Ермолаева
Специфика музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. С. Ермолаева
Аннотация. В статье анализируется специфика воспитательной деятельности в области музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста. Характеризуются возрастные особенности психологического и физиологического развития детей. Анализируется методика проведения занятий.
Публикация «Специфика музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ключевые слова: процесс, взаимодействие, общение, контакт, активность, координация, мышление, познавательный интерес.
В настоящее время музыкально-ритмические занятия с детьми дошкольного возраста занимают одно из приоритетных положений в процессе развитии ребенка. Формирование культуры поведения, развитие творческого потенциала и образного мышления осуществляется посредствам музыкально-ритмических упражнений. Однако планируя занятия, воспитатель должен особое внимание уделять методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста. Приобщение малышей к творчеству идет различными путями. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит через совокупность доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, отдельных движений.
Научно доказано, что музыкально-ритмические занятия способствуют физическому развитию детей :
– совершенствуется координация движений;
– улучшается осанка;
– усиливается мышечная активность;
– сосредотачивается внимание;
– возрастает жизненный тонус.
Более того, музыкально-ритмические занятия развивают познавательный интерес детей (в процессе занятий у детей формируется представление о жизни, явлениях природы, а также вырабатывается устойчивость произвольного внимания, развивается память и творческое воображение. Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют классическому выполнению основных движений, развитию эстетических чувств, вырабатыванию познавательного интереса, росту активности.
Заниматься с маленькими детьми крайне сложно. Они подвижны, сообразительны, изобретательны, энергичны, активны, инициативны, а также не принимают никакой наигранности и фальши (они доверчивы и ждут такого же отношения к себе от взрослых). Вместе с тем, ребенок трех-летнего возраста с одной стороны, легко возбуждается от обилия впечатлений, с другой – быстро устает. На первых занятиях программный материал (движения, позы, ракурсы, комбинации) должны быть элементарным, легким, непринужденным и естественным. Упражнения строятся на ходьбе, беге, прыжках, наклонах, поворотах корпуса. Допускаются простейшие хореографические элементы, подражательно-изобразительные движения (манеры зверей и птиц, явления природы). Воспитатели-музыкальные руководители отмечают тот факт, что некоторые дети на первоначальном этапе проявляют психическую и физическую заторможенность, у них плохая координация движений, но практика показывает, что в процессе занятий все постепенно снимается.
Важно акцентировать внимание на том, что музыкально-ритмические занятия детей трех лет проводятся в первой половине дня и длятся пятнадцать – двадцать минут. В этом возрасте дети способны чувствовать смену частей в двухчастном музыкальном произведении, а после полугода занятий способны различать трехчастную форму. Также дети этого возраста хорошо воспринимают динамику звука (слышат музыку громкого звучания, тихого) и темп (отличают медленный и быстрый темп). Дети этого возраста могут самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки. Задача воспитателя-музыкального руководителя к концу года научить детей серии определенных движений: хлопать в ладоши, притопывать ногами, кружиться, прыгать на двух ногах, а также ходить под музыку в соответствии с ритмом. К концу первого года обучения музыкально-ритмическим упражнениям дети способны двигаться по кругу друг за другом и в парах, собираться в круг и выходить из круга, поворачиваться вокруг себя, а также работать с реквизитом (например, поднимать платочки, шары, погремушки и помахивать ими, работать с мягкими игрушками. Большинство детей этого возраста способны исполнять образные движения (например, размахивать руками как птицы крыльями, скакать как зайчики и так далее).
В отличии от трехлетних малышей, дети четырех лет становятся более крепкими, маневренными, подвижными, а их внимание более устойчиво. Музыкально-ритмические занятия детей этого возраста проводятся также в утренние часы, а их продолжительность увеличивается до двадцати – двадцати пяти минут. На занятиях используются формы игрового обучения. В этом возрасте дети хорошо воспринимают трехчастную форму в движениях, чувствуют выразительность музыкально-игрового образа, уверено ходят, бегают, прыгают в соответствии с метрической пульсацией. В соответствии с программой второго года обучения воспитатель-музыкальный руководитель должен научить детей демонстрировать навыки выразительного движения: двигаться в соответствии с характером музыки (спокойно, энергично, с темпом (медленно, умеренно, быстро). Они хорошо исполняют упражнения с реквизитом (вверх, вниз, вправо, влево, показывают танцевальные элементы (вынос ноги на каблук, притоп, хлопки в ладоши). Важно уделять внимание развитию творческого мышления. Именно музыкально-ритмическая деятельность, отличающаяся эмоциональной окрашенностью, позволяет ребенку выражать свое отношение к музыке в движениях. Детей необходимо научить действовать самостоятельно – искать соответствующие образы, подбирать выразительные движения (не подражая друг другу, фантазировать, создавать миниэтюд.
Для детей пяти – шести-летнего возраста музыкально-ритмические занятия организуются 2 раза в неделю (в первой половине дня, продолжительностью двадцать пять – тридцать минут. Шестилетний ребенок физически крепкий, более подвижный, успешно владеет основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы нервной деятельности: развивается способность анализировать, рассматривать детально и обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. В этом возрасте у детей проявляются элементы творчества во всех видах деятельности. Ребенок осмысленно воспринимает музыку, способен охарактеризовать прослушанное произведение, оценить исполнение движений, музыкальной игры. Важно акцентировать внимание на том, что в этот период необходимо детям не только предлагать созданные воспитателем элементы пластического выражения действия, но и предлагать детям импровизировать, обыгрывать музыку и создавать свои движения. Таким образом развивается творческое мышление, углубляются музыкальные впечатления, формируется навык самостоятельного выражения художественного образа. Конечно их творческие сочинения – комбинации однообразны, элементарны, просты, более того, не все дети проявляют активность. Однако, воспитатель-руководитель музыкально-ритмических занятий обязан создать творческую атмосферу, пробудить позитивное настроение, активизировать созидательную деятельность детей и во всем помогать им. К концу обучения дети пяти – шести лет должны иметь запас основных движений: переменный шаг, шаг польки, припадание, приставной шаг с plie, подскоки, а также активно и умело управлять предметами (мячами, скакалками, обручами и так далее).
Каждое музыкально-ритмическое занятие составляется по определенному плану, в котором определены цель и задачи проведения занятий в зависимости от психолого-физиологических особенностей развития детей определенной возрастной группы. Материал на занятиях варьируется исходя из степени успеваемости группы и освоения программных элементов. Большое значение для успешности музыкально-ритмических занятий имеет компетентность и мастерство концертмейстера, обладающего художественным вкусом (он должен уметь подбирать произведения, которые точно координировались бы с учебными заданиями и в то же время не были бы абстрактными, монотонными и примитивными). Общими канонами для подбора музыкальных произведений являются образность, жизнерадостный характер, хореографичность/танцевальность и логическая завершенность мелодии.
Итак, проанализировав основные требования к методике организации музыкально-ритмических занятий с детьми дошкольного возраста необходимо сделать выводы:
– во-первых, структура занятий должна быть определена целью и задачами, зависящими от психолого-физиологических особенностей развития детей определенной возрастной группы и должна включать в себя подготовительную, основную и заключительную части;
– во-вторых, занятия с детьми дошкольного возраста (различных возрастных групп) направлены на освоение музыкально-ритмических элементов, развитие музыкально-эстетического вкуса, познавательного интереса, творческого мышления, коммуникации и активности.
Библиографический список
1. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. Музыка и движение / С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковникова. – М. : Просвещение, 1983.– 288 с. – Текст : непосредственный.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выгодский. – М. : Просвещение, 1991. – 248 с. Текст : непосредственный.
3. Еремина Р. А. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей дошкольного возраста / Р. А. Еремина. – Саранск, 2000. – 70 с. Текст : непосредственный.
4. Коренева Т. Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1 • формат pdf • размер 25.71 МБ https://www.labirint.ru/books/749058/ ( дата обращения: 08.04.2022). – Режим доступа : сеть Интернет. – Текст : электронный.
5. Франио Г. Музыкально-двигательные упражнения / Г. Франио – М. : Просвещение, 1991. – 222 с. Текст : непосредственный.