Альбина Старцева
Проект «Создание современной образовательной среды в музыкальных уголках групп разного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Лобановский детский сад «Солнечный город»
Локальный проект
«Создание современной образовательной среды в музыкальных уголках групп детей разного возраста»
Старцева Альбина Нагимовна,
МАДОУ «Лобановский детский сад «Солнечный город»
2018 г.
Обоснование разработки модели развивающей предметно-пространственной среды
Публикация «Проект „Создание современной образовательной среды в музыкальных уголках групп разного возраста“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные уголки и центры в детском саду
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
Организация современного педагогического процесса в образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания необходимой развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда - это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность воспитаннику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция к снижению значимости музыкального воспитания дошкольников, но мы, с вами, конечно же, считаем, что музыка имеет большое значение для формирования духовного мира ребенка, становления нравственных основ личности, развития эмоционально-чувственной сферы.
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с детскими музыкальными инструментами, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Необходимы:
оригинальность, простота, привлекательность, доступность, а также достаточное количество ассортимента инструментов, дидактических пособий, демонстрационного материала, атрибутов и т. д.
Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.
Актуальность
Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Несмотря на то, что педагоги-практики часто испытывают затруднения в реализации этого требования, большинство педагогов разбираются в том, как выстроить ППРС в своей группе. Но к сожалению наполнение музыкального уголка в соответствии с темой недели, вызывают трудности. Раздел «Музыка» является частью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и его не стоит упускать из виду.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. И моя задача, как музыкального руководителя, помочь педагогам создать такие условия в ДОУ, которые могли бы обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка, способствовали формированию начал личности, развивали индивидуальность и музыкальность детей повседневной жизни. Более того, игры с музыкальными пособиями помогают развитию фонематического слуха. (немаловажно для развития речи).
Объект: Развивающая предметно-пространственная среда музыкальных уголков в группах разного возраста.
Предмет: Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольника.
Условия: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лобановский детский сад комбинированного вида.
Участники: Педагоги, родители, дети.
Тип проекта : 1 календарный месяц
Цель: Создание современной образовательной среды в музыкальных уголках групп разного возраста.
Задачи:
1. изучить новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие дошкольников
2. организовать развивающую среду, способствующую полноценному музыкальному развитию детей с учетом их потребностей и интересов;
3. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной
музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Ожидаемые результаты:
1. изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие дошкольников.
2. организована предметно-развивающей среда согласно ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов.
3. родители содействуют созданию комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.
I Этап: Формирование проблемы, цели и задачи проекта.
Пути реализации:
1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.
2. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».
3. Изучение опыта работы по созданию предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов, педагогов своего садика.
4. Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы.
На первом этапе были изучены документы:
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»; Министерство образования и науки РФ 2013год;
- Федеральный закон об образовании от 29.12.2012года, № 273
- Справочник «Музыкальный руководитель» 2013 год выпуск №7, №2 «Создание развивающей предметной среды по образовательной области «Музыка»
Опираясь на полученные теоретические знания, был сделан анализ развивающей среды в музыкальных уголках групп.
Анализ ПРС музыкальных уголков во всех возрастных группах ДОУ
Музыкальное оборудование в группах позволяет реализовать организацию развития музыкально-творческих способностей. В рамках проекта по созданию музыкальных уголков, прошел смотр и анализ ПРС музыкальных уголков в группах детского сада в соответствии ФГОС.
Критерии качества музыкальной среды
1. Полнота овладения ребенком детской музыкальной деятельностью :
-блоки пособий, соответствующих развитию детской музыкальной деятельности (восприятия, воспроизведения, творчество);
-каждый блок музыкальной развивающей среды, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности : восприятия музыки (восприятие произведений, предназначенных для слушания); воспроизведение музыки (пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах); музыкально-творческая деятельность (песенное музыкально игровое, танцевальное творчество и импровизация на детских музыкальных инструментах, что обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудио и видео технических средств и набора кассет к ним;
-содержание развивающей музыкальной среды группы ориентируется на ведущий вид деятельности детей конкретного возраста;
-динамичность содержания и структуры среды обеспечивает всегда мотивацию и интерес детей к музыкальной деятельности, т. е. полноту ее овладения ребенком.
2. Деятельностный развивающий характер, предусматривающий активное взаимодействие детей с любыми пособиями, инструментами; макро и мини – центры музыкального развития удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.
3. Системность в овладении ребенком музыкальной деятельностью, то есть среда отвечает возрасту и содержанию музыкальной деятельности детей данного возраста, продумывается усложнение среды по возрастным ступеням.
4. Проблемность предметной ситуации действий, заключается в том, что ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих у него по ходу музыкальной деятельности.
5. Функциональный и эмоциональный комфорт детей в музыкальной деятельности :
-предметная музыкальная среда должна соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка;
-среда предполагает гибкое и комплексное зонирование, предусматривающие полную и частичную трансформацию игровых модулей макро и микроцентров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей;
-пособия среды добротны, эстетически привлекательны, просты в обращении, вызывают у детей желания действовать с ними;
-структура миницентров представлена в виде модулей, имеющих целостность и в то же время наличие трансформирующихся деталей, вызывающих у детей живой интерес;
-оформление миницентров в раннем и младшем дошкольном возрасте тяготеет к сюжетности в оформлении, в старшем – имеет дидактическую направленность.
Воспитатели, готовясь к этому мероприятию, очень ответственно подошли к подбору музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов и к изготовлению папок и дидактических игр по музыкальному воспитанию дошкольников. Во всех группах имеется магнитофон. Наличие материала, оборудования дает возможность воспитателям развивать детей музыкально творчески, но есть еще над чем работать педагогам. Не во всех старших группах имеются портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают, альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, современного музыкального оборудования, которые предназначены для создания игровых ситуаций в соответствии с темой недели, отсутствует картотеки музыкально-дидактических игр.
Рекомендации воспитателям к проектированию творческой музыкально-образовательной среды :
-Музыкально-образовательная среда должна учитывать возрастные интересы;
-Музыкально-образовательная среда должна соответствовать возможностям ребёнка;
-Предметная среда должна соответствовать структуре познавательной сферы ребёнка;
-Динамика музыкально-образовательной среды должна учитывать исходную инициативность ребёнка.
Педагогу необходимо учитывать, что развивающаяся среда раскрывает свои возможности благодаря общению детей с взрослыми в этой среде.
От подготовленности, компетенции взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям, зависит, будет ли одухотворённой музыкально-образовательная среда, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности.
II этап: Практическая реализация проекта.
Цель: Создание музыкальных уголков в группах разного возраста для повышения качества образовательного процесса на примере одного календарного месяца.
Задачи:
- Разработать модель развивающей предметно-пространственной среды в группе на примере одного календарного месяца;
- Апробировать разработанную модель и корректировать ее в ходе апробации.
Ожидаемые результаты:
Создание предметно-пространственной среды, отвечающей требованиям ФГОС, соответствующей особенностям педагогического процесса, творческому характеру деятельности ребенка, эффективно влияющей на формирование личностной культуры детей, развивающей их индивидуальность.
Предполагаемое наполнение музыкального уголка позволит добиться взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры, повысит его познавательную деятельность, активность, что обеспечит каждому ребенку гармоничное развитие, повысит уровень общего развития.
Пути реализации:
1. Консультации-практикумы, мастер-классы для педагогов ДОУ
-изготовление музыкальных инструментов;(маракасы, барабаны, «шуршунчики» и. т. д)
- создание музыкально-дидактических игр (презентации в программе пауэр пойнт, игры на интерактивном столе, фонотека);
-логоритмические игры.
2. Пополнение предметно-развивающей среды по музыкальным центрам в группах разного возраста с учетом предъявляемых требований в соответствии с ФГОС
3. Оформление материалов модели развивающей музыкальной среды в группах разного возраста на примере одного календарного месяца.
Алгоритм создания предметно-развивающей среды в ДОУ
1. Ориентируясь на задачи, содержание, образовательной работы (в соответствии с темой недели) и возраст детей :
-изучить учебно-методические пособия;
-изготовить дидактические игры и игровые материалы для самостоятельной и совместной музыкальной деятельности;
-использовать и наполнять музыкальный центр специальным оборудованием в соответствии с темой недели (набор музыкальных инструментов, металлофоны, музыкальные молоточки, театральную ширму, магнитофоны и. т. д. ,
3. Определили пространственное размещение музыкальных мини-центров в группе, продумали содержание музыкальной среды в каждой возрастной группе в соответствии с блоками развития музыкальной деятельности. (Приложение 1)
(составили дизайн-проект).
4. Оформили музыкальные мини - центры в каждой возрастной группе
Хочется отметить, что при правильной постановке музыкального образования, в группе, как правило, можно наблюдать богатую детскую музыкальную самостоятельную деятельность.
5. С целью привития детям эстетического вкуса приобретена единая форма для музыкальных занятий.
6. Оформили информационные стенды для родителей:
«Вместе с музыкой», «В мире музыки», семейная газета «Я люблю музыку», «Рисуем музыку», «Мир наших увлечений»
7. Изготовили самодельные музыкальные инструменты и книжки-малышки о музыке (Конкурс «Лучший музыкальный инструмент», «Самая интересная книжка-малышка» с участием педагогов, родителей, детей)
Предметно-пространственная развивающая среда музыкального уголка в старшей возрастной группе на примере одного календарного месяца.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс выстраивается на основе комплексно-тематического принципа. Предметно-развивающую среду в группе создаем в соответствии с темами конкретной недели.
Наш детский сад работает по образовательной программе, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Истоки».
За основу берется методическое пособие «Развивающие занятия с детьми под редакцией Л. А. Парамоновой.
1 неделя «Русское народное творчество»
Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.
Задачи:
- Закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чем готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; рассказать о характере русского человека (гостеприимство, радушие, дружелюбие).
- Обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спозаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.
- Продолжать развивать эстетическое восприятие детей средствами музыкального фольклора.
Способствовать развитию дружеских отношений между детьми, трудолюбия.
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Организация развивающей среды музыкального уголка
2 неделя «Весна»
Цель: Закрепление времён года
Задачи: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность
детей Организация развивающей среды в музыкальных уголках
Утро: Приём детей под музыку Э. Грига «Утро»
П. Чайковский «Песня жаворонка»
Режимные моменты:
Учим заклички и песни о весне, о солнышке;
Прогулка:
Игра «Весна идёт»;
Слушание
Режимные моменты:
Показ презентации о весне;
Сказка-шумелка «Весна»
Слушание музыки П. И. Чайковский «Песня жаворонка»;
Игра на музыкальных инструментах «Капель»
Игра с планшетом «Угадай мелодию»
Подготовка ко сну:
Слушание звуков природы.
Прогулка
Игра «Скворушка»
у воспитателей подобраны диски, кассеты с репертуаром по временам года, классическая музыка.
Музыкальные инструменты : (треугольник, металлофон, колокольчики, шум дождя)
Брошюры со сказками –шумелками;
3 неделя «Птицы возвращаются домой»
Цель: формирование исполнительские навыки, музыкальный вкус, кругозор, творчество в области пения, слушания, танцев.
Задачи: Расширять музыкальные впечатления детей;
-способствовать овладению детьми необходимым запасом слов для характеристики музыкальных произведений в процессе слушания;
-развивать умения двигаться в соответствии с характером музыки
-расширять восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении;
- формировать познавательные интересы детей в процессе музыкальной деятельности;
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения
Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Организация развивающей среды в музыкальных уголках
Утро: Приём детей под пение птиц;
Режимные моменты:
Пальчиковая игра «10 птичек-стайка»
Игра «Угадай птицу по голосу» с интерактивным столом;
Сказки-шумелки
Песни о весне и о птицах;
Слушание музыки «Жаворонок П. И. Чайковский;
Игра на деревянных палочках (изображаем стук дятла)
Подготовка ко сну:
Слушание в аудиозаписи голоса птиц;
Прогулка:
Игра «Скворушки»
Интерактивный стол;
Магнитофон с записями пения птиц, Чайковский «Жаворонок»
Деревянные палочки
Картотека пальчиковых игр
Слова песен
Брошюры сказок-шумелок
4 неделя «Игрушка»
Цель: развитие творческого начала, умение представлять в воображении образы и выразительно их показывать; уметь драматизировать; формировать интерес к совместным со сверстниками играм, самореализовываться в игре; развивать ролевой диалог на основе сюжета.
Задачи: развивать игровые умения детей,
- учить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в
игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать
игровым правилам.
Совместная деятельность
педагога с детьми Самостоятельная деятельность
детей Организация развивающей среды в музыкальном уголке
Приём детей под музыку «Заводные игрушки», муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина;
«Чебурашка», муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Песенка крокодила Гены», муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского;
Режимные моменты:
Экскурсия в мини-музей «Игрушки» (в музыкальном зале);
Чтение Успенский «Чебурашка и крокодил Гена»
Пальчиковая игра «Игрушка»
Сказки-шумелки» Мои игрушки
Слушание произведения П. И. Чайковского «Кукла заболела», «Новая кукла»;
Слушание музыкальных произведений Гречанинова,
Кабалевского «Клоуны»;
Рассматривание иллюстраций по стихам А. Барто;
Дидактическая игра, «Какой игрушки не стало» «Чудесный мешочек»
Магнитофон с записями музыкальных произведений;
Картотека пальчиковых игр;
Брошюра со сказками шумелками.
III этап: Презентационный.
Цель: Представление разработанной модели в рамках очно-заочной стажировки: «Создание в ДОО современной образовательной среды для детей дошкольного возраста»
Задачи:
-Создать презентацию на основе разработанного проекта по теме «Создание развивающей среды в музыкальных уголках групп разного возраста».
Пути реализации:
-Создание презентации : «Оснащение процесса музыкально-эстетического развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»);
-Представление опыта работы в рамках очно-заочной стажировки «Создание в ДОО современной образовательной среды для детей дошкольного возраста»
Вывод:
Мы создавали музыкальную развивающую среду в нашем ДОУ в соответствии с критериями качества. Не сразу всё было понятно в содержании среды и её значение для музыкального образования детей.
Но постепенно, благодаря усилиям всех участников воспитательно-образовательного процесса среда была создана.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в нашем ДОУ играет большую роль в творческом развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Костина Э. П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон», М., 2004г.
2. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 2, № 7 - 2013 г.
3. В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993
4. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании»