Анна Новикова
Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедические занятия – это учебный процесс, требующий от ребёнка усердия, преодоления трудностей. Они включают в себя многократные повторения артикуляционных, грамматических и речевых упражнений, что делает их монотонными и надоедливыми для детей. К тому же тяжёлые речевые расстройства, часто сопровождаются другими нарушениями развития: несформированностью произвольного внимания, отклонениями в эмоционально-волевой сфере, неорганизованностью поведения, негативизмом, неуверенностью в себе, низкой работоспособностью, и это создаёт дополнительные сложности. И передо мной стоит задача – не смотря ни на что, сделать каждое занятие продуктивным.
Публикация «Создание эмоционального комфорта у детей в целях повышения эффективности логопедических занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Продуктивность логопедических занятий напрямую зависит от создания эмоционального комфорта у ребёнка. Именно в этом состоянии дети больше готовы к сотрудничеству и восприятию учебного материала.
Особую роль в создании комфортной обстановки играют личные качества учителя-логопеда, а также атмосфера логопедического кабинета, где ребёнка всегда рады видеть, где его ждут интересные открытия, игры и сюрпризы. Также улыбка является универсальным средством общения и установления контакта. Она понятна всем и сообщает: тебе рады, не волнуйся, всё в порядке. Говорить с ребёнком надо спокойным, дружелюбным тоном, избегая скандированной, раздражённой, заигрывающей и, конечно, сюсюкающей речи.
Настроит на позитивное общение и сотрудничество позиция логопеда на уровне глаз ребёнка. Она исключит некомфортное положение педагога над учеником.
Создать положительный настрой и повысить у детей мотивацию по отношению к логопедическим занятиям. Давление со стороны педагога автоматически вызывает внутренний протест, сопротивление, лишая ребёнка эмоционального комфорта.
Независимо от обстоятельств, места и времени ребёнок постоянно находится во власти своих внутренних стремлений. Являясь частью природы, как и всё живое, он стремится к свободе. И мы можем дать ему ощущение свободы, предоставляя право выбора. Выбери картинку, по которой ты будешь составлять рассказ. Какими фишками сегодня будем пользоваться: круглыми или квадратными? В подобных случаях психологи используют термин «мнимый выбор», т. е. выбор с ограничениями. В данной ситуации ребёнок, не испытывая давления со стороны взрослого, с удовольствием выполняет все задания, запланированные логопедом.
На логопедическом занятии использую игры с обменом ролей: ребёнок выступает в роли логопеда, учителя, а логопед в роли ученика. Для этого подходят игры «Исправь мои ошибки», «Правильно – неправильно» (логопед в соответствии с поставленной задачей выполняет задание то правильно, то с ошибками, а ребёнок определяет правильность ответов. Для перевоплощения, можно использовать соответствующие аксессуары: очки, указку. Важно помнить, что у детей актуальной потребностью является потребность в движении. Поэтому я провожу танцевальную минутку, развивающая фономатический слух. Детям очень нравится. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики. Вот некоторые из упражнений:
- «Крокодил» - рот широко открывать и закрывать, одновременно имитируя руками движения пасти крокодила, можно усложнить закрыванием и открыванием глаз;
- «Лошадка» - цокать, руки поднять вверх, кулаки сжимать и разжимать;
- «Качели» - кончиком языка ритмично задевать то верхние, то нижние зубы, вытянутые руки держать перед собой, выполняя кистями движения вверх-вниз, можно добавить закрывание и открывание глаз.
Ввела в логопедические занятия ввела упражнение на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро». Оно всегда вызывает у детей положительные эмоции.
Создать у ребёнка ощущение эмоционального комфорта помогает использование методики успешности.
Необходимо постоянно помнить о важности и пользе поощрений. Стараюсь хвалить детей как можно чаще.
Использую разные виды поощрения: вербальные и невербальные. Вербальные поощрения ребёнка за его успехи и приложенные усилия кроме прямого назначения способствуют обогащению словаря (молодец, умница, замечательно, великолепно, прекрасно, отлично).
К невербальным видам поощрения относятся тактильные и материальные. Допустимы прикосновения, желательно справа, тёплыми руками, пожимаю руку.
Так же поощрением конце занятия является получить солнышко красной пастой (как в школе) за выполненную работу.
Пожалуй, самым замечательным средством активизации ученика и создания радостной положительно окрашенной атмосферы на занятии является
эффект новизны.
Этот приём я использую, когда вытаскиваю чудесный мешочек. Дети по - очереди из мешочка вытаскивают су - джок для выполнения пальчиковой гимнастики. Каждому попадается заранее не известный цвет и тем самым вызывает восторг. Порой они пытаются угадать цвет. И если цвет совпал эмоции приобретают еще больший положительный окрас. Далее выполняем пальчиковую гимнастику. .
Создавать и сохранять чувство эмоционального комфорта на занятиях помогают [задания с возможностью самопроверки. Мы ощущаем дискомфорт каждый раз, когда нас или наши действия оценивают отрицательно. И совсем по-другому реагируем, если сами замечаем свою ошибку. Чтобы не травмировать ребёнка отрицательной оценкой, удобно использовать перфокарты, с помощью которых он сам определяет правильность выполнения задания.
Не желательно вообще давать детям отрицательные оценки. Если ребёнок неправильно выполнил задание, стараемся, как бы разделить его неудачу, говоря: «Что-то мы с тобой тут напутали», или поддержать его словами: «В другой раз ты будешь внимательнее, и у тебя получится ещё лучше».
Признанность в коллективе даёт уверенность в себе, удовлетворение и душевный комфорт. Её отсутствие может глубоко ранить душу ребёнка и привести к нарушению его социальной адаптации, а также к формированию у него специфических черт характера: замкнутости, угодничеству, заискиванию, негативизму и пр. Чтобы каждый ребёнок мог ощущать себя признанным, полезно на групповых занятиях создаватьусловия для равноправного участия каждого в чём-либо. Это могут быть различные игры и упражнения в рамках занятия, где дети по очереди предлагают свои варианты задания, а вся группа их выполняет, наподобие игры «Что нам Танечка покажет, то и будем выполнять».
Создание доброжелательной, радостной атмосферы на групповых занятиях, эмоциональный подъём гарантирует
хоровое чтение стишков и пение песенок с движениями.
Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Связано это с тем, что у людей сохранились наследственные положительные реакции на синхронные с ними ритмы. Доказано, что внутренние частоты биотоков мозга человека близки к частотам народной поэзии и музыки, а детские стихи и песенки, как правило, имеют ритмические рисунки, схожие с народными. Чувство радости у детей усиливает совместное действие.
Всегда способен разрядить обстановку, снять напряжение, сблизить, укрепить доверие к взрослому
добрый, понятный ребёнку юмор.
Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, я не только добивается повышения эффективности своих занятий, но и укрепляю физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаю занятия радостными.