Таcлима Садыкова
Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Садыкова Т. Н.
Sadykova T. N.
г. Челябинск
Chelyabinsk
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
METHODS OF FORMING AND EVALUATING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PRESCHOOL TEACHER
Аннотация: в статье представлены основные способы (формы методической работы, которые позволяют сформировать профессиональные компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Abstract: the article presents the main methods (forms of methodological work) that allow the formation of professional competencies of teaching staff of preschool educational organizations.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность педагога, профессионально-образовательные компетенции, социально-статусные компетенции, способы формирования профессиональной компетентности, формы методической работы.
Key words: competence, professional competence of a teacher, professional and educational competencies, social and status competencies, ways of forming professional competence, forms of methodological work.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается, что государством должно быть обеспечено равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. При этом дошкольная образовательная организация должна способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога как условия достижения качества дошкольного образования (п. 3.2.6 ФГОС ДО) [7]. В научных исследованиях проблема профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования рассматривается в работах И. Н. Асаевой, Л. Н. Атмаховой, О. Ю. Дедовой, Г. И. Захаровой, С. Г. Молчанова, Т. А. Сваталовой, О. В. Тихомировой и других.
Мы придерживаемся подхода С. Г. Молчанова, который рассматривает компетентность как комплекс профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций педагога. Профессионально-образовательные компетенции обеспечивают передачу содержания образования посредством обучения (как результат – образованность личности, или уровень обученности, социально-статусные – содержания социализации посредством воспитания (как результат – социализованность, или воспитанность личности). В соответствии с этим педагог должен обладать профессионально-образовательными компетенциями для передачи содержания образования (обучения, и социально-статусными для передачи содержания социализации (воспитания) [6].
Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования предусматривает изучение способов формирования профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций педагогических работников. С связи с этим важно выделить формы и методы методической работы, которые будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
И. Н. Асаева предлагает модель поэтапного процесса формирования профессиональной компетентности педагога через систему повышения квалификации. В основе модели поэтапного процесса формирования профессиональной компетентности педагога И. Н. Асаевой лежат такие способы, как проблемные вопросы, задачи, кейсы, педагогические ситуации, требующие применения теоретических представлений, а также способы общения и взаимодействия (дискуссии, обсуждения, дебаты) [1].
Г. И. Захарова в качестве средства формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования предлагает тренинг, который дает возможность для развития практических умений и навыков общения с обучающимися, с родителями, с коллегами – всеми субъектами образовательного процесса, для формирования знаний в различных областях педагогики и психологии, методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Тренинг основывается на комплексе упражнений, которые имеют практико-ориентированную направленность [4].
Л. Н. Атмахова считает, что способы формирования профессиональной компетентности определяются методической службой дошкольной образовательной организации и включают в себя большое разнообразие форм и методов методической работы. Методическая служба как самостоятельное структурное подразделение дошкольной образовательной организации ориентирована, в первую очередь, на повышения уровня квалификации педагога посредством таких форм, как педагогический совет, творческая группа, творческая мастерская и другие [2].
О. Ю. Дедова рассматривает психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога в контексте непрерывного образования (дошкольного и начального). Автора выделяет такие формы методикой работы, как семинар, методическая мастерская, ведение «Дневника индивидуальной образовательной траектории», совместное обучение в форме деловой игры, мозгового штурма, дискуссии, круглого стола и других активных форм взаимодействия педагогов ДОО [3].
Т. А. Сваталова раскрывает содержание работы по формированию профессиональной компетентности в рамках программы дополнительного профессионального образования. Основные формы организации обучения педагогов – это лекции, семинары (проблемные, дискуссионные, практико-ориентированные, самостоятельная работа педагогов по итогам освоения учебных модулей программы, выполнение различных творческих работ и заданий, проектов с последующей их презентацией и обсуждением [8].
С. Г. Молчанов предлагает для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников такую форму работы, как социализационное занятие. Данный способ наиболее эффективен в работе по формированию социально-статусных компетенций, профессионально важных качеств педагогов. С. Г. Молчанов выделяет несколько видов занятий в зависимости от контента (содержания): занятия на основе изображений, формирующих представления о социальных компетенциях (images-self-teach); занятия на основе видеоматериалов (video-self-teach); занятия на основе аудиоматериалов (audio-self-teach); занятия на основе индивидуальных и групповых проектов [5].
Методика images-self-teach, video-self-teach, audio-self-teach С. Г. Молчанов определяет как «интенсивное дидактическое воздействие посредством изображений, видео и аудиоматериалов, вызывающее рефлексию и как следствие изменение вектора социальных эмоций, приводящих к увеличению и формированию представлений об общественно значимых компетенциях». Социализационные занятия с педагогами дошкольной образовательной организации могут использоваться как способы формирования представлений о компетенциях, входящих в структуру профессиональной компетентности педагогических работников.
Одной из форм формирования профессиональной компетентности педагогов является проект. В работе педагога дошкольного образования проектная деятельность может быть организована: с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста; с целью организации взаимодействия с родителями; с целью повышения уровня компетентности в самообразовании и методической работе.
Таким образом, в научных исследованиях предлагаются различные подходы к пониманию способов формирования профессиональной компетентности педагогических работников. Предлагаются такие формы и методы, как проблемные вопросы, задачи, кейсы, педагогические ситуации, педагогический совет и творческая группа, творческие мастерские, дневник индивидуальной образовательной траектории, совместное обучение, тренинг, социализационные занятия и проекты, лекции, семинары, выполнение различных творческих работ и заданий.
Список использованных источников
1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / И. Н. Асаева ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.
2. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Л. Н. Атмахова ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
3. Дедова, О. Ю. Психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога непрерывного образования : дошкольного и начального : автореф. дис.. канд. пс. наук : 19.00.07 / О. Ю. Дедова ; Нижегор. гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 28 с.
4. Захарова, Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга : автореф. дис.. канд. пед. : 13.00.01, 13.00.08 / Г. И. Захарова. – Челябинск, 1999. – 24 с.
5. Молчанов, С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями : опыт классификации / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 5. – С. 6-11.
6. Молчанов, С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Детский сад от А до Я : Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2018. – № 5 (95). – С. 53-58.
7. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. –https://base.garant.ru/77677348/
8. Сваталова, Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова ; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск,
2009. – 26 с.