Евгения Ищук
Специфика развития педагогического мастерства воспитателя в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современное состояние образования ставит перед педагогами практиками достаточно
серьёзные проблемы, решить которые под силу только профессионалу,
обладающему высоким уровнем педагогического мастерства. Исследование
теории педагогического образования доказывает неоднозначность научных
подходов в определении понятия «педагогическое мастерство» и его
содержания.
Важной стороной педагогической культуры воспитателя является педагогическое
мастерство. Мастерство – дело сложное и кропотливое, поэтому стоит
Публикация «Специфика развития педагогического мастерства воспитателя в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
обозначить его природу, суть и содержание. Все знают, что мастерство –
высокое.
Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагогическая деятельность осуществляется в разных на-правлениях: обучение, воспитание, управление деятельностью дошкольников, - и на каждом из них может быть проявлено педагогическое мастерство воспитателя, базовым фундаментом которого являются следующие элементы: содержание образования педагога; опыт профессиональной деятельности; опыт проявления
личностных качеств в профессионально-педагогической деятельности, т. е.
внутренняя модель поведения. Поэтому логика выстраивания педагогического
мастерства может быть представлена своеобразной формулой: «знания— опыт—личность». Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности,
обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной
деятельности педагога. Педагогическое мастерство правомерно представить как совокупность определенных качеств личности воспитателя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи. Эффективность же решения складывается из выбора предпочтительного
способа воздействия, оптимального для данных условий, осознания
педагогом того, что педагогическая задача существует лишь до тех пор,
пока он ее не решит, а решение означает перевод дошкольников в заданное
состояние, т. е. состояние, нужное в данный момент педагогу, например
привлечение внимания, активизация познавательной активности. Поскольку
педагогическое мастерство обеспечивает управление педагогическими
процессами, то его можно обозначить как определенный уровень владения
методиками, средствами, формами воспитания и обучения, как производное
логики технологичности педагогического процесса. Мастерство педагога
проявляется в реализации основных функций организатора, пропагандиста,
наставника. Воспитывая и обучая детей, воспитатель имеет свою методику, в
которой каждая группа методов выполняет конкретную технологическую
функцию: одни являются исходными, другие — ведущими, третьи направлены
на коррекцию или самоорганизацию деятельности дошкольников.
В процессе становления педагогического мастерства можно выделить несколько его стадий.
1. Профессиональная «Я-концепция» решает вопрос, какой я педагог? Пространство профессии еще не обжито.
2. Стадия деятельности дает ответ на вопрос: что я делаю и зачем?
Воспитатель ищет разные технологии, изучает разнообразные методы и
приемы, передовой педагогический опыт, научно-методическую литературу,
методические рекомендации, способы повышения своей квалификации.
3. Подлинно педагогическое творчество. Здесь педагог акцентирует свои
усилия на педагогическом взаимодействии с дошкольниками. Все его
методические изыскания осуществляются с учетом интересов детей и самого
педагога, он стремится быть понятым, принятым детьми.
Структура педагогического мастерства :
• установка педагога на профессиональное, личностное самосовершенствование,
выработка в себе качеств, оптимальных для достижения целей воспитания и
обучения;
• умение осуществлять единство обучения и воспитания;
• знания, используемые для выяснения психологических закономерностей обучения дошкольников;
• практическая реализация основных принципов дидактики воспитания;
•умения применять на практике средства обучения и соблюдать требования единой методической степени в конкретных формах обучения;
• искусство общения: знание внутренней структуры группы и этапов развития детской группы, владение приемами личного обаяния в формальном и неформальном
общении с детьми, придание обучению диалогического характера.
Интересна структура педагогического мастерства, в которой выделяются две его подсистемы:
• логико – педагогическая, включающая знания и педагогическое мышление;
• эмоционально - творческая, связанная с работой педагога;
• творческое самочувствие, психофизиологические особенности педагога, педагогическая интуиция, искусство общения.
Взаимовлияние этих систем в каждом педагогическом акте и выражает степень
педагогического мастерства. В связи с этим оно представляется как некое
образование, уровень возможностей, который практически реализуем через
педагогическую технику воспитателя. Взаимодействие, личностные качества, профессиональные знания, умения, навыки педагога
определяют структурные элементы педагогического мастерства, но следует
отметить, что они достигают результата только в процессе развития данной
структуры, что является предпосылкой и основой педагогического
мастерства как педагогической категории.
К элементам педагогического мастерства относятся :
1) гуманистическая направленность как системообразующий компонент; выражается в ценностных ориентациях
педагога в виде гуманистической стратегии при реализации целей
педагогической деятельности, самоутверждения педагога, а также в его
системе педагогического взаимодействия с
дошкольниками;
2) профессиональное знание, которое выполняет роль фундамента педагогического мастерства, придающего ему глубину, основательность, осмысленность. Игнорирование его роли ведет к ремесленничеству, штампам, примитивизму, и наоборот, психолого-педагогическая эрудиция позволяет достигнуть успеха, желаемого результата во взаимодействии воспитателя с детской аудиторией.
Профессиональное знание педагога характеризуется личностной
окрашенностью, так как знания безукоризненны и неинтересны без
увлеченности педагога, без его собственной позиции и отношения к
получаемым знаниям. Профессиональное знание должно формироваться сразу
на всех уровнях: на методологическом — это знание закономерностей
развития, обусловленность целей воспитания; на теоретическом — это
знание законов, принципов, правил педагогики и психологии, основных форм
деятельности; на методическом — это уровень конструирования
учебно-воспитательного процесса; на технологическом — это уровень
решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях;
3) педагогические способности, которые обеспечивают скорость совершенствования мастерства и облегчают успешность выполнения педагогом его непосредственных функций.
Для их совершенствования важно акцентировать внимание на том, что
педагогические способности функционируют на двух уровнях:
репродуктивном, характеризующем умения педагога передавать другим
знания, которыми владеет он сам, и адаптивном, в себя не только знание
предмета, но и особенности его усвоения, восприятия и понимания детьми;
4) педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности и связывающая все средства педагогического воздействия и взаимодействия для эффективного
осуществления педагогической деятельности. Показателем педагогического мастерства является педагогическая компетентность,
представляющая собой интеграцию опыта, теоретических знаний,
практических умений и значимых для педагога личностных качеств. В
качестве ее содержательных компонентов можно выделить критичность
мышления, потребность в самосовершенствовании, склонность к творчеству,
любовь к профессии. Компетентность представляет собой динамическое
явление, качественно зависящее от развития педагогики и смежных с ней
наук, состояния культуры в обществе.
Педагогическая компетентность может быть представлена как трехмерная система, в которую входят следующие компоненты:
• профессионально - содержательный, предполагающий наличие у педагога глубоких теоретических знаний;
• профессионально - деятельностный, включающий систему знаний и умений педагога,
многократно примененных на практике и дающих наилучший результат в
обучении и воспитании;
• профессионально-личностный, объединяющий профессионально-личностные качества, которые, в свою очередь, составляют основу направленности и позиции педагога.
Говоря об уровнях психолого-педагогической компетентности педагога, следует
отметить, что переход от уровня к уровню не имеет четких временных
границ, а связан с изменением личностной позиции педагога, возрастанием
индивидуальной составляющей в ее структуре. Показателем уровня
компетентности является установка педагога на самообразование и
саморазвитие, как в педагогическом, так и в личностном и обще культурном
плане, наивысший уровень характеризуется высоким показателем
самоорганизации педагога.
Таким образом, специфика педагогического мастерства может быть рассмотрена
как динамический процесс развития совокупности
профессионально-личностных качеств педагога, его умений и способностей,
позволяющих педагогу эффективно осуществлять профессиональную
деятельность. Совокупности целей и элементов, достижение каждой из
которых повышает искусство педагога : это — стиль педагогического
общения, речевая культура, ораторское искусство, имидж педагога, его
интеллектуальная эрудиция, стрессоустойчивость. Педагогическая техника
является одним из главных элементов педагогического мастерства.