Наталья Зайцева
Создание условий для поддержки детской инициативы, индивидуальности и развития самостоятельности воспитанников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Многим сегодняшним педагогам по душе тот ребенок, который склонен соглашаться с его мнением, а кто всегда конкурирует, отстаивает свою точку зрения, попадает в категорию «неудобного ребенка».
А вы - те самые педагоги, которые заботятся о детях, поддерживают воплощение первых маленьких замыслов, вселяют надежду на успех, создают условия для творчества и инициативы.
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения.
Как вы думаете, легко ли создать условия для взращивания творческой, самостоятельной, инициативной личности?
Действительно, не всем педагогам легко создать такую атмосферу. Сложившиеся стереотипы многим мешают изменить отношение к ребенку: вчера нужен был исполнитель, а сегодня активная, творческая личность с высоким уровнем готовности к самостоятельному решению широкого круга проблем.
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:
воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
— проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
— способен к принятию собственных решений.
Особое внимание этому вопросу уделил президент РФ Путин В. В. в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года.
Современные тенденции развития образования ставят перед педагогами непростые вопросы, на которые необходимо найти ответ:
Что может быть источником разнообразия в современном быстроменяющемся мире?
Как обеспечить разностороннее развитие каждого ребенка и его успешность?
Как удовлетворить потребности родителей и интересы ребенка?
Как научить ребенка проявлять познавательный интерес и планировать разные виды деятельности?
Как организовать творческое продуктивное сотрудничество детей и взрослых?
Инициативность базируется на природной активности ребенка. Именно она заставляет младенца поднять голову, перевернуться, сделать первые шаги, вступить в контакт с окружающими, начать познавать мир вокруг.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением
• - любознательности,
• - пытливости ума,
• - изобретательностью
Поэтому задача родителей и педагогов состоит главным образом в том, чтобы не дать инициативности угаснуть. Для этого ребенку необходимо создать психологически комфортные условия, обеспечивающие признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержку его активности и любознательности, адекватную реакцию взрослого на инициативы, создание ситуации успеха.
Компоненты развивающей предметно-пространственной среды должны провоцировать активную познавательную и самостоятельную игровую деятельность. Многофункциональные игры и игрушки, различные материалы для творчества призваны обеспечивать разнообразные игровые действия и простор для фантазии ребенка, находясь при этом в легкой доступности, на расстоянии вытянутой руки ребенка.
Одним из способов поддержки детской инициативы и самостоятельности является создание развивающей предметно - пространственной среды (РППС, которая является частью целостной образовательной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС):
– это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
-это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития воспитанника. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество.
Таким образом, правильно организованная предметно - пространственная среда и ее содержательное наполнение, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, поддержка инициативы в разных видах деятельности также являются важными условиями развития детской познавательной активности и творчества.
Вывод: Педагогу дошкольного образования важно владеть способами поддержки детской инициативы, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит - успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.