Глазунова Наталья
Способы работы с детьми в технике «Батик». Кружок «Волшебный батик»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться опытом кружковой работы с детьми подготовительной группы
Узелковый батик.
На куске ткани сформировать узелок и туго перевязать его крепкой ниткой или проволочкой. От натяжения нитей узелка зависит растекание краски в узле. На узелок капнуть краской. Количество узелков зависит от темы работы. Можно сделать от одного и больше. Расположение узелков зависит от композиции рисунка и творчества художника. Затем прорисовать фон.
Публикация «Способы работы с детьми в технике „Батик“, Кружок „Волшебный батик“» размещена в разделах
Холодный батик.
Дети выполняют эскиз простым карандашом на листе бумаги, затем переводят его на ткань. На ткани рисовать нужно резервирующими составами: клеем ПВА, восковыми карандашами или свечой. Затем производится роспись рисунка и фона.
Свободная роспись.
Производится без применения резервирующего состава. Для получения контуров рисунка ткань подвергается очень слабому резервированию растворами крахмала или соли, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани.
Способы свободной росписи.
«По-сырому». Чистыми кистями ткань покрывается водой, а затем окрашивается. Краски растекаются свободными формами.
«Сухая кисть». Выполняется щетинными кистями, мазок производится полусухой кистью.
Применение «соли для эффектов». На отдельные участки влажной ткани насыпается крупная соль, высыхая, она вбирает в себя краску вместе с влагой, образуя причудливые разводы.
«Набрызг». Нарисовать на ткани узоры. Налить в тарелку краску, обмакнуть в неё щётку. Держа щётку над тканью, провести по ней расчёской, чтобы получились брызги.
«Печать по трафарету». Приготовить трафареты, можно использовать фабричные. Налить в форму немного краски. Окунуть чистый тампон из поролона в краску, чтобы он равномерно пропитался. Сделать на бумаге пробный отпечаток, затем печатать на ткани. Стараться, чтобы краска не размазывалась за пределы трафарета.
Анализ детских работ входит в методику проведения занятия в кружке, как один из важнейших компонентов.
Анализ детских работ вела в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняла требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.
Положительное эмоциональное состояние ребёнка на занятии - обязательное условие для развития его творчества для меня. Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовала похвалу и порицание очень осторожно: если все время хвалить ребёнка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребёнку, что он плохо нарисовал, у него появится неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.
Старалась правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Дети испытывали удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку я давала только по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.
Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость не только себе, но и другим – была моя задача.
Для моих воспитанников роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным занятием, доступным в исполнении, и в то же время эффективным по результатам.
Занятия в кружке я начала с самых простых тем. Помогла детям понять основы - как лучше сделать, чтобы краска растекалась хорошо, как крепко завязать узелок, чтобы часть ткани осталась не прокрашенной, как лучше сочетать краски по цвету. На некоторых занятиях разрешала детям полную свободу в выборе цвета, на других - объясняла о теплых и холодных тонах и просила придерживаться моих советов. Дети смело творили с красками, сочетали, казалось бы, несовместимые, но работы получались красочные, фантастические. Дети радовались и учились раскрашивать ткань. Неудачных работ не было ни у кого, только вот тому или другому ребёнку нужно побольше добавлять воды в краску, другому поменьше и т. д. Замечания делала очень корректно, чтобы не отбить интереса, а, наоборот, усилить желание рисовать. По цвету работ определяли настроение детей. Дети сами научились определять у кого радостная, весёлая, грустная или печальная работа.
А у Игорька П. один раз как-то спросили: «Ты чего такой злой?» «Нет, я не злой, я просто люблю все тёмные цвета» - ответил Игорёк. Вот так и рисовал Игорёк в коричнево-фиолетовых, тёмно-зелёных и синих тонах, и у него красиво получалось.
Темы усложнялись, дети постепенно учились раскрашивать ткань всё лучше. Вначале я купила ткань для детей новую, белоснежную бязь. Но детям на ней трудно было рисовать, так как краски на такой ткани очень плохо растекаются. Легче гораздо рисовать на потёртой, мягкой ткани. Чаще всего дети рисовали акварельными красками, так как они более знакомы детям, имеют много тонов, но иногда пробовали рисовать и специальными красками по ткани, у которых только шесть цветов.
Паша П. всегда на занятиях по изодеятельности рисовал плохо, работы были слабенькие, но так хотел заниматься в кружке, что даже маму свою подключил: «Скажи, что я хочу рисовать!» Конечно, я взяла его в кружок. Рисовал он неважно, но с каким удовольствием! Он внимательно выслушивал объяснения, старался всё выполнять, хоть у него и не всё получалось по теме, но фантазировать с красками ему очень понравилось. Его работа «Кораблик» до сих пор висит в фойе детского сада на выставке среди других работ.
К концу учебного года занятия в кружке дали свои результаты. Дети научились работать с тканью, рисовать эскизы, перекладывать их на ткань, рисовать резервирующим составом и восковыми карандашами, сочетать краски и т. д. Выставка их лучших работ была размещена в фойе детского сада.
При работе с детьми важной задачей для меня являлось - установление доверительных отношений с родителями. Эту работу я начала с анкетирования. Опрос вначале года показал, что мало детей группы увлекаются рисованием, за советом к родителям не обращались, на выставках и в музеях родители с детьми не бывали вообще, родители обосновывают это своей занятостью, формально радовались работам своих детей, большинство не хранили их, предложения были по организации кружков английского языка, танцев.
Я рассказала родителям, чем хочу заниматься с детьми группы в кружке. Познакомила с целями, задачами. Не всем родителям было понятно, не всех увлекла эта идея, но поддержать меня и помогать в работе обещали.
Каждый раз после занятий кружка, устраивала выставку детских работ. Родители отмечали красоту работ своих детей, необычность их занятия, увлечённость ребят. С каждым разом родители всё больше интересовались работами детей, сравнивали их результаты труда, хвалили, ободряли, поддерживали. Обращались ко мне за советом, как эту работу продолжить дома, так как дети охотно рисуют и в домашних условиях.
Таким образом, я наладила контакт с родителями, увлекла их своей целью, доказала важность занятий в кружке для их детей. Меня потом родители благодарили: «Как это вы разглядели талант в моём ребёнке? Надо будет записать его в художественную школу».
К концу года в анкетах уже все родители детей, занимающихся в кружке, писали, что их дети и дома увлекаются рисованием. Рисуют разными материалами. Работы детей родители сохраняют, дарят своим родственникам. И что особенно радует, родители в анкетах отметили, что в свободное время ходили в Радищевский музей и музей Краеведения.
В итоге наших занятий родители помогли устроить выставку лучших детских работ - вернисаж. Контакт с родителями был налажен. Они оказывали мне поддержку в работе с детьми.
Не каждый ребёнок, посещавший кружок занятий батиком станет художником, но дети познакомились с новым для них видом декоративно-прикладного искусства, с нетрадиционными материалами, научились видеть красоту и добро в окружающем мире.