Архангельская Елена Валерьевна
Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Публикация «Создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Обновление системы дошкольного образования, процессы гумманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
В нашем ДОУ используются следующие формы взаимодействия с семьё й:
Информационно-аналитические
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Познавательные формы
Для повышения педагогической культуры родителей используются познавательные формы взаимодействия с родителями:
• Круглый стол
• Консультация
• Мастер-класс
• Общее родительское собрание
• Групповое родительское собрание
• Родительский тренинг
• Педагогическая беседа
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми:
Праздники, утренники, мероприятия
Выставки работ родителей и детей
Привлечение родителей к оформлению своей группы, оказание помощи в ремонте группы, участка
Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
Интернет-технологии позволяют широко использовать ее в работе: во время лекций, практических семинаров, при самоподготовке и самоконтроле. Они помогают при изучении какой-либо темы, при обмене опытом. А также применяются для обмена информации личные сайты педагогов.
Таким образом, детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Созданные системы услуг, обеспечивающие поддержку семейного воспитания дошкольников, инновационные формы работы с семьей способствовали повышению разъяснительной и просветительской деятельности в работе с родителями, ориентировали на сближение образовательных позиций и взглядов родительского коллектива и педагогов, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников.
Занимаясь детьми раннего возраста, я на практике убедилась, насколько важно вовлечь родителей в образовательный процесс. Это значительно улучшило адаптационный период.
Наибольшая группа родителей стала активно сотрудничать с педагогами, включаться в различные формы совместной работы. Также важным показателем эффективности данной деятельности является повышение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и групп.