Ирина Бойчук
Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием развития личности детей является организация развивающей предметно – пространственной среды в условиях ДОУ. Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие. Развивающая среда затрагивает все стороны личности ребенка – эмоции, чувства, мыслительную деятельность и т. п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение». Многие педагоги – классики отмечают значение и влияние развивающей среды на развитие ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…»
Е. И. Тихеева
«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым формирующаяся личность соприкасается».
В. А. Сухомлинский
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; приобщение к культурно – историческим православным традициям русского народа. В связи с чем система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь, мотивирует добропорядочное поведение.
Для детей дошкольного возраста важное значение имеет окружающая среда. Организация развивающей предметно – пространственной среды – это:
- создание благоприятных условий развития детей;
- обогащение духовно-нравственного опыта ребенка;
- формирование чувства сопричастности окружающей действительности;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Организация развивающей предметно – пространственной среды предусматривает накопление материала по направлениям:
- социально – коммуникативное,
- экологическое,
- краеведческое,
- гражданско – патриотическое,
- духовно – нравственное
Ориентир для педагогов дошкольного образовательного учреждения в оформлении РППС – это приобщение
- к истокам русской народной культуры,
- к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
Социально – коммуникативное направление предусматривает оборудование материалами и пособиями, ориентирующих воспитанников на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Экологическое направление предусматривает наличие материалов, дидактических пособий по формированию первоначальной системы ценностных ориентаций, умений и навыков. Краеведческое направление ориентирует на знакомство детей
- с природой и особенностями Крайнего Севера,
- с символикой родного города,
- со святыми местами родного края,
- с подвигом защитников Заполярья;
- с жизнью, трудом и творчеством земляков,
- с традициями добрых северян.
Гражданско – патриотическое направление направлено на формирование представлений
- о России, ее природе, городах и реках, морях и океанах, столице,
- о символах государства (герб, флаг, гимн,
- о героических и трудовых подвигах русского народа,
- о декоративно – прикладном, музыкальном и изобразительном творчестве.
Духовно – нравственное направление способствует правильному формированию мировоззрения, гражданской позиции, семейных ценностей, духовно – нравственных ориентиров. Развивающая среда направлена на познание православной культуры и традиций, содействие приобретению детьми духовно – нравственного опыта. «Православный компонент» в современном дошкольном образовательном учреждении способствует решению таких задач, как:
- формирование личности ребенка путем приобщения к традиционным духовным ценностям;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- создание воспитательной среды, способствующей духовному развитию ребенка, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей и исключающими умственные и физические перегрузки;
- развитие нравственных качеств, таких как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, доброжелательность, отзывчивость, скромность, честность, понимание и сопереживание чувствам других людей и пр. ;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нормах христианской этики;
- воспитание уважительного отношения к труду как заповеданной человеку обязанности, привитие чувства благодарности к людям за их труд, умение трудиться в коллективе и для коллектива.
При построении развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении соблюдаются принципы:
- открытости;
- гибкого «зонирования»,
- стабильности – динамичности;
- полифункциональности;
- гендерного подхода.
Организация и обогащение развивающей предметно – пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания образовательного процесса, возраста и уровня развития детей, организации различных видов детской деятельности. Развивающая среда в группах целесообразна, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на самочувствие, физическое и психическое здоровье. Среда имеет открытый характер, она регулярно обновляется и пополняется. Значительно обогатилась электронная база ДОУ, которая включает в себя:
- видео фильмы («Сергий Радонежский», «Как Спаситель в гости ходил», «Немая молитва»);
- видео экскурсии («По улицам родного города», «Храмы городов Апатиты и Кировск»);
- презентации («Светлая Пасха», «Рождество Христово», «Благовещение Пресвятой Богородицы, «Вербное воскресение», «День семьи, любви и верности» и др.);
- флэш – игры («Храмы г. Апатиты», «Святые места Мурманской области», «Русские православные праздники», «Защитники Отечества», «Знаменательные дни России», «По сказкам А. С. Пушкина», «Чему учат сказки?», «Быть добрым – здорово!» и др.).
Технические средства обучения делают процесс познания более интересным, содержательным, ярким, запоминающимся.
В ДОУ накоплен наглядный материал: и красиво оформленный «фабричный», и самостоятельно изготовленный руками педагогов: это авторские наглядные и дидактические пособия:
- картотеки (стихов: «Духовная поэзия», загадок: «Библейские загадки», устного поэтического творчества: «Заклички», «Считалки», «Потешки», игр: «Русские народные игры», праздников «Православные праздники», символов: «Символы России», «Символы христианства» и др. ,
- рукописные книги и дидактические пособия («Храмы России», «Храмы города Апатиты», «Защитники Отечества», «Дмитрий Донской», «Спешим делать добро», «Зеленые Святки»,
- иллюстрации («Образ Богородицы в русском искусстве», «Храмы России», «Святые земли русской», «Монастыри России», «Свято – Троицкая Лавра»);
- репродукции картин («В. Васнецов «Богатыри», «Богоматерь», А. Рублев «Троица»,
- фотографии с изображением храмов города и области, ликов святых,
- альбомы («Золотая Хохлома», «Веселая Дымка», «Гжельские узоры», «Изделия Городца», «Русская вышивка», «Каргопольская игрушка», «Изделия из соломки» и др.);
- плакаты («Русские полководцы», «Защитники земли русской», «Золотое правило нравственности»);
- книги («Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «Мы вместе»);
- макеты (храмовая архитектура,
- предметы (свечи, подсвечники, колокольчики, магниты с изображением храмов наших городов, ангелочков, русских сувениров).
В ДОУ создана детская библиотечка с наличием книг современных изданий, которая регулярно пополняется. Это «Детская библия», русские народные сказки и сказки авторские (А. С. Пушкина, П. Ершова, рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, М. Пришвина, В. Бианки, Д. Мамина – Сибиряка, стихи Б. Заходера, И. Токмаковой, А. Барто, и т. д.
Постепенно обновляется «база» изделий народных умельцев, приобретаются произведения русского декоративно-прикладного искусства: Дымки, Хохломы, Гжели. По мере необходимости вносятся предметы «из бабушкиного сундука»: рушники, скатерти, платки, шали, тряпичные куклы, предметы русского костюма (рубашки, сарафаны, кички, кокошники).
Слова В. А. Сухомлинского актуальны и в современное время: «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе». Постепенно обновляется и пополняется развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах, она отличается одним из главных нюансов – педагогической поддержкой детской деятельности. Уже в группах раннего возраста оформлены игровые центры: «Мой дом», «Моя семья»; в группах среднего и старшего дошкольного возраста - «Мой город», «Родной край», «Россия – Родина моя!», «Русские сувениры», «Золотые руки народные». В каждой группе имеется книжный уголок, в котором сосредоточены книги с учетом возрастных особенностей детей и учетом удовлетворения читательских потребностей каждого ребенка. Регулярно оформляются тематические выставки (к юбилею автора, к празднику). Очень важно, что РППС в возрастных группах предусматривает самостоятельную деятельность детей:
- продуктивную (лепку, рисование, аппликацию, ручной труд,
- театральную игровую деятельность (сценки и спектакли духовной тематики,
- познавательную деятельность (чтение исторической православной литературы, сказок; знакомство с житием святых);
- музыкальную творческую деятельность (танцы, пение, музыкальные сказки,
- духовно – нравственную деятельность (уроки доброты и любви, знакомство с православными традициями и ценностями);
- совместную деятельность детей и родителей, направленную на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (выставки предметов, творческих работ, организацию конкурсов, занятий и пр.).
В группах накапливаются различные материалы, атрибуты, пособия.
В подготовительных группах появились интерактивная доска и современный большой телевизор, в других группах – магнитные доски (магнитный театр). Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Самым действенным методом познавательной деятельности в дошкольном возрасте является игра. В образовательном процессе используются различные виды игр (хороводные, сюжетные, подвижные, дидактические, словесные, которые стимулируют знакомство детей:
- с трудом, бытом, традициями и обычаями русского народа («Дедушка Сысой», «А мы просо сеяли», «Бояре», «Венок», «Горшки», «Кузнецы», «Капуста», «Огородник и воробей»);
- с русским народным поэтическим и музыкальным народным творчеством («Во поле береза стояла», «Травушка – муравушка», «Плетень», «Как на тоненький ледок», «Сахаринка»);
- народными праздниками, традициями их проведения («Чье яйцо дольше прокрутится?», «Облупа», «Храмовая икона», «Что лишнее?», «К какому празднику – картинка?», «Чье ремесло?», «Речевая шкатулка», «Заморочки из бочки», «Что мы знаем о русском сувенире?»);
- знаменательными днями (День семьи, любви и верности; День матери; День Защитника; День славянской письменности и культуры; Пушкинский день в России).
Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию оформляются воспитателями возрастных групп самостоятельно, педагоги проявляют творческую инициативу и оригинальное решение поставленных задач для воспитанников своей возрастной группы. Большим интересом пользуются у детей изготовленные руками педагогов игры – пазлы («Храмы нашего города», «Святые места Мурманской области», игры с картинками («Подбери картинку к празднику», «Что лишнее?», «Что мы знаем о Храме?», игры – ходилки (Путешествие по библейским местам», «Кто мой ближний», «Путешествие волхвов в Вифлеем», «Путь к Божьему Царству», «Чудеса Иисуса»).
Содержание среды в возрастных группах пополняется материалами по краеведению, ознакомлению с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России; предусматривается работа по народному календарю. Макеты храмов позволяют знакомить детей с храмовой архитектурой, святыми местами родного города и края.
В каждой группе оформляются выставки изделий декоративно – прикладного искусства. Изделия народных мастеров помогают детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать своих близких, родных и друзей. Доброй традицией стало в группах оформлять различные тематические выставки оригинальных предметов, которые стимулируют развитие любознательности и познавательных интересов у воспитанников. Темы выставок самые разнообразные: «Храмы России», «Колокольный звон», «Ангелочки», «Русская вышивка», «Русское гостеприимство», «Рождественские сувениры», «Светлая Пасха», «Образ Богородицы в искусстве», «Волшебный мир подсвечников». Для того, чтобы оформить выставку, педагоги соблюдают правила оформительского искусства, законы композиции и стремятся к креативному подходу в оформлении. Используются натуральные предметы (изделия Хохломы, Гжели, самовары, рушники, расписные яйца, колокольчики, подсвечники, макеты храмов, магниты (города, храмы, иллюстрации, календари, книги. В результате, выставки не оставляют быть равнодушными и родителей, так как они принимают участие в их организации; они становятся значимыми, регулярными, интересными.
«Педагогической новинкой» стало оформление наглядной информации для родителей, в которой помимо традиционной информации решаются задачи информационно – ознакомительного и информационно – просветительского «диалога». Создается «опосредованное» общение педагогов с родителями - через буклеты, памятки, фотогазеты, папки-передвижки. Родители узнают о событиях группы, подготовке к значимым мероприятиям, а так же – о самих предстоящих событиях (Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, открытие Храма Иверской иконы Божией Матери в нашем городе и пр.).
Краткая, эстетично оформленная информация в буклетах позволяет родителям за несколько минут узнать много интересного и полезного, «сравнить» свои достижения с мнением квалифицированных специалистов, направлением работы в детском саду, значимыми мероприятиями и возможностью принять в них активное участие.
Патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, духовные ценности невозможно воспитать или сформировать за день, за год. Это кропотливая ежедневная работа педагогов по разным направлениям. Очень важным в достижении значимых результатов является:
- единая цель педагогического коллектива,
- позитивный настрой и творческая активность,
- взаимодействие с Храмом Новомучеников и Исповедников Российских и ИРО.
Развивающая предметная среда, своевременно и целесообразно оформленная, является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, средством формирования патриотических чувств, нравственности и духовности. На мой взгляд, главное богатство любой реализуемой программы и направления в ДОУ – это люди (педагоги, ее реализующие, которые понимают значение данной работы. От их профессионального уровня, творческого подхода и активности и зависит результаты образовательной работы с детьми. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором гармоничного развития, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
Литература:
- «Православный компонент к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» (утвержден 12.11.2012 Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации).
- ФГОС ДО (утвержден 17.10.2013 г. Приказом МОиН РФ№1155).