татьяна гладских
Проект «Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС до в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС до в средней группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш»
Асбестовского городского округа
Проект
«Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО
в средней группе № 4 «Всезнайки»
Автор:
Гладских Т. В.
Асбест, 2019 год
Визитная карточка проекта
Публикация «Проект „Создание предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС до в средней группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Тема проекта : «Создание предметно - развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
Автор проекта : Гладских Татьяна Васильевна, воспитатель 1 кв. категория
Продолжительность проекта : 24 июня - 8 июля
Тип проекта : практико–ориентированный
Участники проекта : администрация ДОУ, педагоги, родители.
Предмет проекта : совместная деятельность педагогов с родителями по организации ПРС в группе.
Продукт проектной деятельности : ПРС соответствующая условиям ФГОС ДО, основной образовательной программе дошкольного образования Детского сада «Малыш»
Актуальность проекта
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет.
Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.
Идея проекта заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте дошкольного возраста детей - "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Цели и задачи
Пространство группы – это единая система, направленная на индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади: приемную, спальную и умывальную комнаты.
Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-развивающую среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, я учитываю особенности его развития, определяю свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
Таким образом, моей целью стало - создание единой предметно-развивающей среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
• создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;
• освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;
• овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании предметно-развивающей среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;
• эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ.
Основная идея проекта :
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать :
• максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
• наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
• охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
• двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
1. Изучены новые подходы в организации ПРС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
2. Организована ПРС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
3. Родители содействуют созданию комфортной ПРС в ДОУ.
Алгоритм преобразования предметно-развивающей среды группы
(Этапы проекта)
Этапы проекта Цели этапа Мероприятия Предполагаемый результат
Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов Анализ нормативных документов Создан банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Составлен список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Анализ ПРС в группе Выявить особенности планирования ПРС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Основной Создание ПРС в групповой комнате Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.
Заключительный Подвести итоги работы над проектом Отчет воспитателя Презентация
Подготовительный этап
При организации предметно - развивающей среды группы были учтены нормативные требования следующих документов:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.
3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.
5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений».
6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Основной этап:
Краткое описание помещения и участка группы
Средняя группа №4 «Всезнайки» Детского сада «Малыш» находится на втором этаже дошкольного учреждения. Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.
В группе оборудованы отдельная спальная и раздевальная комнаты, умывальная и туалетная комнаты. Также созданы зоны сюжетно-ролевых игр. Большое количество ярких, многофункциональных и развивающих игрушек наполняют игровую среду группы. Игровое пространство предусмотрено для игр и мальчиков, и девочек и включает в себя все уголки: " Больница", "Салон красоты", "Магазин", "Уголок дорожного движения", "Уголок конструирования", "Уголок ряженья".
Территория участка группы благоустроена : есть зеленые насаждения, разбиты газоны с цветами, открытая веранда, песочница, металлические конструкции для лазанья, скамейки, стол.
Целевая направленность и наполнение центров.
Раздевалка.
Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в коллективе группы важным, нужным, любимым. Поэтому в раздевалке создано панно с названием группы «Всезнайки», где в начале учебного года будет помещена групповая фотография, стенд «Юные таланты», где размещаются творческие работы детей, также на каждого ребенка заведена папка с творческими работами, которая постепенно пополняется, информационные стенды для родителей и законных представителей : «Режим дня», «Сетка занятий», «Объявление».
Планируется усовершенствовать стенд «Юные таланты», организовать поздравительный стенд «Наши именинники», «Наши достижения»,
оформление пространства для объемных выставочных работ детей.
Помещение группы.
Наполняя предметное пространство развивающими игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами соблюдаю правила: ознакомить детей со всеми предметами, предметы соответствуют их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности.
Принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников:
. Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
• физические риски,
• психологические риски,
• нравственные риски.
II. Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
III. Принцип соответствия
• возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
• индивидуальным особенностям,
• специальным особенностям ребенка.
Зоны для организации предметно – развивающей среды (ПРС)
При составлении плана группы были определены главные зоны ПРС :
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряженье);
- для познавательной активности (развитие речи, развитие математических представлений и пр.);
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, ознакомление с художественной литературой, выставка детского творчества);
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
- для сенсорного развития, настольно-печатных и дидактических игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы и пр.);
- для отдыха (уединение, общение и пр.).
В качестве центров развития выступят:
уголок сюжетно-ролевых игр (для девочек и для мальчиков);
театрально-музыкальный уголок;
книжный уголок;
игротека (зона для сенсорного развития, дидактических, настольно-печатных игр);
уголок творчества (выставки детского рисунка и творчества);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок экспериментирования и науки;
центр релаксации с крупными мягкими конструкциями (мягкие модули и блоки, домики и пр.);
центр дежурства и бытового труда.
Психологическая безопасность игровой продукции предполагает оценку следующих критериев:
1. Педагогический (дидактический) – чему научит игрушка. Какие разовьет умения, творческие, способности?
2. Психоэмоциональный – что несет в себе, игрушка, каково ее назначение? Какие чувства пробудит?
3. Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного, гармоничного?
4. Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, сотрудничества, договориться в спорной ситуации, сопереживать и пр. ?
Планирование пространства
Рамочная конструкция целостной РППС по Н. А. Коротковой
Рабочая зона(30%)
Спокойная зона(20%)
Активная зона(50%)
Социально-коммуникативное развитие
Уголок ролевых игр
Патриотический уголок
Познавательное развитие
Уголок познавательно-исследовательской деятельности
Математический уголок
Сенсорный уголок
Уголок конструирования
Речевое развитие
Уголок речевого развития
Книжный уголок.
Художественно-эстетическое развитие
Уголок изобразительной деятельности
Музыкальный уголок
Уголок театрализованной деятельности
Уголок природы
Физическое развитие
Спортивный уголок
Уголок уединения
Уголок ЗОЖ
Планирование пространства по секторам
Зона ОО Уголки и центры Основное наполнение Планируемое наполнение
Рабочая зона (30%) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
патриотический уголок
Книга «Асбест», символы г. Асбеста, фотографии главы города, герба, флага, текст гимна.
центр познавательно-исследовательс
кой деятельности
различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т. д. создать картотеку проведения экспериментов в старшем возрасте
Математичес
кий уголок
геометрические фигуры, карточки с цифрами, набор цифр, счетные палочки, дидактические игры приобрести цифры, знаки, геометрические фигуры на магнитах
Сенсорный уголок
Блоки Дьенеша, танграмм, наполнить настольно – печатными играми на развитие сенсорики
Уголок речевого развития
можно самим составить по сюжетным картинкам рассказы. наполнить альбомами для рассматривания на разную тематику
Уголок изобразитель
ной деятельности
наличие разнообразных материалов и средств изобразительной деятельности приобрести материал для нетрадиционной техники
Спокойная зона зона сектор (20%) Речевое развитие
Познавательное развитие Книжный уголок
книги на любой вкус: сказки, стихи, рассказы и повести. дополнить красочными произведениями
Уголок уединения
оформить «Уголок уединения», создать фотоальбомы «Моя семья», «мои друзья», «Мои развлечения»
Уголок природы различные виды растений, экологические игры, различные макеты с природным и животным миром
Активная зона(50%) Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие, физическое развитие,
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
уголок ролевых игр
детская мебель и атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин», «Автомобилисты», «Салон красоты».
пополнить оснащенность необходимым материалом
уголок констриурова
ния
конструкторы различных форм и видов
Музыкальный уголок
оборудован разнообразными музыкальными инструментами: погремушками, бубном, металлофоном,, дудочками, магнитофоном. Имеются диски с записями музыкальных произведений разных видов и жанров. альбомы «Музыкальные профессии», «Оркестр», «Известные композиторы»,
Центр дежурства есть стенд, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства. обновить фартуки и колпачки
Уголок театрилизован
ной деятельности
Ребенок может найти здесь образы героев для настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию,
выразительность. Наполнить атрибутами для настольного театра
Спортивный уголок
Флажки, кегли, обручи, кубики, набивные мешочки, мешочки с песком, ленточки. Приобрести мячи (футбольный, волейбольный), бадминтон
Заключительный этап
Организация предметно - развивающей среды в группе с учетом требований ФГОС ДО будет построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.