Марина Кондратенко
Создание здоровьесберегающей и безопасной образовательной среды в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей — ценное достояние общества. Безопасность же характеризует степень защищённости ребёнка, его здоровья и жизни. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников в безопасных условиях образовательной среды, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни являются не только приоритетными задачами дошкольного образования, но и наряду с другими показателями выступают критерием оценки его качества. Это отражено в образовательных стандартах дошкольного образования, критериях и показателях деятельности дошкольного учреждения.
Темочки:
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Обеспечение здоровьесберегающего процесса в дошкольных учреждениях является общим требованием и включает в себя:
• обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в дошкольных учреждениях, профилактику детского травматизма;
• организацию качественного и безопасного питания воспитанников.
При этом важно понимать, что обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования предполагает сохранение и укрепление не только физического здоровья ребёнка, но и психического, психологического и социального. Физическое здоровье — это нормальное функционирование всех органов и систем организма. Психическое здоровье — это адаптивное состояние психических функций и отдельных психических процессов. Психологическое здоровье — это целостное состояние личности, эмоциональное благополучие, эмоциональное самочувствие, душевный комфорт. Социальное здоровье — это состояние организма, определяющее способность ребёнка контактировать с обществом.
Таким образом, каждый педагогический работник должен заботиться о здоровье детей.
Конечно, абсолютное здоровье ребёнка является труднодоступным. Однако, к сожалению, сохраняется устойчивая тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков преимущественно в период интенсивного роста и развития организма, т. е. в период обучения в учреждениях образования. У детей дошкольного возраста особенно часто встречаются нервно-психические и вегетативно-сосудистые расстройства (возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций, изменения опорно двигательного аппарата (деформации скелета, нарушения осанки, дефекты грудной клетки, плоскостопие и др., а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечно сосудистой, дыхательной систем.
В научной литературе система дошкольного образования рассматривается как один из весомых социальных факторов, влияющих на показатели здоровья детей : условия обучения, стиль взаимодействия педагогического работника с ребёнком, ребёнка со сверстниками, адекватность требований и методик обучения и воспитания и др. С негативным влиянием именно факторов риска образовательной среды специалисты связывают до 40% нарушений адаптационных возможностей детского организма.
Учитывая существование факторов риска и необходимость ответственного отношения к состоянию здоровья воспитанников, дошкольные учреждения должны создать безопасные педагогические условия, максимально эффективно обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья детей.
Для чего осуществлять здоровьесберегающую деятельность в дошкольном учреждении?
На современном этапе проблема качества здоровьесбережения — общая для всех дошкольных учреждений, но степень её актуальности и остроты зависит от специфики деятельности каждого отдельно взятого учреждения.
Здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения представляет собой единство педагогических мер, имеющих целью улучшение (сохранению) здоровья воспитанников и напрямую отражающихся на качестве дошкольного образования. Следует помнить, что «здоровьесбережение» — это прежде всего сбережение здоровья, т. е. его охрана и защита.
Сущность здоровьесберегающей деятельности заключается в:
• передаче воспитанникам и закреплении у них опыта здоровьесберегающего поведения;
• формировании положительной мотивации к здоровьесбережению;
• воспитании основ здорового образа жизни;
• содействии проявлению здравотворческой личностной позиции.
Для того чтобы решить перечисленные задачи, здоровьесберегающая и образовательная деятельность должны работать по принципу взаимодополнения.
Несмотря на то, что в последние десятилетия практически каждое дошкольное учреждение применяет здоровьесберегающие технологии, существует ряд проблем. Обратим на них особое внимание.
В настоящее время в рамках здоровьесберегающей деятельности активно осуществляется внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий. На сегодняшний день среди широко применяемого разнообразия «здоровьесберегающих технологий» в дошкольном образовании педагогические работники выделяют такие, как медико-профилактические (биологическая обратная связь, точечный массаж, самомассаж); физкультурно-оздоровительные (ритмопластика, релаксация, гимнастика: ортопедическая, корригирующая, дыхательная, для глаз и пр.); технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка (коммуникативные игры, игротренинги, тренинги); коррекционные технологии (психогимнастика, фонетическая ритмика, арт-терапия, технологии коррекции поведения). Как видим, в этом перечне встречаются сомнительные методики оздоровления и психологической разгрузки, в том числе технологии, рекомендуемые для работы в медицинских учреждениях только по назначению и под контролем врача. Без соответствующего контроля в качестве здоровьесберегающих используются тренажёры на занятиях по физической культуре, проводятся соревнования в рамках дней здоровья и др. При этом часто не учитываются объективные данные о состоянии здоровья воспитанников, часто отсутствует преемственность в работе специалистов, осуществляющих здоровьесберегающую деятельность.
В такой ситуации бесконтрольное применение «здоровьесберегающих технологий» не только не приносит пользы, но и может быть опасным. Задача современного дошкольного учреждения — создание здоровьесберегающей образовательной среды как системы влияний и условий полноценного развития личности ребёнка, а также возможностей для сохранения, укрепления здоровья и формирования культуры здоровья.
Согласно современным исследованиям, в образовательной среде дошкольного учреждения выделяют три взаимосвязанных компонента: предметно-пространственный, социальный, организационно-пространственный.
Предметно-пространственный компонент образовательной среды — это часть образовательной среды, которая представляет собой естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, наполненную разнообразными предметами и игровыми материалами.
С позиции здоровьесбережения, создание обогащённой развивающей предметно-пространственный среды является важнейшим условием хорошего самочувствия и разностороннего развития ребёнка, обеспечения его безопасности. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять ребёнку быть активным и совершать выбор.
Здоровьесберегающая образовательная среда должна быть :
• Безопасной, что предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. дети всегда находятся на виду, оборудование соответствует нормам и нетравмоопасно.
• Содержательно насыщенной, что определяется наличием необходимых материалов для разных видов детской деятельности: игры (ролевой, режиссёрской, с правилами, продуктивной, познавательной деятельности и физической активности. Эти материалы должны быть высокого качества и соответствовать уровню развития детей.
• Трансформируемой — это означает, что пространство может меняться в зависимости от игры, сюжета и интересов детей, а также их возможностей. Для этого используются лёгкая мебель, ширмы, мягкие модули, позволяющие ограничивать или расширять игровое пространство.
• Полифункциональной, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Например, в игре детская мебель может служить своеобразным маркером игрового пространства: стул может быть автомобилем или домиком, а накрытый тканью стол — жилищем.
• Вариативной, что предполагает наличие различных игровых пространств, а также разнообразие игр и игрушек, обеспечивающее свободный выбор детей. В большинстве детских садов пространство организовано по принципу зонирования. В группах есть отдельные уголки для режиссерских игр, хранения транспортных игрушек, занятий художественным творчеством и т. д. Однако недостаточно представлены уголки уединения, где ребёнок может побыть в одиночестве. Из-за этого его пребывание в группе становится психологически напряжённым, снижается эмоциональный настрой, и в целом нарушается его право на отдых. Вариативность игровой среды также подразумевает периодическую смену игрового материала и появление новых игрушек и предметов.
• Доступной — это означает, что у детей есть возможность свободно играть, используя игры, игрушки и другие материалы. В некоторых дошкольных учреждениях новые красивые игрушки можно увидеть только на верхних полках, где они недоступны для детей, или же они заперты в шкафах. Такое хранение игрушек не имеет смысла. Они созданы не для того, чтобы украшать помещения или сохранять свой первоначальный вид, а для того, чтобы дети играли с ними.
О проблемах в организации здоровьесберегающей и безопасной развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях
Здесь обратимся к результатам магистерского исследования белорусского педагога Ж. В. Богданович. Полученные данные позволяют констатировать, что педагогические работники осознают роль развивающей предметно-пространственной среды в позитивной социализации детей, включении их в общество, вхождении в мир взрослых. При этом недооценивают роль среды в интеллектуальном развитии детей, самостоятельности, активности в познании. Наиболее значимыми показателями оценки предметно-пространственной среды, по мнению педагогических работников, являются насыщенность среды, соответствие возрасту. Вместе с тем педагоги редко выделяли среди показателей оценки качества среды её изменяемость, наличие достаточного пространства для деятельности детей, комфортность. Первостепенное значение при создании предметно-пространственной среды группы воспитатели дошкольного образования отводят принципам соответствия возрасту воспитанников, безопасности и доступности материала. Такие требования к организации среды, как трансформируемость, вариативность, индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, педагогические работники не учитывали вовсе.
Социальный компонент образовательной среды
От того, как педагог взаимодействует с детьми, какую позицию занимает (авторитарную или демократическую, направлен ли он на поддержку инициативы ребёнка зависит сила воздействия на здоровье и безопасность детей. Результаты современных исследований свидетельствуют, что в группах с авторитарным, жёстким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5—2 раза больше, чем в группах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом.
Таким образом, тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим состояние здоровья воспитанников.
Организационно-педагогический компонент образовательной среды
Дошкольные учреждения выполняют прежде всего, образовательную функцию, к их компетенции относится формирование у воспитанников определённых представлений, умений и навыков, в том числе по проблемам здоровья и здорового образа жизни (формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста).
Мы можем гордиться белорусскими учеными, которые немало сделали и продолжают делать для научно-методического обеспечения дошкольного образования по проблемам обеспечения безопасных и здоровьесберегающих условий образовательной среды. В этой связи очевидна и объяснима ориентация научных исследований на обновление подходов к сохранению и укреплению здоровья ребёнка как ведущую задачу дошкольного образования. Возрастание значимости образовательных областей «Физическая культура», «Ребёнок и общество» и их компонентов «Самосознание», «Здоровье личности», «Личная гигиена», «Культура питания», «Безопасность жизнедеятельности» для развития целостной гармоничной личности ребёнка в учебной программе дошкольного образования обусловлено ценностями здоровья, здорового образа жизни и необходимостью освоения культуры здоровья с самого рождения.
Вместе с тем существует ряд рисков и факторов в обеспечении организационно-педагогического компонента образовательной среды, усиливающих негативное воздействие на здоровье детей. Обратим на них внимание.
Интенсификация образовательного процесса. Причем интенсификация идет различными путями. Первый — наиболее явный (открытый) — «зарегламентированность» образовательного процесса, проведение занятий по типу школьной модели урока, приоритет обучения в противовес самостоятельной детской деятельности. Второй (скрытый) вариант интенсификации образовательного процесса — увеличение объема познавательного материала за счёт дополнительного образования детей вне дошкольного учреждения. Всё это неизбежно нарушает режим жизни ребёнка дошкольного возраста, ведёт к резкому сокращению отдыха и не проходит бесследно. У детей чаще отмечается большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкой сопротивляемостью организма.
Шаблонность проведения занятий с воспитанниками. Парадокс состоит как раз в том, что большое количество педагогических работников ориентировано на использование в своей работе готовых конспектов занятий. Такой «конспект занятия» как бы «встаёт» между педагогом и детьми, и в результате педагогические работники действуют не по ситуации, а «по конспекту». Разумеется, в таком случае подлинный диалог маловероятен. Проблема ещё и в том, что «работа по конспекту» не позволяет ни действовать спонтанно, ни слышать «голос ребёнка», а значит, лишает воспитателей дошкольного образования радости подлинного общения с детьми. Всё это выступает как возможный фактор психологического неблагополучия детей.
Ограничение времени в процессе выполнения ребёнком определённого вида деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект, который возникает в условиях ограниченного времени при выполнении любой деятельности. Доказано, что это один из самых сильных стрессовых факторов. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества образовательного процесса, неудачам, принуждая ребёнка ощущать свою несостоятельность, недовольство взрослых и др.
Одним из ключевых факторов, способствующих возникновению высокого уровня функционального напряжения, утомления и переутомления у детей, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их здоровья, является несоответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и физиологическим возможностям обучающихся. По сути, все, что касается скоростных характеристик деятельности, указывает на то, что методика не соответствует возрастным и функциональным возможностям ребёнка. Результат такого несоответствия — чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, комплекс школьных проблем, повышенная тревожность, неврозоподобные и невротические расстройства.
Таким образом, с особой остротой встаёт вопрос о повышении профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в соответствии с современными представлениями о содержании и качестве дошкольного образования, условиях создания безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении.