Мария Маршалко
Специальная психология
Основные категории специальной психологии
1. Дети с атипией психического развития При атипичном развитии возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляционных процессов психики.
2. Психопрофилактика Мероприятия, направленные на создание адекватных условий индивидуального, семейного и образовательного развития психологической сферы ребенка с целью предотвращения вторичных нарушений, которые могут возникнуть на базе первичных отклонений развития.
3. Психодиагностика Выявление и оценка особенностей личности с целью определения характера атипии развития.
Публикация «Специальная психология» размещена в разделах
4. Психокоррекция Психологическое воздействие на психические механизмы взаимодействия со средой с целью исправления нарушений развития.
5. Психологическая реабилитация Восстановление поврежденных функций в пределах психофизиологических возможностей ребенка.
6. Психологическая компенсация Возмещение недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
7. Психологическая адаптация Процесс приспособления личности к существованию в обществе с соответствующими социальными требованиями.
8. Интеграция Внедрение ребенка с атипией развития в среду нормально развивающихся сверстников.
1. Дети с атипией психического развития.
Атипия психического развития - одна из базовых особенностей лиц с наличием фактора левшества, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза.
Левшество - проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы.
Виды левшевства:
• генетическое левшество - у генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
• "компенсаторное" левшество, связанное с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария.
• "вынужденное" левшество - выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
• псевдолеворукость - к определенному возрасту у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке. У детей с атипией психического развития не формируется доминантность правого или левого полушарий по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость, либо, что встречается чаще, примерно равное использование обеих рук.
• "скрытое левшество", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
Таким образом, атипия психического развития - это особенность левшевства, проявляющаяся в изменении нейропсихологической схемы онтогенеза.
2. Психопрофилактика.
Психопрофилактика — это раздел общей профилактики, включающий совокупность мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье.
Главная цель психопрофилактики — устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно влияющих на нее.
Основные задачи психопрофилактики:
1) первичная психопрофилактика — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на психику;
2) вторичная психопрофилактика — максимально раннее выявление начальных форм нервно-психических заболеваний и их своевременное лечение;
3) третичная психопрофилактика — предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего нервно-психическое заболевание.
3. Психодиагностика.
Психодиагностика — отрасль психологии, цель которой измерение индивидуально-психологических особенностей личности и их оценка.
В научной психодиагностике используются строгие методики измерения, для которых характерны установление точности в обработке и предоставления заключения измерения.
К таким методикам относятся:
• тесты — задание, по результатам выполнения которого оцениваются личностные характеристики;
• опросники — специально подобранные вопросы, заданные устно или письменно, обработка которых позволяет сделать выводы о личностных характеристиках человека;
• проективные техники — измерения при помощи рисунков, чернильных пятен, цветового восприятия и т. д. ;
• психофизиологические методики — выявляют особенности психики человека, такие как, например, темп, выносливость, работоспособность и на основании анализа выстраивается заключение.
4. Психокоррекция.
Психокоррекция - это вид психологической помощи, который имеет своей целью исправление направления эмоционального развития или уже сложившихся характеристик. Это один из важнейших моментов социализации личности, а также адаптации человека к переменам.
Коррекция может осуществляться в соответствии со следующими методиками:
1. Простое предложение подразумевает моделирования определенных ситуаций, в которых пациенту предлагается принять решение.
2. Фантазия - это формирование абстрактных рассуждений о реально существующей проблеме. Пациент может поразмыслить о ее причинах и возможных последствиях, а также альтернативных путях выхода из ситуации.
3. Обратная связь - это метод, который подразумевает установление доверительных отношений между психологом и его клиентом. Когда цель будет достигнута, доктор будет иметь достаточное влияние на ситуацию и сознание человека.
4. Закрытые вопросы используются в том случае, когда пациент не может четко объяснить свою позицию. Психолог начинает сам перечислять альтернативные варианты. Выстраивание логической цепочки предоставляет возможность структурировать проблему. Таким образом, выявляются не только причины, но и промежуточные препятствия к преодолению.
5. Эмоциональное резюме возвращает пациента к пережитой ситуации. При этом он должен описать не ход развития событий, а именно свои ощущения.
5. Психологическая реабилитация.
Психологическая реабилитация требуется каждому человеку после серьёзной травмы, приступа или потери привычных физических способностей. Нелегко привыкнуть жить в новых условиях без возможности говорить, ходить, видеть или других обычных функций тела.
Психологическая реабилитация направлена на решение следующих задач:
1. Возврат состояния психики к нормальному.
2. Поиск путей лечения, облегчающих реабилитацию пострадавших. Врачи помогают пострадавшему найти внутреннюю гармонию с самим собой, убрать противоречия и принять свершившееся событие как неизбежное.
3. Помощь по взаимодействию пострадавшего с социальными группами. Цели всех методик направлены на нормализацию психологического здоровья и социального поведения.
6. Психологическая компенсация.
Психологическая компенсация– это восполнение, сглаживание и становление разрушенных или недоразвитых функций, которые будут способствовать привыканию к обществу и слиянию с ним.
Выделяют два ее типа:
1. Системная. Когда один компонент утратил свою функцию, а остальные берут ее на себя. Например, восстановление речи при ее локальном отсутствии или нарушении на биологическом уровне.
2. Межсистемная. Здесь наблюдается расстройство работы целой системы, а остальные компоненты берут на себя ее функции. Функциональная система перестраивается, и во взаимодействие включаются новые элементы из других нервных структур.
7. Психологическая адаптация.
Психологическая адаптация - это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально - деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций.
Психологическая адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:
в социальной сфере со всем многообразием её содержательных сторон и компонентов (нравственных, политических, правовых и др.);
в социально-психологической сфере, т. е. в системах психологических связей и отношений личности, включения её в исполнение различных социально-психологических ролей;
в сфере профессиональных, учебно-познавательных и других деятельностных связей и отношений личности;
в сфере взаимосвязей с экологической средой.
Соответственно этим сферам жизни и деятельности человека выделяют и основные виды психологической адаптации:
социально-психологическую адаптацию личности;
профессионально - деятельностную психологическую адаптацию личности;
экологическую психологическую адаптацию личности.
8. Интеграция.
Интеграция - процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.
Юнг использовал этот термин трояко:
1) как описание психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей;
2) как подпроцесс индивидуализации. Как следствие интеграция может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности;
3) как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия достигают определенного равновесия.