варламова валентина николаевна
Проект по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада с целью формирования эмоционального благополучия детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проект. Создание позитивного микроклимата в группе детского сада с целью формирования эмоционального благополучия детей.
Воспитатель.
Варламова Валентина
Николаевна
МБДОУ № 21 «Росинка».
Введение
Актуальность. Ребёнку в детском саду необходим эмоциональный комфорт и позитивный, благоприятный психологический климат для нормального развития и психологического здоровья.
Публикация «Проект по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада с целью формирования эмоционального благополучия детей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
Каждый из детей при благоприятном климате защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Дети в группе с позитивным, благоприятным климатом выражают уверенность в себе, поскольку каждый чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.
В ФГОС ДО прослеживается мысль о том, что воспитатель должен сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
Изучая данный вопрос я заметила: не каждый ребёнок в детском саду испытывает эмоциональный комфорт, эмоциональное благополучие, так как в группе детского сада не всегда создан позитивный микроклимат.
Задачи исследования.
1. Создать в группе ДОУ позитивный микроклимат с целью формирования эмоционального благополучия детей.
2 Формирование гуманных,межличностных отношений между детьми.
3. Организация предметно-пространственной среды для совместной деятельности детей и взрослых.
4. Воспитание у детей таких качеств, как доброжелательность, способность радоваться за других, чувство юмора, контроль своего поведения, отсутствие обидчивости, уверенность в себе.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между детьми - установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы : «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
Детей с хорошим настроением просить поделиться с остальными детьми улыбкой, веселой историей, вспомнить веселый мультфильм.
Большое значение имеет просмотр мультфильмов и чтение художественной литературы по данной теме.
Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка : заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки.
Обязательно следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка: характер, темперамент, привычки предпочтение, вкусов.
И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями:
индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
• Совместно с детьми разработали правила группы
• «Что можно делать, что нельзя».
• Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
• Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его.
• Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.
• Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
• Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
• Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
• Не завидуй – радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
• Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
• Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
• Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
• Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся выиграть честно.
• Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Для создания благоприятного психологического климата в группе, необходимо соблюдать принципы педагогического взаимодействия воспитателя и детей : педагогический оптимизм, уважение к воспитаннику, понимание душевного состояния воспитанника, расскрытие мотивов и внешних обстоятельств поступков детей, учёт возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей, учёт педагогической ситуации
Вначале я провела первичное обследование детей с целью выявления уровня сформированности эмоционального благополучия. Использовала следующие методики «Найди себя» Е. В. Гурова «Тест Люшера». «Неоконченное предложение» Н. Д. Денисова.
Первичное обследование показало: у определенных детей есть проблемы, что эти дети испытывают эмоциональный дискомфорт в группе.
С целью формирования эмоционального благополучия старших дошкольников я подобрала серию приёмов и апробировала на практике.
Игровые упражнения.
• «Утро радостных встреч» «Уголок настроения» ,«Ковер мира», «Цветок успехов», «Шкатулка добрых дел», "Зеркало моего настроения" «Стаканчик для крика,«Коврик злости•» «Коллективный рассказ» «Я люблю своих соседей»,«Дерево ожиданий».
Игры. «Игры с клубочками»"Мешочки настроения "Подушка примирения""Коробочка примирения" "Коробочки добрых дел"
После апробирования данных приёмов я провела повторное обследование детей с целью обнаружения положительной динамики в уровне сформированности эмоционального благополучия детей.
Итоговое обследование показало:
Дети стали более жизнерадостными, чувствуют себя в группе комфортнее, увереннее.
Понимают, что их ждут, идут в детский сад с хорошим настроением, стали целеустремленнее.
Замкнутые дети стали более адаптированными к детскому саду, ведут себя более спокойно, охотно идут на контакт.
Также дети стали проявлять больше активности, более уверенными в своих силах и возможностях.
Дети научились быть чуткими, стали доброжелательными по отношению к товарищам.
Научились уважать сверстников и взрослых.
Появилось желание совершать добрые поступки.
Таким образом, использование этих приемов помогло мне достичь положительного эффекта и повысить уровень психологического здоровья детей.
Мой проект доказал, что необходимо создавать условия для формирования позитивного психологического микроклимата в группе детского сада, для эмоционального благополучия детей.
Советы воспитателям.
для создания бесконфликтной обстановки в группе :
•создавайте в группе единую систему традиций и ценностей, этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дня рождения воспитанников.
•особое внимание следует обратить на «изолированных» детей : привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
. планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивированна на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.
•распределять между воспитанниками поручения.
Общаясь с ребенком, педагог должен помнить:
•ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным;
•в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;
•навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны;
•запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников;
•тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун;
• благоприятная социальная ситуация развития — это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.