Получи документы

Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Шаталова Елена Юрьевна
Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие памяти у детей с физической патологией и интеллектуально-пассивных детей является актуальной темой для педагогов. Возможности памяти данной категории лиц ограничены и отличаются качественным своеобразием, а именно :объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена,

информация быстро забывается, характерна неточность ее воспроизведения.

Публикация «Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах

Чтобы воспроизвести информацию, ребенку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.

Оптимизация развития памяти у детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, с ограниченными возможностями здоровья привлекает внимание педагогов и специалистов на протяжении многих лет.

У детей с ОВЗ отмечается :значительное ослабление памяти (ограниченный объем запоминания);продолжительность запоминания смысловой информации; склонность к механическому бездушному заучиванию материала; сложности с воспроизведением словесного материала; сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.

Следствия нарушения памяти : трудности в усвоении программы; снижение продуктивного потенциала;

школьная дезадаптация.

Важно организовывать увлекательные и познавательные игры с ребенком целенаправленно и систематически! В игре создаются условия, когда ребенок может при многократных повторениях определенных действий, накапливать информационный багаж при эмоционально положительном отношении к поставленной учебной задаче.

Игра включает в себя развивающую цель, игровые правила и действия. Игру организует взрослый и остается с ребенком полноправным участником, направляя игровые действия ребенка или группы детей. Взрослому необходимо проявить заинтересованность в игре, соучастие, чтобы вызвать эмоциональный отклик у ребенка, интерес, желание продолжать игру.

Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях

Таким образом, используя игровую деятельность возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т. д. ; процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

необходимо обеспечивать развития самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализа ошибок; игра должна способствовать развитию произвольной памяти и поэтому строится с учетом выделенных этапов этого процесса.

Очень важно при развитии психического процесса — памяти интеллектуально-пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.

В таких условиях, возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не следует заниматься заучиванием с ребенком, механической тренировкой памяти, достаточно заинтересовать и организовать совместно с ребенком увлекательную игру. Ребенок с благодарностью вспоминает счастливые минуты, проведенные вместе со взрослым за увлекательной игрой. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Рассматривая вопрос о методах и приемах развития памяти, было выявлено, что существует много путей и способов развития памяти детей дошкольного возраста, а также различные игры и упражнения. Таким образом, память представляет собой наиболее важный познавательный процесс, способствующий всестороннему развитию личности ребенка.

Для лучшего развития памяти предлагаю проводить с детьми увлекательные игры.

Для развития слуховой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста провожу

дидактические игры:

-«Запомни картинку»

ЦЕЛЬ: Развить зрительную память.

1. Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться

запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

-«Запомни слова»

ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память.

1. На какие две группы можно разделить эти слова.

-«Какой игрушки не хватает?»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза.

Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

- «Бусы»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память.

Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны

бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе

бумаги.

-«Где спрятана игрушка»

Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных

коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую

игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого

ребёнка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

Убрать ящики на более длительное время.

Спрятать 2, а потом три игрушки.

Заменит игрушки.

-«Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых

каждой из них.

Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по

темам.

Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам.

Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей.

Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных

профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по

соответствующим профессиям.

Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

-«Поможем няне»

Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей.

Игровое правило: Правильно собирать из частей целое.

Игровые действия: Поиск, складывание частей целого.

Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы.

Ход игры: Роль няни может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок.

Детям объясняют, что их няне нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются.

(вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает «

стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун

роняет вазы. Няня огорчается. Детям предлагается порадовать няню, собрать и «склеить» вазы.

Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались.

- «Заколдованный мешочек»

Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме,

материалу.

Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет.

Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета.

Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми

фруктами (по возможности настоящие).

Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки

нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро.

Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от

долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его

открыть, то все исчезнет».

Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты

(овощи).

После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по

их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка.

- «Магазин»

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки;

узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: воспитатель покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её

узнает.

Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание

игрушки.

Ход игры: В магазин привезли новые игрушки. Детям воспитатель сможет купить игрушку в том

случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет

узнать ее в магазине.

-Пуговицы

Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно

одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из

набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем

больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед

играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть

игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем

больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток.

Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру

выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры

должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый

накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем

поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания.

Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества

пуговиц.

Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую

пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух

объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат,

как правило, неплохой.

цветовые оттенки.

-Сосед, подними руку

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора, образуют круг. По жребию выбирают

водящего, который встает посреди круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается

напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки!» Тот игрок, к кому обратился

водящий, продолжает стоять (сидеть, не меняя положения. А оба его соседа должны поднять

вверх одну руку (сосед справа – левую, а сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая ближе к

игроку, который между ними. Если кто-то из ребят ошибся, то он меняется с водящим ролями.

Играют в установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был ведущим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не

ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается.

-Выполни движения

Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.

Ход игры

Детям, стоящим в шеренге, показывают комплекс двигательных действий и просят повторить

движения в той последовательности, в которой они были показаны. Игроки, допустившие

ошибку, делают шаг вперед. Выигрывают дети, не сдвинувшиеся с места.

Комплекс 1

(И. п. - основная стойка)

1) руки вверх;

2) хлопок над головой;

3) руки в стороны;

4) руки к плечам;

5) руки вниз.

Комплекс 2

1) руки на пояс;

2) наклон влево;

3) исходное положение;

4) наклон вправо;

5) исходное положение.

Комплекс 3

1) голову повернуть налево;

2) голову повернуть направо;

3) голову держать прямо;

4) голову опустить вниз.

Комплекс 4

1) руки вперед;

2) присесть;

3) исходное положение;

4) голову повернуть направо;

5) голову повернуть налево;

6) голова прямо.

Варианты:

1. Показ упражнений можно сочетать с названием движения. В этом случае развивается еще и

слуховая память.

2. Движения не показываются, а только называются. Ребенок должен вспомнить, как они

выполняются.

-У ребят порядок строгий

Цели: развивать зрительную память, внимание; закреплять навыки перестроения.

Ход игры

Игроки выстраиваются в колонну по одному, или шеренгу. По команде они начинают ходить в

произвольном порядке по залу, произнося слова:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места;

Так трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

После этих слов педагог вытягивает правую или левую руку в сторону и командует:

«Становитесь!». Дети должны быстро построиться на свои места, в направлении, указанном

педагогом.

Варианты:

1. После каждого построения порядок расположения игроков меняется.

2. Если педагог вытягивает руку вперед, то дети должны построиться в колонну, если педагог

поднимает руку в сторону, дети строятся в шеренгу.

-Волшебная цифра

Цели: совершенствовать память; закреплять математический счет; развивать координационные

способности.

Материал: карточки с цифрами, коврик или мат.

Ход игры

Педагог говорит, что если хорошо знать цифры, то попадешь в страну знаний. Для каждого он

сообщает его волшебную цифру.

На коврик вразброс кладут цифры (по количеству участников игры). Игроки запоминают свой

номер, сообщенный педагогом. По сигналу педагога участники бегут к ковру и ищут свою

цифру, затем обегают коврик справа и возвращаются к месту старта.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание. Если в группе много детей,

можно провести эстафету.

-Тайное движение

Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.

Ход игры

Ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за

ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговоренного. Вместо этого упражнения

дети должны выполнять другое, тоже, заранее оговоренное. К примеру, вместо тайного

упражнения присесть они должны поднять руки вверх.

Отмечаются дети, без ошибок выполнявшие упражнения.

-Ловишки с мячом

Цели: развивать память, ловкость, скоростные способности; закреплять счет.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети, стоя в кругу, передают друг другу мяч со словами:

Раз, два, три –

Мяч скорей бери.

Четыре, пять, шесть –

Вон он, вон он здесь.

Семь, восемь, девять –

Бросай, кто умеет.

Тот игрок, у которого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в

разбегающихся детей. Осалив мячом первого игрока, «ловишка» берет мяч в руки. Играющие

вновь строятся в круг. Игра продолжается.

Игры для развития различных видов памяти

-Чего не стало

Для ребят дошкольного возраста существует игра «Чего не стало?» («Чего не хватает»). На

столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две

минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача

ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста

предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек). Ответные

действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, ребенок может найти

игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с

названием игрушки и т. д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место

расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот

порядок, вернуть ее на прежнее место. Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел?

», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

-Узнай предмет

Упражнением для тренировки тактильной памяти может стать игра «Узнай предмет». Ребенку

старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку

различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен

догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему

предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они

вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять 2

мыслительные операции – узнавание и запоминание.

-Нарисуй фигуру

Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что

он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры,

учитывая их размер и цвет.

-Кто знает больше

Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку

предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5

круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать

предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Публикации по теме:

Беседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAMБеседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAM Ход беседы Воспитатель:– С каждым днем нам все ближе и ближе этот замечательный весенний и радостный день 9 мая-праздник Победы, особенно.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детейКонсультация для родителей «Завязать и застегнуть». Способы развития мелкой моторики детей Консультация для родителей: "Завязать и застегнуть"Дорогие родители! Завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2020 в 10:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы развития памяти у детей с ОВЗ дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шаталова Елена Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД