Светлана Новак
Спортивный досуг «Моя Родина — Россия»!
▼ Скачать + Заказать документы
Ход досуга
Под русскую хороводную музыку «Во поле береза стояла» дети входят в зал и заводят хоровод. На последний куплет песни дети выстраиваются в шеренгу.
Ведущий.
Нашу страну-Россию населяют разные народы. Наше государство многонационально.
- Ребята, Вы знаете народы, которые заселяют Россию?
- Скажите, а что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть! Сегодня у нас праздник народных игр. В народных играх много юмора, шуток и соревновательного задора.
- Так с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни людей, их бытом, трудом, традициями и обычаями.
Публикация «Спортивный досуг „Моя Родина — Россия“!» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа инструкторов по физической культуре
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2015
-А чтобы нам лучше узнать в какие же игры играют разные народы России, я предлагаю Вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Давайте, ребята, построим поезд и назовем его «Родина».
Вдаль от северной столицы
Поезд наш сейчас умчится.
Мы по тундре, по тайге
Пронесемся вдалеке.
Побываем тут и там;
По равнинам и горам,
По просторам всей страны
Мы проехаться должны.
Но на поезд без билета
Нам друзья посадки нет.
Чтоб билеты дали нам,
Скажем наши имена!
Как вас мамочка зовет?
Выходи скорей вперед.
Есть у нас, ребята, план-
Посетить Башкортостан.
Карта нам подскажет путь-
Надо нам сюда взглянуть.
Буераки, косогоры!
На пути теснятся горы!
Унывать мы не умеем,
Горы мы преодолеем!
( Полоса препятствий: 3 модуля, «перекати поле», лаз).
Ребенок.
Нас Башкирия встречает,
Степь широко расстилает
Медоносных трав ковер,
Ветер, небо и простор!
Посмотрите-ка, ребята!
Овцами трава примята.
Что за круглый теремок
Смотрит дверью на восток?
Вот съедят траву овечки,
Разберет хозяин дом,
И на новое местечко
Переедет дом потом.
А внутри тепло, уютно.
Дом такой зовется юрта!
К стенкам не прибьете полок,
Вместо стенок теплый войлок!
Есть башкирская игра-
Поиграть в нее пора!
Башкирская народная игра «Юрта».
В игре участвуют несколько подгрупп детей, каждая из которых образует круг по углам зала. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут переменным шагом вокруг своего стула и поют:
-Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Под мелодию дети бегают по большому кругу. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Ведущий.
Поезд дальше нас зовет
Посетить другой народ.
Степь в России велика
Для башкира, казака,
Для калмыка и бурята.
Вот Бурятия ребята!
Что за топот, что за пыль?
Кони мчаться, мнут ковыль.
(Дети бегут с высоко поднятыми коленями)
Ребенок.
Всадник на коне сидит,
Песня по степи летит.
Пеньем горловым в России
Край бурятский знаменит.
А в Бурятии лошадки
Всех выносливей ребятки.
Взрослые коней растят,
Дети в "Волка и ягнят",
Весело смеясь, играют,
Вас, ребята приглашают!
Бурятская народная игра " Волк и ягнята".
Один игрок – волк, другой - овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:
- Что ты здесь делаешь?
- Вас жду.
- А зачем нас ждешь?
- Чтобы всех вас съесть!
С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.
Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы… Волку нельзя отталкивать овцу.
Ребенок.
Поезд весело гудит,
Дальше ехать нам велит.
Дальше по степи широкой
Едем ровною дорогой.
(Дети бегут легким бегом.)
Ребенок.
Прибыли мы в Татарстан
И на праздник Рамадан
Тут же с поезда попали.
Нас хозяева позвали
На татарский, на базар,
Показать скорей товар.
Вот изюм, вот курага,
Вот сладчайшая нуга,
Вот ковры узорные,
Вот гранатов зерна,
Беляши и пирожки,
И чудесные горшки!
Ровные и звонкие,
И с узором тонким!
Мастер ты горшки продай,
Вместе с нами поиграй!
Татарская народная игра " Продаем горшки".
Играющие разделяются на две группы. Дети – горшки, встав на одно колено, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий, (за сколько согласился продать горшок хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают столько раз, сколько коснулись руки). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Ребенок.
Снова поезд загудел,
Мчится в северный предел,
В тундру, ровную, как стол,
Поезд наш, друзья пришел,
Здесь России зимний рай -
Северный олений край.
Ни пригорка, ни оврага,
Лишь на кочках - вкусный ягель,
Да на кустах малюсеньких,
Ягодки, как бусинки.
Скрыто лакомство в снегу.
И в морозную пургу
Роет снег олень копытом,
Чтоб здоровым быть, и сытым.
(Дети ходят с высоким коленом руки за головой, имитируя рога).
Ребенок.
Небо всё заволокло,
Закружило, замело.
В стойбище к оленеводам -
К нашим северным народам -
В гости мы попали,
У огня оттаяли.
Пусть снаружи ветер воет -
Это нас не беспокоит.
Мы с ребятами играем,
И ни капли не скучаем!
Якутская народная игра «Игра в мяч».
Играющие делятся на две равные группы и становятся шеренгами друг против друга. Крайний (любой) бросает мяч стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему, стоящему напротив, который ловит мяч и передает его следующему, стоящему напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то переходит в плен на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч кидают в обратную сторону в таком же порядке.
Правила игры. Выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Перебрасывать мяч следует в строго определенном порядке.
Ребенок.
Поезд снова в путь зовет
Навестить другой народ,
В тундре поезд так замерз.
Что на юг ребят повез,
и окажемся мы вскоре
У Каспийского у моря.
Только горы перейдем -
К дагестанцам попадем.
(Детям нужно пролезть в обручи (2обруча) вперед лицом, подняться по наклонной доске к шведской стенки, забраться по шведской стенки переменным шагом до верха, дотронуться рукой до птички, перейти на другой пролет и спуститься.)
Дагестан гостей встречает,
Виноградом угощает,
Солнце щедро шлет тепло-
Вот, ребята, повезло!
Эй, скорей идем купаться,
Вместе на волнах качаться,
На волнах соленых,
Синих и зеленых.
(Дети, взявшись за руки, приседают по очереди, имитируя волну.)
Дагестанская девчонка,
Что-то прокричала звонко,
И у самых наших ног
Уронила свой платок,
Вы скорей за ней бегите,
Да платочек подберите.
Дагестанская народная игра "Подними платок"
Игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок.
Звучит национальная мелодия, все танцуют. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.
Правила игры. Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратиться музыка.
Скоро поезд прогудит.
Нас в Сибирский край умчит,
Едим, дети, далеко.
Вот разлились широко,
Перед нашим взором,
Реки и озёра.
Вот могучая река
Катится издалека,
Но не просто льет водицу -
Любит речка потрудиться.
Согласилась помогать,
Электричество давать,
Гидростанции турбину,
Покрутить в своих глубинах,
Чтобы людям свет с теплом
Заглянули в каждый дом.
Вот и мостики - мостки,
Через реки - ручейки,
Будем по мосткам ходить,
Ноги чтоб не промочить.
(Дети идут по скамейке гимнастическим шагом, руки в стороны. Спрыгивают, мягко приземляясь на полусогнутые ноги. По второй скамейке дети идут боком.)
Край Сибирский наш, прощай!
В ручейки нас превращай!
Потечём и разольемся,
И в озера мы сольемся.
Игра народов Сибири "Ручейки и озера"
Игроки стоят в колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры. Бегать надо друг за другом,
Не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
А затем домой вернемся.
Мы сегодня были с Вами,
За лесами, за полями,
За реками - водами,
С разными народами.
Как Россия велика!
Горы смотрят в облака,
Степи стелятся под небом,
Нивы золотятся хлебом,
Зреют яблоки в садах,
По лугу бредут стада.
Ты, Россия - разная,
Щедрая, прекрасная.
Непохожие народы,
Под твоим под небосводом
Сделались друзьями
Мы, ребята, с вами.
Россиянами зовемся,
Так же дружим, не деремся,
Вместе весело играем,
С вами жмурки затеваем!
Русская народная игра "Жмурки".
Дети стоят в круг, взявшись за руки. В центре водящий с завязанными глазами. Водящего раскручивают со словами
-На столе стоит квас, лови мышей, а не нас.
Водящий должен поймать игрока находящегося в круге. Игрок старается увернуться от водящего, периодически подает сигнал колокольчиком. Водящий не только должен поймать игрока, но и назвать его имя.
Правила игры. Водящий не имеет права подсматривать.
Ведущий
Стихотворение «Россия»
Если долго - долго – долго
В самолете нам лететь,
Если долго – долго – долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек. Озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Дети исполняют ритмическую композицию на песню «Моя Россия».
Цели досуга :
1. Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой;
2. Формирование заинтересованного и уважительного отношения к культуре родной страны путем познания фольклора посредством народных игр.
Задачи досуга :
1. Формировать творческую, духовно и физически развитую личность;
2. Приобщать к истокам игрового фольклора;
3. Способствовать к сплочению детей в коллективе;
4. Развивать физические и психические качества;
5. Воспитывать любовь к Родине.
Оборудование
Административная карта России, платки, гимнастические скамейки, доска, стулья, маска волка, маска овечки, колокольчик, повязка для глаз, мяч, ленточки на палочках (трех цветов, 3 модуля, «перекати поле», лаз.
Музыкальное сопровождение.