачивающего колеса велосипеда, произнося : С-С-С… (СА-СА-СА и др.) - по образцу взрослого.

Лиса. Лиса (взрослый) сидит «за кустом». Ребёнок – курица. Курица гуляет по полю, клюёт зёрна и червяков, приговаривает:

Лиса близко притаилась –

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела –

Убегать домой пора. – и убегает в «домик», лиса ловит курицу. Пойманная «курица» должна назвать слова со звуком [С].

Вьюга. Взрослый и ребёнок изображает вьюгу, произнося звук [З] сначала тихо, затем всё громче и громче, затем затихая (можно произносить слоги : за, зо, зу, зы, зэ).

Назови картинку. На столе лежат парные картинки рисунком вниз и рисунком вверх. Ребёнок и взрослый по очереди берут по одной картинке, лежащей рисунком вниз, называют её, затем отыскивают такую же картинку среди тех, которые лежат рисунком вверх. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся. (По картинке и вопросу взрослого можно составлять предложение. Аналогично можно играть, используя картинки на другие звуки).

Коза рогатая. Взрослый изображает козу. Ребё нок гуляет по комнате и говорит:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп – хлоп!

Забодает! Забодает!

«Коза» ловит говорящего. Пойманный называет слова со звуком [З]. Затем играющие меняются местами.

Зайка и лиса. Взрослый изображает лису. Ребёнок – зайка. Зайка прыгает по полянке, произнося текст :

Серый зайка прыгает возле мокрых сосен,

Страшно в лапы лисоньки, лисоньки попасть…

Зайка, ушки навостри, влево, вправо погляди,

Не идёт ли кто? Оглядывается и кричит: «Лиса!» и убегает. Лиса его догоняет. Затем играющие меняются ролями.

Что кому? На столе лежат предметы (картинки, в названии которых есть звук [Ц]. Взрослый предлагает ребёнку отгадать, какой предмет кому нужен. Он начинает фразу:

«Мальчику-школьнику подарим …

Портнихе для работы нужны…» и др.

(Аналогично проводится игра на закрепление произношения других звуков.)

Самолёты. Взрослый и ребёнок изображают лётчиков, сидящих в самолётах.

Взрослый спрашивает: «Лётчики к полёту готовы? Заводим мотор: дррррр …». Лётчики произносят звукосочетания : «дрррр…» и одновременно вертят правой рукой, будто заводя мотор, летают по комнате, затем «садятся» на аэродроме. (Аналогично проводится игра «Машины», играющие имитируют звук двигателя автомобиля, произнося : р-р-р).

Вороны. Взрослый и ребёнок изображают ворон. Они «летают» по комнате, каркая: «Кар! Кар! Кар!». Затем взрослый и ребё нок распределяют роли: взрослый – собака, ребёнок – ворона. Ворона летает и каркает, собака ловит ворону, рычит: р-р-р (можно произносить слоги : РА-РА-РА…РО-РО-РО … и др. слоги). Затем играющие меняются ролями.

Назови по порядку. Взрослый выкладывает картинки в заданном порядке, называя их. Затем собирает их в кучу. Ребёнок должен разложить их в заданном порядке, назвать каждую с правильным [Р].

Пароход. Взрослый и ребёнок изображают пароходы, плывущие по волнам, произнося : «Л-Л-Л…» (Можно произносить слоговые цепочки : ла-ла-ла, ал-ал-ал и др.).

Кто больше назовёт слов со звуком [Л]. Взрослый и ребёнок соревнуются, называя по - очереди картинки со звуком [Л] (или самостоятельно вспоминая слова с этим звуком, кто больше назовёт – тот победил.

Кроме того, широко используются потешки, чистоговорки, считалки, загадки, скороговорки, игры-диалоги и др.

Примеры чистоговорок для закрепления правильного звукопроизношения у детей :

Са-са-са в лесу бегает лиса.

Су-су-су было холодно в лесу.

Ос-ос-ос на поляне много ос.

Со-со-со у Вовы колесо.

Ас-ас-ас у нас свет погас.

У маленькой Сани сани едут сами.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

За-за-за здесь привязана коза.

Зы-зы-зы мало травки у козы.

Зу-зу-зу отвязали мы козу.

За-за-за залезает в сад коза.

Зу-зу-зу привязали мы козу.

У забора коза вытаращила глаза.

Ши-ши-ши что-то шепчут камыши.

Ще-ше-ше это утка в камыше.

Ша-ша-ша выходи из камыша.

Ше-ше-ше нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши что же шепчут камыша.

Жа-жа-жа тут ежата у ежа.

жу-жу-жу как-то уж пришёл к ежу.

жи-жи-жи мне ежаток покажи.

Жу-жу-жу я с ужами не дружу.

Жа-жа-жа уж уходит от ежа.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

чертили чёрными чернилами чертёж.

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Дождик пуще, пуще, пуще!

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

Любовалась цыплятками курица:

Что ни цыплёнок, то умница!

Белым-бело, белым-бело!

Всю землю снегом замело!

Нарядным стало всё село-

Белым-бело, белым-бело!

Ра-ра~ра на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры покатаемся с горы.

Ра-ра-ра очень рада детвора!

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. • Современная ситуация в системе образования, в которой.

Конспект индивидуальной ООД по закреплению произношения звука [Ш] в слабой позиции Конспект индивидуальной ООД по закреплению произношения звука Ш (позиция звука –слабая, середина, конец слова) «Жили-были дружные соседи».

Артикуляционная гимнастика — как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников. Гипотеза: Воспитание правильного произношения звуков и устранение дефектов произношения представляют как для воспитателей детских садов,.

Комплекс упражнений для правильного произношения звука [Р] Комплекс упражнений для правильного произношения звука [Р] Для правильной речи детям необходимо правильное произношение всех звуков русского.

Логопедические игры для закрепления правильного звукопроизношения у детей Киселева Ирина Васильевна 1. "Построй домик"Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Презентация мастер-класса для родителей «Развитие артикуляционной моторики — залог правильного произношения» Уважаемые коллеги! Предлагаю вам провести с родителями в сентябре мастер-класс по артикуляционной гимнастике. Данные упражнения помогут.

Нетрадиционные методы массажа при тяжелых нарушениях произношения Боковой сигматизм – один из наиболее серьезных видов неправильного звукопроизношения – следует рассматривать не как изолированное нарушение.

Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт)Из опыта работы «Нетрадиционные способы рисования для дошкольников» (фотоотчёт) Данный материал познакомит педагогов,родителей с разнообразными техниками нетрадиционного рисования гуашью,красками в сочетании с другими.

Развитие правильного произношения у дошкольников Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по родному слову в детском саду. Ребенок с хорошо.

Конспект занятия по закреплению правильного произношения звука [ж] в средней группе Звуковая культура речи в средней группе. Развитие артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения звуков ОЛЕСЯ МАРЫШЕВА.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Способы закрепления правильного произношения у дошкольников
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 18:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы закрепления правильного произношения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Пархоменко Надежда (УИ 1346446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД