Кристина Лебедева
Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика поведенческого проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
Период дошкольного детства – большой период в жизни ребенка, который охватывает отрезок от трех до семи лет. К старшему дошкольному возрасту относятся дети, которым пять, шесть-семь лет. Предпосылкой будущего неблагополучия в воспитании ребенка может выступать выражение определенных особенностей в поведении. Многих сложностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание и установить причины их появления, а также принять соответствующие меры. Влиянием на поведение и отношения с окружением обладает любая характеристика личности дошкольников в силу возрастных особенностей.
Темочки:
Прежде чем приступать к анализу психологических новообразований детей старшего дошкольного возраста, следует отметить что, психологический возраст – это та категория, которая принимается многими исследователями за единицу анализа. Психологический возраст определяется организменными закономерностями формирования, условиями существования, обучения, воспитания. А также психологический возраст имеет конкретно историческое происхождение [13, c.57].
Возраст дошкольного детства – это отрезок времени, в который происходит освоение социального пространства отношений между людьми через взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Возраст хорош тем, что приносит ребенку новые принципиальные успехи. У детей дошкольного возраста происходит интенсивное формирование центральной и периферической нервной системы, а также развивается сердечно сосудистая система, дыхательный аппарат, опорно-мышечный аппарат, эндокринная система. В этот период дети становятся более сильными и выносливыми, но в тоже время может возникнуть переутомление и перенапряжение. Эти противоречия можно сравнить только с серьезным противоречивым подростковым возрастом.
Социальную ситуацию развития дошкольного возраста можно охарактеризовать первым выходом ребенка за грани мира семьи и установлением отношений со взрослыми и сверстниками. Образ взрослости в период дошкольного детства является идеальной формой. Посредником, помогающим ребенку понять мир общественных отношений, в обобщенной форме является взрослый. Такие негативные качества как замкнутость, покорность и угодничество, зависть, агрессивность, ложь могут выявится у ребенка по причине отчуждения взрослого [6, c. 128].
Возраст детей в период 6-7 лет характеризуется кризисом, который часто имеет негативные проявления во взаимоотношениях с окружающими. Сложность взаимодействия со сверстниками, неудовлетворенная потребность в признании, может привести к агрессивному поведению в данный отрезок времени.
Психические и поведенческие расстройства чаще обнаруживаются у детей, которые в раннем возрасте были отвергнуты сверстниками. «Чувство общности и привязанности к группе рождаются в благодатной почве благоприятных отношениях со сверстниками» - такую точку зрения имел Я. Л. Коломинский. Но, если это не происходит, то возникает напряженность, которая может привести к чувству собственной неполноценности и даже агрессивности. Как говорят В. С. Мухина и Л. С. Славина, предпосылкой возникновения агрессивности в дошкольном возрасте может стать непризнание в кругу сверстников [49, c. 60].
В психологических исследованиях выделяют такие детерминанты агрессии как, социальные, биологические, внешние, индивидуальные.
Большое количество работ посвящено изучению влияния биологического фактора, это связано с биохимическими, гормональными процессами, формирующими агрессивное поведение. Зарубежные исследователи предполагали возможность передачи агрессии в геноме человека, а также они вывели, что дети мужского пола, более склонны к нарушению закона и возможности быть осужденными (C. Медник, К. Мойер). Немногие заболевания головного мозга и соматические заболевания могут поспособствовать развитию агрессивности в характере ребенка. Если рассматривать ситуацию с точки зрения гендерного фактора развития, можно увидеть, что мальчики больше склонны проявлять прямую и физическую агрессию, а девочки – косвенную и вербальную [56, c. 79].
Русские ученые активно работали над социальным фактором, уделяя большое внимание семье (А. И Захаров, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова). По последним данным, основной источник развития детской агрессивности — это семья. Первичная социализация происходит в семье, именно в семье дети учатся взаимодействию с окружающими, именно в семье прививаются формы отношений и поведение, это все закладывается на долгие годы [45, c. 51].
Специалисты выделяют множество причин агрессивного поведения :
1. Гиперопека или гипоопека. Основной причиной развития стойких агрессивных форм поведения является недостаточный контроль за ребенком. Сопровождают гиперопеку рассогласованные требования по отношению к ребенку от родителей, это может являться фактором развития агрессивности. Ученые выявили два фактора, ведущих к развитию агрессивного поведения ребенка : строгость наказания родителями и снисходительность (К. Левин, Е. Е. Маккоби, Р. С. Сирс). Если родители не приходили ни к наказаниям, ни к агрессивности, то в таких семьях дети менее агрессивны.
2. Насилие любого характера в отношении к ребенку или же в отношении члена семьи, если свидетелем данного стал ребенок. Разлад в семье, отчуждение и холодность родителей, все это провоцирует детей на проявления агрессивности в поведенческом плане. Данный фактор способствует развитию агрессивности как механизма защиты.
3. Отрицательное влияние братьев и сестер. С точки зрения Паттерсона, сибсы агрессивных детей, имеют большую склонность к проявлению контратаки, как ответа на агрессивность, чем неагрессивных.
4. Депривация, так же рассматривается как фактор развития агрессивности. Недостаточность в родительской любви и ласке может привести к формированию таких качеств как агрессивности и враждебности. Это уже будет иметь характер защиты и протеста.
5. Специфичность традиций в семье (искаженность моделей воспитания, специфичность поведения родителей, и внушение ребенку этих качеств как единственно верных) – происходит изменение картины мира под действие социальной изоляции ребенка, как средства искажения личностных характеристик, агрессии как способе протеста.
6. Неполная семья. Большое влияние на формирование и развитие ребенка оказывает воспитание в семье, характер отношений между родителями, эмоциональный фон в семье. Именно та модель поведения, которая была представлена в семье родителями, закладывается в детей на данном этапе развития.
- Физическая и вербальная агрессия систематически проявляется в отношении ребенка родителями. Вполне вероятно, что ребенок будет подражать семейной модели поведения, или будет использовать агрессию как средство защиты. Эту модель поведения ребенок будет использовать в жизни. Проявление будет в виде выкрикиваний на уроках и занятиях, драках в школе, чрезмерной конфликтности.
- Применение родителями слишком суровых, несоотносимых с проступком наказаний. Происходит резкое повышение уровня агрессивности у ребенка как предпосылки агрессивных действий.
- Попустительский стиль реагирования родителей на агрессию, вспыльчивость, конфликтность ребенка. Бесконтрольность его поведения. Агрессивность становится поведенческой чертой. Вседозволенность.
- Авторитарный стиль поведения родителей. Неспособность ребенка проявления самостоятельного выбора. Подавление любых форм проявления гнева. Систематическое подавление эмоций, приводит ребенка к воровству, насмешкам над окружающими, побуждению к агрессивным действиям окружающих.
- Родители, проявляющие агрессию в отношении окружающих в присутствии ребенка. Ребенок может запомнить данную модель поведения и считать окружающих виновными во всех бедах. Велика вероятность подражания ребенком взрослых.
- Развод, конфликтные ситуации между родителями. Демонстративная, внешняя агрессивность; модель поведения «выяснения отношений» [58, c. 116].
А также ребенок запоминает множество моделей поведения взаимодействуя со сверстниками [12].
Специалисты считают особо опасными модели поведения, которые демонстрируются по телевидению. А. Бандура первым выявил негативное влияние телевизионных образов, таких как насилие, на поведенческую психику ребенка. А Джой, Забрака и Уильямс доказали, что ребенок, проводящий время у телевизора видит более 20 актов насилия и агрессии [2, c. 18].
Роуэлл Хьюстон доказал, что чрезмерный просмотр телепередач с эпизодами жестокости способствует развитию агрессивных фантазий у детей, копировании телевизионной модели поведения. При подкреплении может сформироваться агрессивная привычка и произойти торможение социального развития ребенка [4, c. 351].
Р. Бэроном и Д. Ричардсоном выделены дальнейшие аспекты формирования агрессивности в поведении [11, c. 37] : отношения в семье; отношения со сверстниками; телевизионные примеры.
Иные причины детской агрессивности выделяет Г. Э. Бреслав: привлечение внимания сверстников посредством агрессивного поведения; получение желаемого результата; главенствующая позицию; защита собственных интересов и мстительность; ущемление достоинств других, посредством подчеркивания собственного превосходства [9, c. 24].
Агрессивность напрямую зависит от возрастных особенностей ребенка. С возрастом требовательность по отношению к ребенку возрастает, и этот процесс зачастую сопряжен с агрессивным поведением. На ребенка огромное влияние оказывает климат в семье, а в детской группе внутреннее состояние воспитателя. Дети очень часто воспроизводят агрессию, если кто-то из взрослых ее проявляет.
Можно выделить часто встречающиеся предпосылки агрессивного поведения [24, c. 121] :
а) страх, оказаться уязвленным, получить увечья;
б) психологические травмы, душевные переживания.
Следующий аспект, который влияет на развитие агрессивности детей дошкольного возраста – болезненное ощущение фрустрации, у детей еще не сформировалась тактика преодоления фрустрации. Дети в дошкольном возрасте могут быть подвержены чувству голода, повышенной утомляемости, эмоциональной нестабильности, и это все может спровоцировать агрессию.
Ограничение какого-либо естественного желания или потребности в чем-либо может спровоцировать агрессивность как форму протеста. Нельзя запрещать ребенку двигаться. Активность в ребенке заложена физиологически, детям весьма сложно находиться в статичной позе долгое время или заниматься одним делом, поэтому педагогам следует понимать и учитывать природную потребность ребенка в движении.
Итак, многие психологические характеристики способствуют проявлению агрессивности в поведении детей, можно выделить следующие: слабое развитие коммуникации; низкая самооценка; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и т. д. Отечественная психология рассматривает педагогическую запущенность и неправильное воспитание в семье как одну из причин агрессивности ребенка. Факторы и причины возникновения отклонений в поведении чрезвычайно важны для понимания сущности детской агрессивности и для психологической коррекции нездоровой агрессии детей дошкольного возраста.