Получи документы

Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении

Марина Кондратенко
Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровье детей — ценное достояние общества. Безопасность же характеризует степень защищённости ребёнка, его здоровья и жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников в безопасных условиях образовательной среды, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни являются не только приоритетными задачами дошкольного образования, но и наряду с другими показателями выступают критерием оценки его качества. Это отражено в образовательных стандартах дошкольного образования, критериях и показателях деятельности дошкольного учреждения.

Темочки:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольных учреждениях является общим требованием и включает в себя:

• обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в дошкольных учреждениях, профилактику детского травматизма;

• организацию качественного и безопасного питания воспитанников.

При этом важно понимать, что обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования предполагает сохранение и укрепление не только физического здоровья ребёнка, но и психического, психологического и социального. Физическое здоровье — это нормальное функционирование всех органов и систем организма. Психическое здоровье — это адаптивное состояние психических функций и отдельных психических процессов. Психологическое здоровье — это целостное состояние личности, эмоциональное благополучие, эмоциональное самочувствие, душевный комфорт. Социальное здоровье — это состояние организма, определяющее способность ребёнка контактировать с обществом.

Таким образом, каждый педагогический работник должен заботиться о здоровье детей.

Конечно, абсолютное здоровье ребёнка является труднодоступным. Однако, к сожалению, сохраняется устойчивая тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков преимущественно в период интенсивного роста и развития организма, т. е. в период обучения в учреждениях образования. У детей дошкольного возраста особенно часто встречаются нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства (возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций, изменения опорно двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, дефекты грудной клетки, плоскостопие и др., а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно сосудистой, дыхательной систем.

В научной литературе система дошкольного образования рассматривается как один из весомых социальных факторов, влияющих на показатели здоровья детей : условия обучения, стиль взаимодействия педагогического работника с ребёнком, ребёнка со сверстниками, адекватность требований и методик обучения и воспитания и др. С негативным влиянием именно факторов риска образовательной среды специалисты связывают до 40% нарушений адаптационных возможностей детского организма.

Учитывая существование факторов риска и необходимость ответственного отношения к состоянию здоровья воспитанников, дошкольные учреждения должны создать безопасные педагогические условия, максимально эффективно обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей.

Для чего осуществлять здоровьесберегающую деятельность в дошкольном учреждении?

На современном этапе проблема качества здоровьесбережения — общая для всех дошкольных учреждений, но степень её актуальности и остроты зависит от специфики деятельности каждого отдельно взятого учреждения.

Здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения представляет собой единство педагогических мер, имеющих целью улучшение (сохранению) здоровья воспитанников и напрямую отражающихся на качестве дошкольного образования. Следует помнить, что «здоровьесбережение» — это прежде всего сбережение здоровья, т. е. его охрана и защита.

Сущность здоровьесберегающей деятельности заключается в:

• передаче воспитанникам и закреплении у них опыта здоровьесберегающего поведения;

• формировании положительной мотивации к здоровьесбережению;

• воспитании основ здорового образа жизни;

• содействии проявлению здравотворческой личностной позиции.

Для того чтобы решить перечисленные задачи, здоровьесберегающая и образовательная деятельность должны работать по принципу взаимодополнения.

Несмотря на то, что в последние десятилетия практически каждое дошкольное учреждение применяет здоровьесберегающие технологии, существует ряд проблем. Обратим на них особое внимание.

В настоящее время в рамках здоровьесберегающей деятельности активно осуществляется внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий. На сегодняшний день среди широко применяемого разнообразия «здоровьесберегающих технологий» в дошкольном образовании педагогические работники выделяют такие, как медико-профилактические (биологическая обратная связь, точечный массаж, самомассаж); физкультурно-оздоровительные (ритмопластика, релаксация, гимнастика: ортопедическая, корригирующая, дыхательная, для глаз и пр.); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (коммуникативные игры, игротренинги, тренинги); коррекционные технологии (психогимнастика, фонетическая ритмика, арт-терапия, технологии коррекции поведения). Как видим, в этом перечне встречаются сомнительные методики оздоровления и психологической разгрузки, в том числе технологии, рекомендуемые для работы в медицинских учреждениях только по назначению и под контролем врача. Без соответствующего контроля в качестве здоровьесберегающих используются тренажёры на занятиях по физической культуре, проводятся соревнования в рамках дней здоровья и др. При этом часто не учитываются объективные данные о состоянии здоровья воспитанников, часто отсутствует преемственность в работе специалистов, осуществляющих здоровьесберегающую деятельность.

В такой ситуации бесконтрольное применение «здоровьесберегающих технологий» не только не приносит пользы, но и может быть опасным. Задача современного дошкольного учреждения — создание здоровьесберегающей образовательной среды как системы влияний и условий полноценного развития личности ребёнка, а также возможностей для сохранения, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья.

Согласно современным исследованиям, в образовательной среде дошкольного учреждения выделяют три взаимосвязанных компонента: предметно-пространственный, социальный, организационно-пространственный.

Предметно-пространственный компонент образовательной среды — это часть образовательной среды, которая представляет собой естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, наполненную разнообразными предметами и игровыми материалами.

С позиции здоровьесбережения, создание обогащённой развивающей предметно-пространственный среды является важнейшим условием хорошего самочувствия и разностороннего развития ребёнка, обеспечения его безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять ребёнку быть активным и совершать выбор.

Здоровьесберегающая образовательная среда должна быть :

Безопасной, что предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. дети всегда находятся на виду, оборудование соответствует нормам и нетравмоопасно.

• Содержательно насыщенной, что определяется наличием необходимых материалов для разных видов детской деятельности: игры (ролевой, режиссёрской, с правилами, продуктивной, познавательной деятельности и физической активности. Эти материалы должны быть высокого качества и соответствовать уровню развития детей.

• Трансформируемой — это означает, что пространство может меняться в зависимости от игры, сюжета и интересов детей, а также их возможностей. Для этого используются лёгкая мебель, ширмы, мягкие модули, позволяющие ограничивать или расширять игровое пространство.

• Полифункциональной, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Например, в игре детская мебель может служить своеобразным маркером игрового пространства: стул может быть автомобилем или домиком, а накрытый тканью стол — жилищем.

• Вариативной, что предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. В большинстве детских садов пространство организовано по принципу зонирования. В группах есть отдельные уголки для режиссерских игр, хранения транспортных игрушек, занятий художественным творчеством и т. д. Однако недостаточно представлены уголки уединения, где ребёнок может побыть в одиночестве. Из-за этого его пребывание в группе становится психологически напряжённым, снижается эмоциональный настрой, и в целом нарушается его право на отдых. Вариативность игровой среды также подразумевает периодическую смену игрового материала и появление новых игрушек и предметов.

• Доступной — это означает, что у детей есть возможность свободно играть, используя игры, игрушки и другие материалы. В некоторых дошкольных учреждениях новые красивые игрушки можно увидеть только на верхних полках, где они недоступны для детей, или же они заперты в шкафах. Такое хранение игрушек не имеет смысла. Они созданы не для того, чтобы украшать помещения или сохранять свой первоначальный вид, а для того, чтобы дети играли с ними.

О проблемах в организации здоровьесберегающей и безопасной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях

Здесь обратимся к результатам магистерского исследования белорусского педагога Ж. В. Богданович. Полученные данные позволяют констатировать, что педагогические работники осознают роль развивающей предметно-пространственной среды в позитивной социализации детей, включении их в общество, вхождении в мир взрослых. При этом недооценивают роль среды в интеллектуальном развитии детей, самостоятельности, активности в познании. Наиболее значимыми показателями оценки предметно-пространственной среды, по мнению педагогических работников, являются насыщенность среды, соответствие возрасту. Вместе с тем педагоги редко выделяли среди показателей оценки качества среды её изменяемость, наличие достаточного пространства для деятельности детей, комфортность. Первостепенное значение при создании предметно-пространственной среды группы воспитатели дошкольного образования отводят принципам соответствия возрасту воспитанников, безопасности и доступности материала. Такие требования к организации среды, как трансформируемость, вариативность, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, педагогические работники не учитывали вовсе.

Социальный компонент образовательной среды

От того, как педагог взаимодействует с детьми, какую позицию занимает (авторитарную или демократическую, направлен ли он на поддержку инициативы ребёнка зависит сила воздействия на здоровье и безопасность детей. Результаты современных исследований свидетельствуют, что в группах с авторитарным, жёстким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в группах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом.

Таким образом, тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим состояние здоровья воспитанников.

Организационно-педагогический компонент образовательной среды

Дошкольные учреждения выполняют прежде всего, образовательную функцию, к их компетенции относится формирование у воспитанников определённых представлений, умений и навыков, в том числе по проблемам здоровья и здорового образа жизни (формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста).

Мы можем гордиться белорусскими учеными, которые немало сделали и продолжают делать для научно-методического обеспечения дошкольного образования по проблемам обеспечения безопасных и здоровьесберегающих условий образовательной среды. В этой связи очевидна и объяснима ориентация научных исследований на обновление подходов к сохранению и укреплению здоровья ребёнка как ведущую задачу дошкольного образования. Возрастание значимости образовательных областей «Физическая культура», «Ребёнок и общество» и их компонентов «Самосознание», «Здоровье личности», «Личная гигиена», «Культура питания», «Безопасность жизнедеятельности» для развития целостной гармоничной личности ребёнка в учебной программе дошкольного образования обусловлено ценностями здоровья, здорового образа жизни и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.

Вместе с тем существует ряд рисков и факторов в обеспечении организационно-педагогического компонента образовательной среды, усиливающих негативное воздействие на здоровье детей. Обратим на них внимание.

Интенсификация образовательного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый)«зарегламентированность» образовательного процесса, проведение занятий по типу школьной модели урока, приоритет обучения в противовес самостоятельной детской деятельности. Второй (скрытый) вариант интенсификации образовательного процесса — увеличение объема познавательного материала за счёт дополнительного образования детей вне дошкольного учреждения. Всё это неизбежно нарушает режим жизни ребёнка дошкольного возраста, ведёт к резкому сокращению отдыха и не проходит бесследно. У детей чаще отмечается большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкой сопротивляемостью организма.

Шаблонность проведения занятий с воспитанниками. Парадокс состоит как раз в том, что большое количество педагогических работников ориентировано на использование в своей работе готовых конспектов занятий. Такой «конспект занятия» как бы «встаёт» между педагогом и детьми, и в результате педагогические работники действуют не по ситуации, а «по конспекту». Разумеется, в таком случае подлинный диалог маловероятен. Проблема ещё и в том, что «работа по конспекту» не позволяет ни действовать спонтанно, ни слышать «голос ребёнка», а значит, лишает воспитателей дошкольного образования радости подлинного общения с детьми. Всё это выступает как возможный фактор психологического неблагополучия детей.

Ограничение времени в процессе выполнения ребёнком определённого вида деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект, который возникает в условиях ограниченного времени при выполнении любой деятельности. Доказано, что это один из самых сильных стрессовых факторов. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества образовательного процесса, неудачам, принуждая ребёнка ощущать свою несостоятельность, недовольство взрослых и др.

Одним из ключевых факторов, способствующих возникновению высокого уровня функционального напряжения, утомления и переутомления у детей, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их здоровья, является несоответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям обучающихся. По сути, все, что касается скоростных характеристик деятельности, указывает на то, что методика не соответствует возрастным и функциональным возможностям ребёнка. Результат такого несоответствия — чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, комплекс школьных проблем, повышенная тревожность, неврозоподобные и невротические расстройства.

Таким образом, с особой остротой встаёт вопрос о повышении профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в соответствии с современными представлениями о содержании и качестве дошкольного образования, условиях создания безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа)Создание образовательной среды на участке «Путешествуем в сказку» (старшая группа) Как создать на участке зимой образовательную среду "Путешествуем в сказку" для сюжетно - ролевой игры "З ей Горыныч и девица - красавица".

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении
Опубликовано: 7 декабря 2024 в 16:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Марина Кондратенко (УИ 3339930) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД