Тюрикова Анна
Способы определения уровня координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условия ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Способы определения уровня координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условия ДОУ.
Наиболее благоприятным периодом в развитии координационных механизмов является возраст дo 12 лет. Разнообразная двигательная деятельность способствует развитию координационных возможностей ребенка и эффективным образом сказывается на усвоении новых двигательных действий. В тo же время способность детей к овладению новыми неизвестными им ранее двигательными действиями тесно связана с особенностями возрастного развития, степенью биологической зрелости организма. Исследования в области физического воспитания дошкольников свидетельствуют об их способности к усвоению сложных координационных видов движений.
Публикация «Способы определения уровня координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста в условия ДОУ» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Дo настоящего времени координация движений у детей дошкольного возраста в основном определялась при выполнении основных видов движений и, таким образом, находилась в тесной взаимозависимости от степени усвоения техники движений. Изучением координации в специально подобранных двигательных заданиях занимались В. С. Фарфель и его сотрудники В. П. Назаров, А. И. Козлов, А. П. Виноградова и др. Пo их мнению, двигательные задания на определение возрастных возможностей детей в выполнении координированных действий должны отвечать следующим требованиям: не зависеть от длины тела, его весовых показателей и наличия специальных двигательных навыков; не требовать специального обучения. Эти требования соблюдались при подборе двигательных заданий. Исходя из того, что координация является произвольным актом, показателем возможности управления, сознательного контроля за движениями, при подборе двигательных заданий создаются условия для концентрации внимания на основной двигательной задаче - на координации движений. Техника выполнения упражнений не представляют для детей особой сложности, так как отдельные элементы, составляющие задание, неоднократно выполнялись детьми в мономоторных актах, общеразвивающих упражнениях.
Для создания оптимальных условий при выполнении упражнений отводится отдельное место (на участке, спортивной площадке, в помещении и т. п., чтобы дети могли сосредоточиться. Дети получают показ (три раза) в замедленном темпе и словесное пояснение. Пo просьбе ребёнка показ упражнения повторяется. Проверка проходит с каждым ребёнком отдельно. Дети выполняют упражнения в выбранном ими темпе. При оценке не учитывается темп выполнения упражнения, амплитуда движения. При правильном выполнении упражнения детям предлагается его повторить в ускоренном темпе. Всего дается 3-4 повторения, оценивается лучший результат. При разработке и выборе контрольных заданий на определение координационных возможностей детей дошкольного возраста в движениях руками учитывается следующие, имеющиеся в литературе данные:
· координация в работе рук ярко не сходна с координацией работы ног; элементарной двигательной координацией для верхних конечностей человека является не перекрестная, свойственная нижним конечностям, а симметричная;
· возрастные различия проявляются при выполнении двигательных заданий, носящих перекрестный характер в работе рук; наиболее сложным для старших дошкольников является выполнение ими упражнения с несимметричными движениями рук;
· качество выполнения координации движений рук в значительной степени зависит от направления движения;
· ускоренный темп выполнения двигательных заданий с несимметричной координацией приводит зачастую к ее ухудшению и переходу на симметричные движения, т. е. вся возрастающая скорость правильного выполнения задания свидетельствует о прочности качества координации; с увеличением возраста дети лучше сохраняют перекрестную координацию в ускоренном темпе;
· корреляция между уровнем координационных зависимостей, уровнем физического развития и силой рук отсутствует.
При проверке координации движений рук использовались следующие упражнения:
Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Начать маховые движения правой рукой и подключить в противоположном направлении движения левой рукой (как движения при ходьбе).
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Начать движение вверх, вниз правой рукой, сгибая ее локтевом суставе, присоединяя по команде левую руку. Движения поочередные: левая рука вверх, правая вниз и наоборот.
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Начать движения правой рукой вперед, назад, сгибая в локтевом суставе, присоединить движения левой рукой - вперед, назад. Направления движения противоположные.
При подборе двигательных заданий по определению возможности совместных координированных действий рук и ног исходят из следующих положений:
· перекрестная координация в работе рук и ног увеличивается устойчивость при выполнении основных видов локомоций к общеразвивающих упражнений;
· более естественной легкой в выполнении является односторонняя координация;
· большую сложность для детей дошкольного возраста представляет концентрация внимания на одновременном действии четырех конечностей, поэтому двигательные задания должны быть простыми по технике выполнения;
· на проявление координации движения рук и ног большое влияние оказывают:
а) направленность совершаемых действий;
б) темпы их выполнения;
в) методика демонстрации показа словесного пояснения.
Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:
Упражнение 1. Сагиттальная плоскость. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.
Упражнение 2. Вертикальная плоскость. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).
Упражнение 3. Горизонтальная плоскость. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.
Так как освоение сложнокоординированных двигательных действий связано с напряжением внимания, следует первоначально создать у детей представление об этом движении. Как известно, представление о каком-либо движении влечет за собой незначительное сокращение тех скелетных мышц, которые осуществляют это движение. Поэтому детям, прежде всего, дается показ в обычном темпе, затем дается подробное словесное объяснение с замедленной демонстрацией oбразца. Пoсле этого предлагается вместе с педагогом выполнить данное движение.