Татьяна Дринко
Проект по работе с одарёнными детьми «Звёздный мир» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
1 наименование Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» с. Визинга
2 адрес 168100 Республика Коми, Сысольский район, с. Визинга, ул. Школьная д. 7, контактный телефон 8(2131)91-1-67
3 адресация проекта дети с 3 до 7 лет, воспитатели.
4 разработчики проекта старший воспитатель, творческая группа педагогов
5 цель проекта Поддержка и развитие одарённых детей
Публикация «Проект по работе с одарёнными детьми „Звёздный мир“ (часть 1)» размещена в разделах
Развитие индивидуальных способностей в различных сферах деятельности.
6 основные направления - выявление и диагностика одарённости
- развитие одарённых детей (интеллектуальное развитие, художественно-творческое, спортивное, музыкальное)
- работа с педагогами
- работа с семьёй
7 условия реализации проекта - квалификационный состав коллектива педагогов
- наличие собственных методических разработок
8 ожидаемые результаты -создание необходимых условий для развития индивидуальных, творческих способностей ребёнка
-результативное участие в конкурсах разного уровня
9 сроки реализации проекта 2014-2017
10 Риск проекта Недостаточная готовность коллектива к выполнению задач по поддержке и развитию одарённых детей
3. Пояснительная записка
Проект «Звёздный мир» ориентирован на поддержку и развитие одарённых детей.
Цель: - поддержка и развитие одарённых детей
- развитие индивидуальных способностей в различных сферах деятельности.
Задачи:
- создать необходимые условия для развития индивидуальных способностей ребёнка в интересной и содержательной для него деятельности.
- создать систему педагогического взаимодействия, направленного на выявление и развитие одарённости дошкольника.
- знакомить родителей с особенностями развития одарённого ребёнка.
Направления:
- выявление и диагностика одарённости;
- развитие одарённых детей;
- работа с педагогами;
- работа с семьёй.
Реализация проекта предполагает выявить и развивать у ребёнка некоторые виды одарённости, доступные в данном возрасте. Для этого в течении учебной недели выделяется день индивидуальной работы, педагоги будут работать с мини-группами, сформированными в соответствии с видом одарённости. На каждого одарённого ребёнка педагогами будет оформляться карта успешности развития и ежегодно в конце года будет проводится анализ участия ребёнка в различных мероприятиях на уровне детского сада, района, республики. В подготовительной группе в конце года на выпускном вечере одарённым детям будет вручаться именная медаль детского сада, в которой будет указываться, в каком из направлений участвовал ребёнок (смотри в приложении 6.3).
Индивидуальная работа с мини группами будет проводиться в первой и во второй половине дня начиная со второй младшей группы. Реализация проекта предусматривает обязательное медицинское сопровождение одарённых детей как одно из условий предупреждения перегрузок растущего организма и учёта состояния их здоровья.
Формы работы с детьми :
-игры дидактические с элементами движения, подвижные, игры имитационного характера, игры на развитие слухового внимания.
-создание педагогических ситуаций.
- проектная деятельность, познавательно- исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование.
-продуктивная деятельность, творческие задания.
- выступление на различных мероприятиях.
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские, районные, Республиканские.
-выставки
- презентация
- концерты
- конкурсы.
1 направление
Выявление одарённости.
Выявление потенциально одарённых детей является очень важным этапом в работе с одарёнными детьми. Ежегодно будут проводиться диагностические мероприятия, на которых будут выявляться дети с высоким уровнем успешности освоения программы. За основу мы взяли виды одарённости, предложенные доктором педагогических наук А. И. Савенковым («Проявление специальных способностей» по А. И. Савенкову).
2 направление
Развитие одарённых детей
Необходимое условие эффективной работы с одарёнными детьми – это оптимальный учёт своеобразия природных особенностей каждого из них.
Можно выделить некоторые сферы, позволяющие описать особые способности большинства детей:
Интеллектуальная (высокий уровень развития мышления, памяти, позволяющий успешно решать различные задачи).
Креативность (т. е. стремление к творческим нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем).
Сфера художественной деятельности (интерес к художественным занятиям, успешность в различных областях искусства: музыке, изобразительной деятельности).
Двигательная сфера (интерес к занятиям, требующим физической нагрузки)
3 направление
Работа с педагогами
Ведущим фактором развития одарённости дошкольника является личность педагога.
Педагог должен быть образцом. А это значит, творческий подход и высокий профессионализм в своей деятельности: общей психологической и педагогической подготовки; представления о специфических особенностях, свойственных одарённым детям; детального знания самой программы и владения конкретными методиками.
В работу с педагогическими кадрами будут включены такие методические мероприятия, как теоретические семинары по изучению особенностей работы с одарёнными детьми, практические занятия, презентации и мини выставки инновационных программ и технологий о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости, семинары по обмену опытом. Успешная реализация таких мероприятий предполагает осознание воспитателем вопросов, связанных с организацией образовательной работы.
4 направление
Работа с семьёй
Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одаренности. Даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребенка. Поэтому педагоги дошкольного учреждения, работающие с одарёнными детьми, будут оказывать особое внимание семье, родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Мы будем использовать пошаговую модель взаимодействия воспитателя-родителей, которая включает в себя:
• Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.
• Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности;
• Установление общих требований к поведению ребёнка;
• Реализация единых педагогических возможностей.
Для работы с родителями мы будем использовать такие формы как беседы, индивидуальные консультации, деловые игры, проекты (например «Хочу всё знать).
Также в помощь родителям мы будем выпускать памятки, буклеты.
Предметно-развивающая среда группы
В работе с одарёнными детьми важно создать предметно - развивающую среду соответствующую современным требованиям. Построение предметно - развивающей среды во всех группах детского сада должно отвечать возрастным особенностям детей. Для детей трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья; для четырёх лет - широкий спектр предметов для СРИ - атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями. В старших и подготовительных группах с детьми организуются сюжетно-ролевые игры, которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества, это и игры с правилами, режиссёрские игрыи т. д
Игра-ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка - в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении.
Обязательное условие для построения среды - это эстетика и соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Развивающая среда должна включать в себя следующие компоненты:
-Игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного и кинестетического ощущения);
-игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусин, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по различным лабиринтам);
-оборудование для занятий музыкой и ритмикой;
-игровые материалы для экспериментирования;
- большое разнообразие игр (с усложнением);
-конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, шитья;
-психотерапевтические материалы (специальные средства, имитирующие окружающую среду, предметы-заместители, «ворсистые» шарики, мячи с «пупырышками»);
- оборудование для физических занятий.
Наша задача построить предметно-развивающую среду соответствующую современным требованиям, учитывая все вышеперечисленные условия.