Larisashevel
Создание социально-педагогических условий, успешной организации духовно-нравственного воспитания старших дошкольных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы.
«Создание социально-педагогических условий, успешно организации духовно-нравственного воспитания
Работая в детском саду пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы педагоги часто задаём вопрос, а что же делать? Как нам правильно воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым к окружающим. И почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? Как писал А. В. Луначарский «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать». И чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные качества.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Художественно-эстетическое развитие. Технологии
- Темочки
Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа.
Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура, терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в нашей группе «Любознайки» осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. Такие как:
1 Духовно-образовательное направление (занятия, чтение детям, беседы,
устные поучения, обсуждение поступков героев и детей);
2 Воспитательно-оздоровительное направление (праздники, подвижные игры,прогулки, экскурсии);
3 Культурно-познавательное направление (концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, праздниках).
4. Нравственно-трудовое направление (труд изготовление подарков, атрибутов для игр).
В нашей группе созданы необходимые условия для организации работы по духовно-нравственному воспитанию. Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства и это происходит в момент «Утреннего круга общения и вечернего».
Духовно-нравственное воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Развитие духовно-нравственных чувств начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Был создан цикл тематических занятий, который помогает сближать ребенка с семьей: «Мать и дитя», «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность»,«Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).
Оборудовали уголок «Моя Родина - Россия» в котором имеются - элементы государственной символики – флаг, герб, портреты первых лиц государства, картинки с достопримечательностями России и города Тобольска.
Подобрали: дидактические игры: «Собери цветок», «Наша Родина», «Сложи картинку»; «Выложи из палочек», словесные, подвижные игры, игры-забавы, народные и хороводные игры.
Проводим сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Семья», «Путешествие к Иртышу», «Библиотека», «Экскурсия в музей», «Армия», «Космос», «Моряки» и т. д. В организации сюжетно-ролевых игр с детьми учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив.
Оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый г. Тобольск», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
Так же мы оформили мини уголок о том как мы живём в нашей группе, в уголке размещаются фотографии где мы побывали, что провели, как прошёл праздник и т. д. Детям очень нравится вспоминать о прошедших событиях.
В группе имеются альбомы о народных игрушках, росписях, узорах. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств у ребёнка.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада»; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость - хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу). Конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии). «Как поступить… : проблемные ситуации»; рассказ «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь дома…
Также в группе проводим беседы на нравственные, духовные, патриотические темы «Уроки доброты», «Мой дом – Россия», «Моя семья», «Мой город Тобольск», "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", «Добро и зло» и др.
Периодически проходят выставки поделок, рисунков организованные совместно с семьями воспитанников. Такие выставки развивают творческие и познавательные способности детей. Они становятся украшением группы и сада. Выставки которые мы организуем : это осенний праздник, новогодний праздник, 23 февраля, 8-е марта, День космонавтики, День Победы, День защиты детей и др.
Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой, например, Л. Н. Толстой «Два товарища», «Отец и сыновья» «Дед и внук», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».
Для родителей оформлена информация памятки о духовно- нравственном воспитании. Разрабатываются памятки и консультации по темам «Советы педагогов по духовно-нравственному воспитанию детей»,«Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие.
Родители и дети вместе готовятся к праздникам, готовят костюмы, поделки. Наши родители участвовали во всех конкурсах группы, детского сада, а также в городских мероприятиях.
Занимали призовые места в конкурсах и получили призы. Тем самым у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному и историческому наследию. Такая форма работы способствует формированию чувства национального достоинства.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Таким образом, то, в каком направлении будет развиваться личность ребёнка, зависит как от личности педагога, нравственной атмосферы, так и от участия родителей в процессе воспитания, обучения и развития.
Воспитатель : Л. П. Шевелева