Жанна Машина
Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в средней группе (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад – особое учреждение, практически второй дом для его сотрудников и малышей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и тёплым, не похожим на другие. Что может быть чудеснее, если в этом доме добрые лучистые детские улыбки, большие удивлённые глаза, нежные маленькие ладошки. Я стараюсь создать все условия для успешного становления личности ребёнка, учитываю закономерности психического развития, коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды по развитию речи в средней группе (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Предметно-развивающая среда в нашей группе эффективно влияет на развитие речи каждого ребёнка. Созданы благоприятные условия для формирования умений и навыков детей не только на занятиях, но и в самостоятельной игровой деятельности. Ведь если правильно построить речевую развивающую среду в группе, то она будет способствовать развитию коммуникативных навыков, связной и диалогической речи, поможет быстрой адаптации ребёнка в социальной действительности. Я окружаю детей не только предметами, но также воздействую собственной речью на становление разных сторон речи дошкольников.
Дети, после перевода из второй младшей группы в нашу группу среднего возраста, активно начали осваивать разговорную речь, стали выражать свои мысли простыми и сложными предложениями. В начале учебного года, многие ребятишки ещё плохо и не понятно произносили слова, но с каждым днём их речь становится всё лучше и многообразнее. Они с интересом общаются между собой, рассказывают, придумывают и обыгрывают ситуации. Я заметила, что произошли изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, произошёл взрыв словесного творчества, активно обогатился словарь,такими словами и выражениями из взрослой речи, которые дети ещё не совсем понимают, но повторяют, потому что часто их слышат дома и на улице. А ведь на пятом году жизни дети очень быстро улавливают и запоминают всё новое и незнакомое. Каждое своё слово, если оно для детей неизвестно, или оборот речи, синонимы, фразеологизмы, антонимы и другие слова я поясняю, предлагаю осмыслить самостоятельно, обобщая затем их ответы и толкования.
Я считаю, что одним из важнейших условий эффективной работы с детьми по развитию речи является :
1. чередование на одном занятии различных приёмов, способствующих лучшему усвоению и запоминанию материала;
2. чередование коллективных хоровых и индивидуальных ответов;
3. использование разных игровых ситуаций;
4. сочетание упражнений, заданий и игровых приёмов;
5. многократное повторение однотипного речевого материала;
6. использование физкультминуток и пальчиковой гимнастики.
Но вместе с тем речь детей среднего дошкольного возраста имеет и свои особенности : не все дети правильно произносят некоторые звуки, у них ещё недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в грамматических правилах речи (род, падеж, число).
Особое место в работе с детьми занимает обучение рассказыванию. Я учу ребят составлять рассказы о предмете, по картине, придумывать, используя раздаточные картинки. Но у четырёхлетних детей умение рассказывать (высказываться) и слушать своих сверстников, и воспитателя только формируется. И я учитываю это обстоятельство в ходе работы.
Я заинтересовываю детей не только доступностью и увлекательностью материала, но и эмоционально положительной атмосферой занятия. Дети в моей группе с каждым днём всё больше проявляют инициативу, нередко излишнюю поспешность при ответах на вопросы и поэтому ошибаются. Чтобы этого не случалось я учу детей внимательно слушать, правильно выполнять задания, не мешать и не отвлекать товарищей.
Исходя из особенностей развития речи детей средней группы, я могу выделить основные направления организации речевой развивающей среды :
1. пополнение уголков дидактическими играми, предметными картинками, атрибутами и масками для сюжетно-ролевых игр и куклами для театрализованной деятельности;
2. чтение и рассказывание воспитателем интересных историй и книг;
3. выслушивание детей и уточнение ответов на задаваемые вопросы;
4. активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками;
5. игры для развития мелкой моторики (мозаика, конструктор, шнуровка, трафареты, пальчиковые игры).
Работая в этой группе с детьми пятого года жизни, я поняла, что правильно организованная речевая развивающая среда создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, что обеспечивает высокий уровень речевой активности детей в естественной обстановке.