Ирина
Способы повышения педагогической культуры родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые попытка рассмотреть сущность понятия «педагогическая культура» была сделана в конце 50-х годов XX века Г. Н. Волковым в рамках этнопедагогики. Педагогическая культура, по его мнению, «это та среда материальной и духовной культуры народа, которая непосредственно связана с воспитанием детей» [3]. Ученый включает в нее колыбельные песни, игрушки, подвижные игры, педагогический фольклор, традиционные формы назидания, методы приучения, совокупность взглядов народа на подготовку подрастающего поколения к жизни.
Публикация «Способы повышения педагогической культуры родителей» размещена в разделах
Термин «педагогическая культура» активно использовал В. А. Сухомлинский. В его содержание он включал многие компоненты духовного облика преподавателя, его профессиональную подготовленность.
Е. Ю. Захарченко рассматривает педагогическую культуру как «часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены особого рода ценности социально-педагогической практики, педагогической теории и способы педагогической деятельности.
Т. А. Куликова рассматривала педагогическую культуру родителей как «компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей» [10].
Наличие педагогической культуры у родителей является важным фактором воспитания личности. Зачастую родители, желая своему ребенку добра, неосознанно причиняют ему вред своей гиперопекой или, наоборот, недостатком опеки и интереса к жизни ребенка. Ради избежания этих ошибок в системах образования организована система по формированию педагогической культуры у родителей.
Первым к вопросам педагогической культуры родителей обращается Я. А. Коменский в своем труде «Материнская школа», в котором он публикует план воспитания ребенка матерью, где обозначает главным формирование нравственных качеств и подготовку к труду.
Н. К. Крупская также подчеркивала важность педагогического посвящения родителей путем педагогической пропаганды в форме индивидуальных бесед и советов. Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
В современном образовании семейное воспитание стало занимать большую роль. Это отражается в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка».
Важной составляющей педагогической культуры родителей является умение заинтересовывать и вдохновлять ребенка, стимулировать у него положительные эмоции, побуждать его к правильному моральному выбору.
Особое место в формировании педагогической культуры родителя занимают прикладные умения: рисование, пение, конструирование, спорт. Совместные занятия, где взрослый может показать пример, научить, передать ребенку свой опыт, способствуют формированию традиций, продуктивному диалогу.
Образовательное учреждение может вести следующую работу по повышению воспитательного потенциала семьи:
1. Информационно-аналитическое направление. На этом этапе используются такие методы, как опрос, анкетирование, наблюдение, интервьюирование, изучение медицинских карт с целью сбора и последующего анализа сведений о конкретной семье, выявления уровня готовности к взаимодействию с учреждением.
2. Практическое направление. На этом уровне мы собираем информацию, которая будет направлена на решение конкретных задач, которые связаны с разносторонним развитием ребенка, а также его здоровьем.
3. Непосредственно работа с родителями. В данном направлении педагог осуществляет коммуникацию с родителями, в ходе которой передает им информацию по какому-либо вопросу, то есть повышает воспитательный потенциал семьи. Это может осуществляться как в ходе индивидуального общения, так и при помощи организации открытых занятий, семинаров, различных практикумов, традиционных и нетрадиционных родительских собраний; а также сюда можно отнести создание пособий для информационных стендов, стенгазет, подборок игр и упражнений.
Для большей эффективности и наглядности можно организовывать продуктивное общение всех участников образовательного процесса, то есть мероприятия, которые предполагают взаимодействие не только педагога и родителя, но и ребенка и родителя. Например, мастер-классы.
Следует помнить, что продуктивное взаимодействие педагога и родителей может быть возможно только при соблюдении следующих условий: педагог должен воспринимать родителя как партнера, не давить и не принимать «возвышающуюся» позицию, должен быть доброжелателен и искренен в своих намерениях, опираться на интересы конкретной семьи, быть открытым и готовым к диалогу.