Александрия
Специфика ориентиров младших школьников на учебную субъектность
▼ Скачать + Заказать документы
Начало обучения ребенка в школе является для него точкой отсчета изменения игровой на учебную субъектность. Учебная субъектность школьника характеризуется усвоением знаний и обретением способностей решать учебные задачи. Исследования (В. В. Давыдов, Г. И. Цукерман, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что компонентами учебной субъектности младшего школьника являются способности учиться, анализа и планирования решения учебных задач, способности рефлексии.
Публикация «Специфика ориентиров младших школьников на учебную субъектность» размещена в разделах
Учебная задача для ребенка становится актуальной с начала обучения в школе, как важный фактор, влияющий на смену дошкольной игровой на учебную субъектность. Скорее всего, учебная субъектность, обретаемая школьником, зависит от осознания им процесса и результатов решенных учебных задач. Рассмотрим основные отличия игровых задач от учебных задач (Л. И. Божович, Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Н. Я. Михайленко, С. Г. Якобсон и др.). Основным содержанием игровых задач служит задание играть по правилам игры, что предполагает замещение реальности любой воображаемой ситуацией. Для успешного решения игровой задачи ребенку достаточно воображения и способностей следовать правилам игры. Результат решения игровой задачи имеет бытийный смысл, завершен как воображаемая деятельность, но, по нашему мнению, слабо влияет на обретение когнитивной компетентности как компонента учебной субъектности [4].
В учебной задаче заданные условия требуют понимания ребенком модели абстрактной ситуации. Воспроизведение школьником способа решения задачи учителем позволяет ему понять способ решения учебной задачи. Для успешного решения учебной задачи ребенку необходимы ориентиры на сознательное наблюдение за решением задачи учителем, что позволить обрести способность решения аналогичных задач. Результат решения учебной задачи помимо оценки учителя имеет субъектную оценку, фиксирующей осознание ребенком обретенной способности решать задачу. Скорее всего, компонентом учебной субъектности школьника становится развитие способность к рефлексии согласования учительской оценки и собственной оценки решенной учебной задачи [2].
Важным компонентом учебной субъектности школьника является мотивация на решение учебных задач, как как ориентиры на когнитивные способности, на способности учиться [1]. Образовательные учреждения для обретения основ учебной субъектности ребенком существуют в любом обществе, в школе организуется совместная учебная деятельность школьников, в которой вместе с усвоением знаний и умений происходит общение школьников, обретение коммуникативных способностей [5]. Скорее всего, уровень коммуникативных способностей школьника становится вместе с когнитивными умениями важным компонентом учебной субъектности школьника.
Содержание образовательных программ в начальной школе определяет социально заданное направление развития школьника как субъекта учебной деятельности, создает одинаковые для каждого ребенка условия для обретения способностей решать простейшие учебные задачи, для формирования способностей понимать учителя. Но, как правило, многие дошкольники имеют накопленный опыт решения игровых задач, но различный опыт решения учебных задач.
Можно предположить, существуют разные ориентиры младших школьников на обретение учебной субъектности, в том числе ориентиры на когнитивные и коммуникативные умения, на развитие способности к рефлексии согласования учительской оценки и собственной оценки решенной учебной задачи.
Для поиска эмпирических подтверждений предположения было проведено исследование, в котором участвовали 69 учеников начальной классов и их родителей. Разработана методика «Ориентиры младших школьников на учебу». Математические методы позволили проанализировать и выявить ориентиры младших школьников на когнитивные и коммуникативные умения, на развитие способности к рефлексии [3].
Перечислим установленные эмпирические факты.
Большинство младших школьников осознают свою успешность в учебе как игровые способности («самому решать, что и когда мне делать», «играть с друзьями», «ходить в развивающий центр» и др.).
Многие младшие школьники (80%) отмечают важной способность самостоятельного решении учебной задачи, от этого зависит их «хорошая» учеба. Отдельные школьники (13%) отмечают, что «хорошей» учебе помогает выполнению правил поведения, установленных родителями («гулять на свежем воздухе», «вовремя ложиться спать», «причесываться, чтобы волосы не лезли в глаза», «слушаться родителей», «хорошо вести себя в школе», «не прогуливать уроки» и др.).
Итак, основными ориентирами многих младших школьников являются ориентиры на развитие способности к рефлексии происходящего с ними при решении учебных задач, а для отдельных – способности к рефлексии выполнения правил поведения, установленных родителями.
Больше половины младших школьников (62%) отмечают важность общения со сверстниками, свои коммуникативные способности («играть с друзьями», «дружить с одноклассниками», «ходить в гости к одноклассникам», «ходить вместе после школы домой» и др.). Отдельные школьники (12%) считают, что важно для их учебы хорошее отношение к ним учителя («чтобы учитель любил, был добрый», «ездить куда-то с учителем» и др.).
Итак, для половины младших школьников являются существенными ориентиры на коммуникативные умения в общении со сверстниками, а для отдельных – важно хорошее отношение к ним учителя.
Меньше половины младших школьников (41%) отметили ориентиры, обращенные к когнитивным умениям, они считают, что успехам в решении учебных задач способствуют отдельные собственные действия («больше читать», «делать задания вперед», «делать больше заданий, чем задано» и др.). Часть школьников (23%) отмечают что необходимо использовать дополнительные возможности получать и закреплять знания («нужны дополнительные занятия», «ходить в развивающий центр» и др.).
Итак, для части младших школьников являются существенными ориентиры на обретение элементарных когнитивных способностей решении учебных задач, а для отдельных – важны дополнительные занятия.
Таким образом, существуют три основные группы ориентиров младших школьников на обретение учебной субъектности :
– ориентиры на развитие способности к рефлексии, особую важность самостоятельности в учебе, но мало задумываются о рефлексии учительской оценки решенной учебной задачи и согласования ее с собственной оценкой;
– ориентиры на общении со сверстниками, но коммуникативные способности, относящиеся к пониманию учителя актуальны для отдельных школьников;
– ориентиры на когнитивные способности имеют дискретный, нецелостный характер, у единиц отмечены ориентиры на обретение системной способности учится.
Можно предположить, что существуют разные группы младших школьников, различающихся сочетанием ориентиров на обретение учебной субъектности : рефлексивно-когнитивно направленные на успешное решение учебных за-дач; рефлексивно-коммуникативно направленные на успешное взаимодействие с субъектами обучения; сбалансировано направленные на обретение целостной учебной компетентности. Проверка предположения будет осуществлена в наших исследованиях.
Список литературы:
1. Макарова К. В., Орехова Н. В. Взаимосвязь учебной мотивации с мерой выраженно-сти интеллектуальных операций младших школьников / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017
2. Некрасов С. Д. Виды учебной субъектности младшего школьника // Личность и бы-тие: субъектный подход / Отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 149–152.
3. Некрасов С. Д. Математические методы в психологии (MS Excel). Краснодар: Кубан-ский гос. ун-т, 2014.
4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. – М. Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. – 460 с. – Серия : Основы наук. 3
5. Шавалёва К. А. Башкин М. В. Особенности коммуникативных умений подростков с различным уровнем развития творческих способностей / Материалы съезда Российского психологического Общества. Том 1 / Казань – 2017