Татьяна Журавель
Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с Гос до
Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды
в дошкольном учреждении в соответствии с ГОС ДО
Музыкальный зал :
Важнейшим условием реализации Типовой образовательной программы дошкольного образования «Растим личность» является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды.
Публикация «Специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении в соответствии с Гос до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка дошкольного учреждения. Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий, для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создание возможности творческой самореализации детей и взрослых. В музыкальном зале проходят не только организованная образовательная деятельность, но и все праздники, развлечения, а так, же и другие мероприятия. Поэтому, хорошо организованная музыкальная среда необходима для поддержания эмоционального благополучия и эстетического развития воспитанников детского сада. Оформление пространства зала к различным мероприятиям – это совместная работа педагогов. Своими руками создаются украшения, элементы декора, декорации, соответствующие тематике праздника.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативности, творчества имеют оборудование и пособия, которые успешно используются в самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.
Музыкальный зал должен быть оснащё н: пианино, музыкальным центром, компьютером, мультимедийным оборудованием, методической литературой (программы и методические пособия, медиатекой и аудиотекой, портретами композиторов, музыкально-дидактическими играми и пособиями, детскими музыкальными инструментами.
Для развития детского музыкального творчества и проведения музыкально-дидактических игр необходимы наглядные пособия и атрибуты, они должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, чтобы привлекать внимание детей, вызывать желание петь, слушать музыку, выполнять танцевальные движения.
Наличие детских костюмов играет огромную роль в драматизации, танцевальных номерах. Это даёт возможность участнику действа почувствовать себя настоящим артистом.
Созданная предметно-пространственная развивающая среда в музыкальном зале помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.
Уголок музыкального воспитания в возрастных группах является неотъемлемой составляющей предметно-развивающей среды в группах детского сада. Он создается для проведения групповых и индивидуальных занятий, организации самостоятельной деятельности детей, углубление приобретенных знаний, формирование музыкальных умений и навыков, организации творческого музицирования дошкольников.
Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных
занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности,
когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют несложные пляски. Дети могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр».
Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической.
Музыкальные уголки должны соответствовать современным требованиям. Особое место отводится дидактическим, развивающим материалам, которые используются целенаправленно и побуждают к размышлениям, активизации интереса к музыке. Материалы музыкального уголка должны соответствовать возрасту детей, требованиям безопасности, эстетики и должны быть размещены в удобном и доступном для пользования детьми месте.
Музыкальный уголок в группе можно обустраивать по-разному: поставить небольшой шкаф с различными по размерам полочками или разместить несколько небольших модулей, на которых будут
расположены детские музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры и пособия.
Основное содержание уголка составляют разнообразные музыкальные
пособия. Прежде всего это музыкальные игрушки и детские музыкальные
инструменты, которые подбираются с учетом возраста детей, это музыкально-дидактические игры и пособия, атрибуты для творческих музыкальных игр. Рациональным будет размещение музыкального уголка возле уголка театрализованной деятельности. Тогда дети легко могут использовать отдельные атрибуты, элементы костюмов, необходимые в музыкально-театральной деятельности.
Музыкальные уголки для младших и старших детей должны отличаться содержанием оборудования. Так, в музыкальном уголке для
детей младших и средних групп должно быть больше музыкальных игрушек
чем инструментов; иллюстрации по сюжетам
знакомых песен; игрушечный проигрыватель и пластинки или диски из
картона. В центре можно повесить рисунок на музыкальную тематику. В
музыкальном уголке для старшей группы может быть больше музыкальных
инструментов, дирижерская палочка, музыкальное лото, альбом "Наши
песни" с иллюстрациями по сюжетам знакомых песен, которые постоянно обновляются, музыкальная лесенка т. п. Можно разместить портрет
композитора, с произведениями которого дети знакомились на занятиях,
фотографии самих детей, играющих на инструментах (где они танцуют, поют
и т. д.).
Озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты – это бубны, погремушки, барабаны, колокольчики маленькие и большие, свистульки, дудочки, свирель, пищалки, свистки музыкальные шкатулки и т. д.).
Не озвученные игрушки – это бутафорские музыкальные
игрушки и инструменты или макеты инструментов - балалайки, гитары,
гармошки и т. п. Они предназначены для создания игровых ситуаций, во
время которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования каждая возрастная группа имеет уголок музыкального воспитания со следующим его наполнением:
1 младшая:
- детские музыкальные игрушки;
- игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
-музыкально-дидактические игры;
-фланелеграф.
2 младшая:
К вышеперечисленному по 1-й младшей группы во 2 мл. группу добавляются:
- атрибуты для музыкальных подвижных игр, для развития детского танцевального творчества;
- фонотека (составляется по рекомендациям музыкального руководителя);
- музыкальные куклы.
Средняя группа :
Добавляются:
-альбомы с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов;
Старшая и подготовительная группы:
Ко всему вышеперечисленному добавляются схемы – модели для музыцирования и пения.
В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо в каждой группе иметь магнитофон с набором дисков с записями детских песен, народных мелодий, музыкальных сказок, инсценировок, которые должны быть отражены воспитателями группы в каталоге. Это позволяет
удовлетворить желание детей послушать музыку, потанцевать, провести «концерт».
Для систематизации оснащения музыкального уголка целесообразно иметь его паспорт.
Шаблон паспорта музыкального уголка :
• Название уголка, для какой возрастной категории детей предназначен.
• Задачи уголка (кратко).
• Предметы мебели, количество.
• Электроприборы, если есть (акустическая система/проигрыватель/магнитофон, телевизор, проектор).
• Список наглядно-дидактических пособий (плакаты, иллюстрации, тематические альбомы с картинками, энциклопедии).
• Перечень музыкальных инструментов, количество.
• Дидактические и настольные игры.
• Наборы для игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр.
• Картотека музыкально-ритмических упражнений и игр.
Воспитатель должен приучать детей к правильному и бережному
пользованию игрушками и инструментами, после игры убирать их на место.
Не стоит стремиться к педантичному отбору всех предложенных предметов
оснащения музыкального уголка. Все зависит от условий группы,
особенностей организации образовательного процесса. Не количество
предметов, а их целесообразность и возможность использования детьми – это главный критерий по оснащению музыкального уголка.