Анастасия Журавлева
Создание здоровьесберегающей среды на территории ДОУ как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ДОУ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Авторы этой работы, указывают на трудности, возникающие у детей с плоскостопием, подчеркивают важность систематической и своевременной работы по профилактике их возникновения и описывают примерную, рекомендуемую работу по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста. Одна из ключевых ролей нашего учреждения для воспитанников младшего и старшего возраста заключается в поддержании и укреплении физического и психического здоровья и эмоционального благополучия. Дома дети проводят большую часть времени в неподвижном положении, например, за письменным столом или компьютером, что увеличивает нагрузку на мышцы и делает их более склонными к утомлению. Снижается сила и работоспособность, что приводит к нарушению осанки, плоскостопию и возрастным задержкам в развитии.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды на территории ДОУ как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Темочки
Ключевые слова: воспитанники дошкольного возраста, плоскостопие, профилактика, дорожка здоровья.
Лето прекрасное время, когда солнце, вода и воздух закаляют детский организм. Недаром говорят, "солнце, воздух и вода –лучшие друзья".
Поэтому в нашем детском саду действует "дорожка здоровья", которая была создана педагогами и родителями совместно.
Воспитатели, социальный педагог и я, педагог-психолог, проявили желание создать дорожку здоровья своими руками. Перед нами встала задача: «Где расположить дорожку?» Мы остановились на варианте сделать дорожку здоровья на территории детского сада, на спортивной площадке. Это наиболее подходящее место в ДОУ, так как там наиболее тенистая местность и одновременно хорошо освещается солнцем. В тени деревьев ребята могут ходить в одних трусиках, тем самым получая солнечные воздушные ванны, которые являются закаливающей процедурой. Сначала мы разметили и обозначили места. С помощью веревок и колышков обозначили место, где пройдет дорожка, а потом на этом месте положили каркас, из палетной доски. Для обеспечения прочности и устойчивости конструкции, колышки, удерживающие раму на месте, были вбиты в землю и укреплены. Каркас был выкрашен в яркие тона.
Дно конструкции было покрыто водонепроницаемым материалом, чтобы предотвратить прорастание сорняков. Затем был добавлен плотный песок и уплотнен. Это образует основу для дорожки. У нас получилось 9 ячеек. Для наполнителя мы использовали мелкую и среднюю гальку, песок, искусственную траву, опилки, каштаны, желуди, капсулы от "Киндерсюрприза", шпагат, губки, крышки от пластиковых бутылок. Смысл в том, чтобы обеспечить разнообразие материалов для различных тактильных ощущений. Когда вы хотите активизировать нервы в ногах вашего ребенка, вы не должны забывать о создании безопасной дорожки. Это означает, что все элементы, используемые для изготовления каркаса, должны быть тщательно проверены и отшлифованы, чтобы исключить любые дефекты. Деревянные детали должны быть подготовлены с использованием антисептика. Песок, используемый для дорожки здоровья, предварительно промывают и удаляют все мелкие острые камни, которые могут повредить ступни.
Удобно, что секции можно менять местами друг с другом, всегда можно контролировать нужное количество песка и заменять детали на новые или необычные.
Важно учитывать возраст ребенка. Например, для детей младшего дошкольного возраста высота ящика с наполнителем не должна быть такой большой. Дети не могут поднять ноги достаточно высоко и могут споткнуться или удариться друг о друга на твердых углах. Лучше всего использовать почти ровную дорожку, с неглубокой окантовкой и высотой не более 5 см над наливным ящиком.
Перед тем как пройти по дорожке здоровья, под тщательным присмотром инструктора по физической культуре, дети садились на скамейку и делали себе самомассаж ног, обхватив ступни одной рукой и положив их на колени. Другой рукой они несколько раз провели разминающими движениями от пятки к носку, отмечая энергичное растирание и постукивание по своду стопы. При ходьбе воспитатели используют словесные игры-сопровождения, которые способствуют большому интересу ребят к двигательной активности. Они очень любят фантазировать и с ними можно отправиться в путешествие! Наступая в первую ячейку с песком, они оказываются на теплом пляже у моря. Переступая в другой контейнер, оказались на зеленой, прохладной травке. Чтобы пройти дальше ребятам нужно пройти по бревнышкам. Перед ними чистое, теплое море.
В конце пути расположен бассейн с водой, где дети по завершению ходьбы ополаскивают ноги, прохладной водой. Воду в бассейне постепенно понижаем. Теперь они выходят на мягкие, полотенца. Это еще один шаг в процессе закаливания. Пройдя этот путь дети испытают массу эмоций. Для полноценного и эффективного использования дорожки здоровья разработан режим её функционирования, было составлено расписание, где группы каждый в свое время, пользуется дорожкой. При проведении этого вида закаливания темп и продолжительность хождения должны быть предписаны инструктором по физкультуре.
Пользоваться оздоровительной ходьбой не только удобно, но и весело. Эта конструкция рекомендуется для детей, так как она эффективна не только для профилактики, но и для лечения плоскостопия. Такой путь также закаляет. Поступая таким образом, можно реально улучшить здоровье детей.
Как показывает практика здоровой ходьбы в детских садах, педагогам удалось значительно снизить заболеваемость детей во время ее использования. Осанка детей также правильная. Дети проявляют сильное желание пользоваться этими дорожками здоровья. Во время этих занятий общее эмоциональное и психическое состояние явно улучшается.
Список использованных источников
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с. 21–28.
2. Александрова, Е. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» [Текст] / Е. Ю. Александрова. – Волгоград, 2007
3. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. [Текст] / М. Н. Кузнецова. – М., 2008.
4. Никонорова, Т. С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников [Текст] / Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
5. Баландина, В. Формирование правильной осанки [Текст] / В. Баландина, Е. Вавилова // Дошкольное воспитание 1984. №2 с. 35-38 6. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-dorozhka-zdorovya2970765.html