МААМ-картинки

«Спи, дитя мое, усни!» Конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста

Эля Прудских
«Спи, дитя мое, усни!» Конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

СПИ, ДИТЯ МОЕ, УСНИ!

конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развивать познавательные интересы детей, используя фольклор. Прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни.

Образовательные:

Учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения. Приобщать детей к русскому народному творчеству (колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, хороводы).

Развивать умение детей использовать в речи русский народный

фольклор. Эмоционально обогатить детей теплотой народной поэзии.

Развивать творческие способности детей, ладотональный слух.

Публикация «„Спи, дитя мое, усни!“ Конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Закреплять навык использования знакомых движений, приемов

игры на ДМИ в импровизации;

Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для

передачи характера, образа;Воспитывать уважение к близким людям, любовь к колыбельной

песне через художественное слово.

Оборудование: иллюстрации с изображением матери и дитя, колы-

бельки; мольберты; куклы-пеленашки по количеству девочек; кукла би-ба-

бо кота; треугольники, колокольчики, витражи; фонарики по количеству де-

тей; хрустальные бокалы; бусы разноцветные; аудиозаписи; инструмент

фортепиано.

Предварительная работа: Знакомство детей с народной колыбельной

песней, ее особенностями, разучивание колыбельных песен, пестушек, по-

тешек, приговорок. Разучивание хороводной игры «Дрема».

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под музыку, выстраиваются в полу-

круг для приветствия.

Музыкальный руководитель (далее М. р.): Придумано кем-то просто

и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!».

Доброе утро! - солнцу и птицам, «Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера! (Н. Красильников)

Дети исполняют приветствие «Рано утром» муз. и сл. Н. Катрухиной

Рано утром мы приходим в детский сад,

Очень рады видеть здесь своих ребят.

И с улыбки это утро мы начнем,

Всем здоровья пожелаем и споем:

«Здравствуйте, здравствуйте, здрав-ствуй-те!

Здравствуйте, гости, здравствуйте».

М. р. А сейчас я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие.

Дети выполняют перестроения под коммуникативную игру-привет-

ствие «Ты шагай, не зевай!» музыка и слова С. Коротаевой.

М. р. : Ребята, посмотрите, куда это мы с вами пришагали?

Дети останавливаются около мольбертов с развешенными иллюстра-

циями. Рассматривание иллюстраций с изображением матери и ребенка.

М. р. : Давным-давно, так давно, что и представить себе трудно, мамы

укладывая детей спать, пели им баиньки. А баиньки эти были не простые, а

волшебные, они убаюкивали малыша. Баюкальщик собирал свою песенку,

словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не

уснёт. А бусинки-то были удивительными, и похожими друг на друга, и нет.

М. Р. показывает детям бусы разноцветные.

М. р. : Сверкали баиньки или колыбельные песенки неземными искор-

ками. Недаром их так и называют: колыбельные или баюкашные.

- Как, вы думаете, зачем мамы пели колыбельные? (Ответы детей)

М. р. : Правильно, ведь колыбельные помогают маме уложить ребёнка

спать. А ещё для того, чтобы малышу приснился волшебный сон. Эти песни

пелись у колыбели, где засыпал младенец. А вы, ребятки, знаете, какие вамв детстве напевали ваши мамы колыбельные песенки? (Ответы детей). Вот

и вы вырастите, и тоже будете петь колыбельные песни своим детям.

Для того, чтобы мы продолжили наше путешествие, мы должны подго-

товиться. С собой мы возьмем колыбельные распевки. Вы готовы?

Дети поют русскую народную попевку «У кота воркота»

У кота воркота колыбелька хороша.

Я коту воркоту тихо песенку спою.

Бай-бай, баю-бай, поскорее засыпай!

М. р. Это очень интересно - научиться песни петь, но не каждому из-

вестно, как дыханием владеть. М. р. показывает детям пластиковые вит-

ражи. У меня есть вот такие волшебные витражи, они тоже помогут нам

подготовиться к нашему путешествию. С помощью этих витражей мы с

вами будем учиться правильному певческому дыханию. Наденьте петельку

на палец, сделайте глубокий вдох и подуйте на витраж. Пока звучит музыка,

понаблюдайте, как они танцуют в воздухе. Приготовились. Вдыхаем…

Упражнение на укрепление дыхательных мышц

Для звукового сопровождения подобных упражнений используются

фонограммы классической или народной музыки, записанной на фоне звуков

природы – пения птиц, воя ветра, шума листвы и т. д.

М. р. А сейчас мы с вами исполним веселую песню.

Дети исполняют русскую народную песню «Как вставала я ранё-

шенько».

М. Р. : Теперь мы готовы к путешествию, но прежде чем отправиться в

путь-дорогу нам надо закрыть глаза.

Звучит фонограмма «волшебной музыки».

М. р. : Ребята, посмотрите куда мы с вами попали.

Рассматривание иллюстраций с изображением русской избы и убран-

ства избы, матери над колыбелью, колыбели.

М. р. : Колыбель - это люлька, сделанная из дерева березы. На Руси о

березе говорили, что береза и светит, и греет. В колыбельке лежала перинка,

ее набивали душистым сеном. Подушечка, простынка, одеяльце из разно-

цветных маленьких лоскутков. Ребенок быстрее успокаивался и крепче за-

сыпал под колыбельную песню. Ребята, скажите, пожалуйста, а как надо ис-

полнять колыбельные песни? В каком темпе?

Ответы детей.

М. р. : Правильно, исполнять надо вполголоса, спокойно, ласково,

нежно, напевно, протяжно и мягко брать дыхание, точно пропевать мело-

дию. А вот и маленькие нянюшки без дела сидят. А мне надо деток укачать

да убаюкать.

Девочки аккуратно берут кукол- пеленашек и становятся в полукруг.

Девочки: (по очереди, наклоняясь над куклой, ласково):

- Ночь пришла, темноту привела.

- Задремал петушок, запел сверчок. / - Уже поздно, сынок, ложись на бочок.

- Байки-побайки прискакали зайки,

Стали люльку качать, сладку дрёму напевать,

- Стали в дудки играть, стала Катя засыпать.

Девочки поют колыбельную по выбору музыкального руководителя.

М. р. : Молодцы, спасибо. Я думаю, что после такого исполнения нашим

малышам будут сниться самые приятные сны. А кто же создал такие краси-

вые песни?

Ответы детей.

М. р. : Правильно. Эти песни создал народ. Самые красивые песни про-

должали жить, а кто их сочинил, уж никто не помнил. Было лишь известно,

что кто – то из народа. Поэтому они и получили название – народные. В

народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из

поколения в поколение. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего

возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестрёнок, а

то и нанимались в чужие семьи. Услышит дочка от мамы колыбельную

песню, запомнит, а потом споет ее младшим в семье детям. Так и сохрани-

лись колыбельные песни до наших дней. Среди колыбельных песен много

песен о… Раздается фонограмма мяуканья кота. О ком же много песен?

Правильно - о котике. Музыкальный руководитель показывает игрушку би-

ба-бо кота, дети рассматривают.

М. Р. : В народных колыбельных песнях кота зовут ночевать, колы-

бельку качать, ему обещают разные награды: «кувшин молока», «кусок пи-

рога», «платочек на шею», «хвостик вызолотить», «лапки высеребрить».

Оказывается, Кот приносит сон и покой ребенку.

Дети слушают русскую народную колыбельную «Котенька-коток».

Беседа с детьми о прослушанной колыбельной.

М. р. Ребята, мир музыки огромен. А скажите мне, где вы еще слышали

колыбельные песни?

Ответы детей.

М. р. : Наступает ночь, на небе одна за другой вспыхивают звездочки, а

кто попробует зажечь звёздочки в нашем волшебном вступлении.

- Давайте сейчас, ребята, с огромным чувством любви к маме, к при-

роде, зная все черты колыбельных песен, споём эту красивую песню.

Дети поют колыбельную для мамы по выбору музыкального руководи-

теля.

М. р. : Сейчас мы с вами не только послушаем колыбельную песню, но

и украсим музыку плавными движениями со светящимися фонариками и

хрустальными звуками бокалов. М. Р. показывает детям хрустальные бо-

калы. Ребята, как вы думаете, какие звуки будут издавать эти бокалы? А

движения деревянными палочками какие будут? Ответы детей.

Вот послушайте, какой получается звук. (Ответы детей - нежно,

тихо, плавно).Предлагаю мальчикам саккомпанировать на хрустальных бокалах, а де-

вочки превратятся в фей с волшебными фонариками.

В зале приглушается основной свет и включается световой диско шар

для спецэффекта. Девочки импровизируют со светящими фонариками под

музыку колыбельной «Баю, бай», а мальчики подыгрывают ритм на хру-

стальных бокалах.

М. р. : А сейчас, ребята, предлагаю поиграть.

Дети считалочкой выбирают Дрему (водящего):

Спят игрушки, спят зверята, солнце спит, трава, цветы.

Зубки чистите, ребята, спать идите, первый – ты!

Все дети говорят: Полно, Дрёмушка, дремать!

Выходи скорей играть!

Нас много, ты один, спать тебе мы не дадим!

Проводится русская народная игра «Дрема».

М. р. : А теперь, ребята, нам пора возвращаться из путешествия. Закры-

вайте глаза….

Звучит фонограмма «волшебной музыки».

М. р. : Теперь мы с вами знаем как раньше укладывали спать деток, в

каких колыбельках их качали. Ребята, посмотрите вместе с нами из путеше-

ствия вернулась корзинка. Сейчас я посмотрю, что в ней. Это же эскизы ко-

лыбелек. Я предлагаю вам в группе придумать для них узор и нарисовать

разноцветными красками.

М. Р. детям показывает эскизы колыбелек.

М. р. : Вот и настал момент прощания.

Дети прощаются с музыкальным руководителем.

Под звучание музыки дети покидают зал.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Путешествие на морской берег»Конспект открытой НОД для детей старшего дошкольного возраста с элементами психогимнастики «Путешествие на морской берег» Конспект открытого НОД для детей старшего дошкольного возраста (с элементами психогимнастики, релаксации) Светлана Квасинина Интеграция.

Фотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возрастаФотоотчет занятия с элементами фольклора «Мы потешки распеваем и немного поиграем» в группе среднего дошкольного возраста Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству и к традициям русского народа, через чтение потешек. Задачи: Образовательные: 1. Обогащать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Спи, дитя мое, усни!» Конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 декабря 2024 в 22:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Спи, дитя мое, усни!» Конспект занятия с элементами фольклора для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эля Прудских (УИ 192785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД