ЛАРИСА ДОНЕЦКАЯ
Специфика трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Аннотация: статья посвящена рассмотрению специфики трудового
воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Теоретический
анализ литературы показал, что она обусловлена связью труда детей с
игрой, воспитательным, а не производительным характером труда и
формированием в ходе труда важнейших качеств личности.
Публикация «Специфика трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Ключевые слова: трудовое воспитание, труд, игра, качества личности, дошкольный возраст.
Существующие особенности социально-экономического развития
стимулируют интерес исследователей к трудовой деятельности граждан
нашей страны. Специфика отношения человека к труду, умение и готов-
ность трудиться очень часто опосредуют не только возможность обрете-
ния материальных благ, но оказывают непосредственное влияние на каче-
ство человеческой жизни. Поэтому трудовое воспитание является одним
из направлений воспитательной деятельности подрастающего поколения.
На формирование у дошкольников позитивных установок к различным видам труда нацеливает педагогов Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, в котором трудовая
деятельность дошкольников рассматривается и как ценность, и как средство приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности [4]. В образовательной области Социально-коммуникативное развитие Стандарта сделан акцент на развитии у детей ценностного
отношения к труду. При правильной организации педагогического процесса на этапе завершения дошкольного образования у ребенка формируются установки положительного отношения к разным видам труда. Это
важное качество личности в Стандарте рассматривается среди социально-
нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка
на этапе завершения дошкольного образования.
Результаты педагогических исследований показали, что в дошкольном
возрасте дети способны освоить начальные формы трудовой деятельности,
задуматься о ценности труда, пережить чувство своей нужности, полезности при выполнении интересного, посильного вида деятельности, само-
утвердиться, приобщиться к миру взрослых, проникнуться эмоциональным
отношением к выполняемым действиям. Посильный, но систематический
труд в дошкольном возрасте является существенным стимулом для развития самостоятельности.
В ходе трудовой деятельности дети испытывают удовлетворение от
полученных результатов (цветок «напился», птицы сыты, лавочки не засыпаны листьями и т. д.). Многие трудовые действия в детском саду осуществляются совместно. Это побуждает детей к общим эмоциональным
переживаниям, объединению, и, следовательно, становлению из детской
общности коллектива.
Важнейшей особенностью труда детей является то, что он не направлен на создание материальных благ; его ценность состоит в воспитывающем характере. Труд детей не имеет четких границ с игрой [1]. Поэтому в
ходе труда дети часто переключаются на игру. А играя, совершают вооб-
ражаемые игровые действия, похожие на трудовые операции взрослых
[3]. Связь труда дошкольников с игрой также рассмотрена в работах С. Р. Буре. Автор делает акцент на действиях детей с игрушками, имитирующих орудия труда взрослых; продуктивных действиях (создать,
улучшить, спасти, на которых строится игровой сюжет; наличии игровых
действий в трудовом процессе; выполнении ребенком ролевых действий
труженика (убирает урожай, шьет, готовит обед).
Поэтому игра является мощным стимулом для формирования положи-
тельного отношения к труду, становления мотивации трудовой деятельности, воспитания трудолюбия. В игре складываются и впервые проявляются
мотивы будущей общественно полезной деятельности. В ходе трудового
воспитания дошкольников очень важно разъяснить детям общественную
значимость труда (для группы, всего детского сада, города, страны, качественного выполнения трудовых действий, взаимопомощи, доброжелательности, поддержки в ходе трудовой деятельности [2]. Вопросам воспитания
трудолюбия в ходе труда дошкольников посвящены работы Д. А. Шингаркиной, которая рассматривает трудолюбие в качестве основной составляю-
щей отношения к труду, важным личным качеством человека, стимулом
для позитивной установки на труд в будущем [5].
Таким образом, трудовое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении направлено на приобщение детей к труду, воспитание важнейших качеств личности, таких, как трудолюбие, ответствен
ность, самостоятельность. Характер трудового воспитания дошкольников
обусловлен особенностями детского труда, в первую очередь, его тесной
связью с игрой и отсутствием производства материальных благ.
Список литературы
1. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения / П. П. Блонский
https://elib.gnpbu.ru/text/blonsky_izbrannye-proizvedeniya_1961/go,0;fs,1/
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-синтез, 2015. – 312 с.
3. Сухих В. К. Воспитание взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе
трудовой деятельности / В. К. Сухих [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://festival.1september.ru/articles/534151/https://www.studfiles.ru/preview/1765368/ (Дата об-
ращения 23.11.2021).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyjobrazovatelnyj-
standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения 22.11.2021).
5. Шингаркина Д. А. К вопросу о формировании трудолюбия дошкольного возраста /
Д. А. Шингаркина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некра-
сова. Серия Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 13. – №2. –