Приложение МААМ

Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Кристина Лебедева
Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

Период дошкольного детства – большой период в жизни ребенка, который охватывает отрезок от трех до семи лет. К старшему дошкольному возрасту относятся дети, которым пять, шесть-семь лет. Предпосылкой будущего неблагополучия в воспитании ребенка может выступать выражение определенных особенностей в поведении. Многих сложностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание и установить причины их появления, а также принять соответствующие меры. Влиянием на поведение и отношения с окружением обладает любая характеристика личности дошкольников в силу возрастных особенностей.

Темочки:

Прежде чем приступать к анализу психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста, следует отметить что, психологический возраст – это та категория, которая принимается многими исследователями за единицу анализа. Психологический возраст определяется организменными закономерностями формирования, условиями существования, обучения, воспитания. А также психологический возраст имеет конкретно историческое происхождение [13, c.57].

Возраст дошкольного детства – это отрезок времени, в который происходит освоение социального пространства отношений между людьми через взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Возраст хорош тем, что приносит ребенку новые принципиальные успехи. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное формирование центральной и периферической нервной системы, а также развивается сердечно сосудистая система, дыхательный аппарат, опорно-мышечный аппарат, эндокринная система. В этот период дети становятся более сильными и выносливыми, но в тоже время может возникнуть переутомление и перенапряжение. Эти противоречия можно сравнить только с серьезным противоречивым подростковым возрастом.

Социальную ситуацию развития дошкольного возраста можно охарактеризовать первым выходом ребенка за грани мира семьи и установлением отношений со взрослыми и сверстниками. Образ взрослости в период дошкольного детства является идеальной формой. Посредником, помогающим ребенку понять мир общественных отношений, в обобщенной форме является взрослый. Такие негативные качества как замкнутость, покорность и угодничество, зависть, агрессивность, ложь могут выявится у ребенка по причине отчуждения взрослого [6, c. 128].

Возраст детей в период 6-7 лет характеризуется кризисом, который часто имеет негативные проявления во взаимоотношениях с окружающими. Сложность взаимодействия со сверстниками, неудовлетворенная потребность в признании, может привести к агрессивному поведению в данный отрезок времени.

Психические и поведенческие расстройства чаще обнаруживаются у детей, которые в раннем возрасте были отвергнуты сверстниками. «Чувство общности и привязанности к группе рождаются в благодатной почве благоприятных отношениях со сверстниками» - такую точку зрения имел Я. Л. Коломинский. Но, если это не происходит, то возникает напряженность, которая может привести к чувству собственной неполноценности и даже агрессивности. Как говорят В. С. Мухина и Л. С. Славина, предпосылкой возникновения агрессивности в дошкольном возрасте может стать непризнание в кругу сверстников [49, c. 60].

В психологических исследованиях выделяют такие детерминанты агрессии как, социальные, биологические, внешние, индивидуальные.

Большое количество работ посвящено изучению влияния биологического фактора, это связано с биохимическими, гормональными процессами, формирующими агрессивное поведение. Зарубежные исследователи предполагали возможность передачи агрессии в геноме человека, а также они вывели, что дети мужского пола, более склонны к нарушению закона и возможности быть осужденными (C. Медник, К. Мойер). Немногие заболевания головного мозга и соматические заболевания могут поспособствовать развитию агрессивности в характере ребенка. Если рассматривать ситуацию с точки зрения гендерного фактора развития, можно увидеть, что мальчики больше склонны проявлять прямую и физическую агрессию, а девочки – косвенную и вербальную [56, c. 79].

Русские ученые активно работали над социальным фактором, уделяя большое внимание семье (А. И Захаров, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова). По последним данным, основной источник развития детской агрессивности — это семья. Первичная социализация происходит в семье, именно в семье дети учатся взаимодействию с окружающими, именно в семье прививаются формы отношений и поведение, это все закладывается на долгие годы [45, c. 51].

Специалисты выделяют множество причин агрессивного поведения :

1. Гиперопека или гипоопека. Основной причиной развития стойких агрессивных форм поведения является недостаточный контроль за ребенком. Сопровождают гиперопеку рассогласованные требования по отношению к ребенку от родителей, это может являться фактором развития агрессивности. Ученые выявили два фактора, ведущих к развитию агрессивного поведения ребенка : строгость наказания родителями и снисходительность (К. Левин, Е. Е. Маккоби, Р. С. Сирс). Если родители не приходили ни к наказаниям, ни к агрессивности, то в таких семьях дети менее агрессивны.

2. Насилие любого характера в отношении к ребенку или же в отношении члена семьи, если свидетелем данного стал ребенок. Разлад в семье, отчуждение и холодность родителей, все это провоцирует детей на проявления агрессивности в поведенческом плане. Данный фактор способствует развитию агрессивности как механизма защиты.

3. Отрицательное влияние братьев и сестер. С точки зрения Паттерсона, сибсы агрессивных детей, имеют большую склонность к проявлению контратаки, как ответа на агрессивность, чем неагрессивных.

4. Депривация, так же рассматривается как фактор развития агрессивности. Недостаточность в родительской любви и ласке может привести к формированию таких качеств как агрессивности и враждебности. Это уже будет иметь характер защиты и протеста.

5. Специфичность традиций в семье (искаженность моделей воспитания, специфичность поведения родителей, и внушение ребенку этих качеств как единственно верных) – происходит изменение картины мира под действие социальной изоляции ребенка, как средства искажения личностных характеристик, агрессии как способе протеста.

6. Неполная семья. Большое влияние на формирование и развитие ребенка оказывает воспитание в семье, характер отношений между родителями, эмоциональный фон в семье. Именно та модель поведения, которая была представлена в семье родителями, закладывается в детей на данном этапе развития.

- Физическая и вербальная агрессия систематически проявляется в отношении ребенка родителями. Вполне вероятно, что ребенок будет подражать семейной модели поведения, или будет использовать агрессию как средство защиты. Эту модель поведения ребенок будет использовать в жизни. Проявление будет в виде выкрикиваний на уроках и занятиях, драках в школе, чрезмерной конфликтности.

- Применение родителями слишком суровых, несоотносимых с проступком наказаний. Происходит резкое повышение уровня агрессивности у ребенка как предпосылки агрессивных действий.

- Попустительский стиль реагирования родителей на агрессию, вспыльчивость, конфликтность ребенка. Бесконтрольность его поведения. Агрессивность становится поведенческой чертой. Вседозволенность.

- Авторитарный стиль поведения родителей. Неспособность ребенка проявления самостоятельного выбора. Подавление любых форм проявления гнева. Систематическое подавление эмоций, приводит ребенка к воровству, насмешкам над окружающими, побуждению к агрессивным действиям окружающих.

- Родители, проявляющие агрессию в отношении окружающих в присутствии ребенка. Ребенок может запомнить данную модель поведения и считать окружающих виновными во всех бедах. Велика вероятность подражания ребенком взрослых.

- Развод, конфликтные ситуации между родителями. Демонстративная, внешняя агрессивность; модель поведения «выяснения отношений» [58, c. 116].

А также ребенок запоминает множество моделей поведения взаимодействуя со сверстниками [12].

Специалисты считают особо опасными модели поведения, которые демонстрируются по телевидению. А. Бандура первым выявил негативное влияние телевизионных образов, таких как насилие, на поведенческую психику ребенка. А Джой, Забрака и Уильямс доказали, что ребенок, проводящий время у телевизора видит более 20 актов насилия и агрессии [2, c. 18].

Роуэлл Хьюстон доказал, что чрезмерный просмотр телепередач с эпизодами жестокости способствует развитию агрессивных фантазий у детей, копировании телевизионной модели поведения. При подкреплении может сформироваться агрессивная привычка и произойти торможение социального развития ребенка [4, c. 351].

Р. Бэроном и Д. Ричардсоном выделены дальнейшие аспекты формирования агрессивности в поведении [11, c. 37] : отношения в семье; отношения со сверстниками; телевизионные примеры.

Иные причины детской агрессивности выделяет Г. Э. Бреслав: привлечение внимания сверстников посредством агрессивного поведения; получение желаемого результата; главенствующая позицию; защита собственных интересов и мстительность; ущемление достоинств других, посредством подчеркивания собственного превосходства [9, c. 24].

Агрессивность напрямую зависит от возрастных особенностей ребенка. С возрастом требовательность по отношению к ребенку возрастает, и этот процесс зачастую сопряжен с агрессивным поведением. На ребенка огромное влияние оказывает климат в семье, а в детской группе внутреннее состояние воспитателя. Дети очень часто воспроизводят агрессию, если кто-то из взрослых ее проявляет.

Можно выделить часто встречающиеся предпосылки агрессивного поведения [24, c. 121] :

а) страх, оказаться уязвленным, получить увечья;

б) психологические травмы, душевные переживания.

Следующий аспект, который влияет на развитие агрессивности детей дошкольного возраста – болезненное ощущение фрустрации, у детей еще не сформировалась тактика преодоления фрустрации. Дети в дошкольном возрасте могут быть подвержены чувству голода, повышенной утомляемости, эмоциональной нестабильности, и это все может спровоцировать агрессию.

Ограничение какого-либо естественного желания или потребности в чем-либо может спровоцировать агрессивность как форму протеста. Нельзя запрещать ребенку двигаться. Активность в ребенке заложена физиологически, детям весьма сложно находиться в статичной позе долгое время или заниматься одним делом, поэтому педагогам следует понимать и учитывать природную потребность ребенка в движении.

Итак, многие психологические характеристики способствуют проявлению агрессивности в поведении детей, можно выделить следующие: слабое развитие коммуникации; низкая самооценка; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и т. д. Отечественная психология рассматривает педагогическую запущенность и неправильное воспитание в семье как одну из причин агрессивности ребенка. Факторы и причины возникновения отклонений в поведении чрезвычайно важны для понимания сущности детской агрессивности и для психологической коррекции нездоровой агрессии детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Аппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школыАппликация «Осенний этюд» для детей старшего дошкольного возраста и для детей начальной школы Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад №54 г. Ковров Владими ской обл. Уважаемые коллеги,.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Музыкальный КВН для детей старшего дошкольного возрастаМузыкальный КВН для детей старшего дошкольного возраста Цель – порадовать детей встречей с музыкой; Задачи – стимулировать у детей творческие проявления; воспитывать у детей музыкально – художественный.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста «Проявление агрессивности у детей дошкольного возраста»Проблема агрессивного поведения детей в настоящее время является одной из актуальных.

Консультация «Специфика работы учителя-логопеда в детском саду для детей с нарушением зрения» Специфика работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения. Работа учителя – логопеда в детском саду для детей с нарушением.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 мая 2021 в 12:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Лебедева (УИ 1163338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД