Екатерина Ивашутина
Способы стимулирования речевого развития ребенка
Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
«Способы стимулирования речевого развития ребенка»
Автор работы: воспитатель Ивашутина Е. А.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2021
Публикация «Способы стимулирования речевого развития ребенка» размещена в разделах
Способы стимулирования речевого развития ребенка.
Цель: Привлечение родителей к стимулированию речи у ребенка с помощью разнообразных методов и приемов.
Задачи:
- Изучить динамику развития речи детей раннего возраста в онтогенезе, признаки благополучного и неблагополучного развития ребенка;
- Изучить методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста;
- Познакомить родителей с подготовленным материалом по развитию речи детей раннего возраста.
- Подготовить методический материал, картотеки с играми для родителей.
Ожидаемый результат:
Согласованность действий воспитателя и родителей для успешной работы по развитию речи у детей раннего возраста. Подобраны методы и приемы, направленные на речевое развитие детей раннего возраста. Значительное улучшение речевой активности детей раннего возраста к концу учебного года.
Динамика формирования речи в онтогенезе
Ребенок в возрасте 1 год 6 мес. – 2 года 2 мес. говорит двухсловными предложениями. Ребенок, общаясь со взрослым, объединяет два слова, например дай пи (дай пить, папа нет (папы нет дома) и т. п.).
В возрасте 1 года 9 мес. – 2 года 6 мес. наблюдается активный рост словаря (ребенок спрашивает как это называется).
В возрасте 2 года 4 мес. - 3 года 6 мес. появляются грамматические формы слова (ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)
В возрасте 2 года 6 мес. – 3 года 6 мес. происходит словотворчество (ребенок сочиняет свои слова, но при этом использует законы родного языка). Проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.
Речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, «как взрослые». Речь мальчика характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий, действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своем языке»
Признаки благополучного развития речи у ребенка
- Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
- У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
- Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
- Ребенок охотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
- Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи у ребенка
- Ребенок развивается с задержкой.
- Ребенок перенес тяжелые заболевания.
- У ребенка есть неврологические заболевания.
- Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребенок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи еще раз», он молчит, стиснув зубы или уходит, как будто Вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью («самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одном, понятном ему языке. На замечания «скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Особенно эффективна специально организованная деятельность взрослого с детьми в сенситивный для речи период: в возрасте от 1,5 до 3 лет, когда идет активное становление речевой функции. Именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только речевом, но и общем психическом. Реальную и полноценную помощь малышу могут оказать те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя специальные приемы развития речи и стимуляции речевой активности ребенка.
Диалог-образец.
Речь взрослого в общении с ребёнком имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребёнку, на который он сам же и даёт ответ.
– Что я взяла? – Чашку.
– Что это такое? – Чашка.
– Что поставила? – Чашку и т. д.
Разговор с самим собой.
Взрослый проговаривает вслух, что он видит или слышит. При этом ребёнок находится рядом. «Где платье?», «Вот платье», «Платье на стуле», «Платье красивое», «Таня наденет платье» и т. п.
Параллельный разговор.
Взрослый описывает все действия ребё нка: что он трогает, видит, слышит.
Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Постарайтесь не спешить сразу выполнить желание малыша. Дайте другую игрушку, а не ту, на которую он молчаливо указывает. Взрослый временно становится «глухим», «глупым» : «Я не понимаю, что ты хочешь: мишку, куклу, юлу?». «Непонятливость» взрослого будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет.
Распространение.
Взрослый продолжает и дополняет всё сказанное ребёнком, но без принуждения его к повторению.
Ребё нок: «Сок».
Взрослый: «Да, сок», «Яблочный сок очень вкусный», «Сок наливают в кружку».
Выбор.
Альтернативные вопросы, типа: «Ты хочешь играть мячиком или машинкой?», «Что ты будешь пить – молоко или чай?». В ходе ответа ребёнок должен использовать речь. Потребность ребёнка удовлетворяется только после речевых реакций.
Ролевая игра.
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
Музыкальные игры.
Шумовые инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. стимулируют желание ребёнка двигаться, подпевать. Надо чаще предоставлять малышу возможность двигаться под разнообразную музыку, самостоятельно извлекать звуки из различных предметов.
Поручения.
Взрослый обращается к ребёнку с просьбой принести тот или иной предмет, игрушку, предварительно переставив его на недоступное для ребёнка место. В такой ситуации ребёнок вынужден обратиться к взрослому. Взрослый же стимулирует обращение ребёнка : «Что ты хочешь взять? Куклу? Как надо попросить? – Дай куклу…».
Опосредованное общение.
В процессе игр («День рождения», «Дочки-матери» и т. п.) или ухода за животными взрослый поощряет ребё нка к простейшим высказываниям: «Угости зайку чаем. На, Зайка, чашку, пей чай», «Уложи куклу в кровать. Спой ей песенку. Баю-бай, Катя, баю-бай».
Замещение.
Игры, типа «Представь, что мы…» или «Угадай, что я делаю», вызывают у ребёнка большой интерес, побуждают малыша к использованию речевых средств, стимулируют его речевую активность.
Ролевая игра.
Дети с большим интересом играют в элементарные сюжетно-ролевые игры, организованные взрослым. «Телефон», «Поезд», «Магазин игрушек» и др. стимулируют речевое развитие малышей.
Похвала.
Очень важно хвалить и демонстрировать достижения ребёнка в его присутствии другим членам семьи. Это стимулирует потребность в речевом общении.
Стимулирование речевой активности ребенка достигается за счет использования разнообразных методов и приемов:
Выделяются три группы методов:
- словесные,
- наглядные,
- практические.
Словесные методы.
В развитии речи детей огромную помощь оказывают элементы устного народного творчества. С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Использование песенок, потешек, прибауток, стихов положительно влияют на настроение детей. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: «Петушок – петушок…», «Ладушки – ладушки…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на торжок», «Чики – чики – чикалочки». Увидев картинку потешки, ребенок вспоминает текст, начинает проявлять активность в речи. Очень важно поддерживать такие попытки детей к эмоциональному отклику, выполнению движений и речевой активности. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном и тактильном контакте (прикосновение, поглаживания, способствует насыщению потребности в ласке.
Развитие артикуляционного аппарата происходит при использовании специальных упражнений. Их можно использовать в любое свободное время. Звукоподражание эффективный метод активизации речи детей. Использование картинок на звукоподражание, например поезд едет – чух – чух – чух; петушок поет - ку – ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т. д.
Приобщение детей к художественной литературе, знакомство со стихами известных поэтов начинается с раннего возраста. А. Барто «Игрушки», З. Александрова «Раз, два, три, четыре, пять!», В. Берестов «Большая кукла», Е. Чарушин «Курочка», Л. Толстой «У Розки были щенки», Л. Павлова «У кого какая мама?» Мир сказок, коротких и эмоционально окрашенных имеет также большое значение для развития речи детей. «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» Художественную литературу можно читать в удобные для общения отрезки времени в течение дня (во время общения с ребенком в домашних условиях, на прогулке, в процессе самостоятельной деятельности детей).
Также в течение дня можно использовать упражнения на развитие речевого дыхания :
«Сдуй снежинку», «Бабочка, лети», «Задуй свечу», выдувание мыльных пузырей и др. Эти упражнения способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию.
Наглядные методы.
Наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей и т. д. ; наблюдение в природе; экскурсии на огород, детские площадки, скверы, парки и т. д. ; рассматривание игрушек, предметов и картин; изобразительная наглядность.
Практические методы:
К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. игра и игровые приемы максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности : речевой и поведенческой. Игры детей в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных» и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую активность детей.
Эффективным методом развития речи детей являются пальчиковые игры способствующие развитию мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движением кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу.
Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.
Пескотерапия – это игра с песком как способ развития ребенка. Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице. Игры с песком помогают раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, развивать мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность. Игры с песком создают благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
Использованная литература.
1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/О. А. Белобрыкина. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. – 240 с.
2. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит : Книга для тех, кому интересно/ О. Е. Грибова. – М. :Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
3. Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада – 2-е изд., испр. и доп. / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова – М. :Просвещение, 1983. – 144 с. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. :Просвещение, 2007. – 225 с.
4. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит/Т. А. Ткаченко. – СПб: Детство-пресс, 1999. – 112 с.
5. Чумакова И. Развитие речи ребенка раннего возраста (1-3) года//дошкольное воспитание. – 2012. - №12. С. 67 – 71
6. https://www/1/urok.rucategorits/19/articles/19685
7. https://infourok/ru/stimulirovanie-rechi-detey-rannego-vozrasta-igrovie-metodi-i-priemi-rechevogo-razvitiya-1047567/html