Марина Долгова
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период.
▼ Скачать + Заказать документы
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка является обеспечение состояния эмоционального благополучия. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Важным событием последнего года стало принятие ФГОС ДО. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Задачи ФГОС ДО, направлены на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Публикация «Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения, в умении создать атмосферу тепла, любви и уюта в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача педагога – заслужить доверие ребенка. Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует, прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях. Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения. Приемы, которые может использовать педагог, позволяющие затормаживать отрицательные эмоции малышей.
1. Игры с песком и водой (дать детям небъющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);
2. Монотонные движения руками (нанизывания колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);
3. Сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку – пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);
4. Рисование фломастерами, маркерами, красками;
5. Слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);
Игры адаптационного периода.
Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Алгоритм игр включает хороводные и подвижные игры, потешки, прибаутки, музыкально – ритмические упражнения с речевым сопровождением, игровые упражнения.
Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак).
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка – пищалка. Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
- Нежно гладим мы зверят (ладошкой гладит игрушку 8 раз)
И зверята не пищат. Попищим поскорей, (сжимает игрушку 8 раз)
Чтобы было веселей.
Игра «Веселые платочки» (текст И. Грантовской)
Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези – отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание детей на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков. Когда ребенок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят «стойкой», держа в руке по платочку. Воспитатель поет и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.
- Вот платочки хороши! (стоя на месте и протянув вперед руку, размахивает платочком) Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький, покружись (кружится держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись.
Я платочком помашу (взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький покружись, (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков, ай – ай- ай. (прячет платок за спину, поворачивая голову вправо- влево) Где платочки, угадай?
Ты, платочек аленький, покружись.
Всем ребятам маленьким покажись.
Вот платочки хороши! (идет к коробке, в которую кладет платочек)
Поплясали малыши.
И платочки сложим свои,
Все умеют малыши.
Игра «Привет, дружок – пока, дружок»
Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метров. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».
Привет, привет, дружок. Выходи-ка на лужок.
То прыжком, то бочком.
Топать, топать каблучком. 2 р Воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками. Пока, пока, дружок, Приди снова на лужок. Воспитатель машет рукой. Ребенок возвращается на свое место. То прыжком, то бочком,
Топать, топать каблучком. Игра повторяется с другим ребенком.
Игра «Веселый бубен».
Воспитатель привлекает внимание детей ярким бубном. Дает бубен малышу и говорит:
Поиграй нам, Маша, в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем. (Маша играет, дети хлопают в ладоши)
Поиграй нам, поиграй, Саше бубен передай. (Маша передает Саше бубен.)
Поиграй нам, Саша, в бубен,
Мы ногами топать будем. (Саша играет, дети топают одной ногой, потом другой.) Поиграй нам, поиграй, Даше бубен передай. (Саша передает бубен Даше. Игра продолжается.)
Игра «Разноцветные колечки» (текс В. Петровой).
Для игры нужно приготовить 20 цветных колечек. Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные колечки. Проходя мимо стоящих врассыпную детей, говорит:
Я по комнате хожу, Всем колечки покажу.
Вот колечки хороши, Посмотрите, малыши! Воспитатель, показывая кольцо, нечаянно роняет его.
Ой! Помогите, ребятки, собрать колечки.
Воспитатель разбрасывает колечки так, чтобы они раскатились по всей группе. Дети собирают кольца, нанизывают их на палочку.
Игра «Шли – шли – шли, что- то нашли».
Воспитатель заранее подбирает и распределяет по группе или игровой площадке игрушки для игры. Затем приглашает малышей погулять с ней по группе и поискать что – нибудь интересное. Взрослый идет впереди и приговаривает:
Мы шли, шли, шли. Что это такое мы нашли? (воспитатель показывает игрушку, дети называют, что это, игрушка рассматривается, обыгрывается по желанию педагога). Потом воспитатель говорит: «Пойдем гулять дальше. Топ- топ – топ, топают ножки по дорожке. Мы шли, шли, что такое мы нашли?»
Чтобы закончить игру, нужно найти такие предметы, которые помогут переключить детей на другой вид деятельности, например, рисование.
Игры с тестом. Игры с тестом связаны с сильной тактильной стимуляцией, что вызывает у ребенка большое удовольствие и оказывает успокаивающий эффект. Целесообразно дать ребенку возможность участвовать в приготовлении теста.
Игра «Пластилиновые узоры». Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, - получится пластилиновая линия.
«Разрывание бумаги». Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.
«Пальчиковые игры». Помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог - ребенок» (по типу игры «Сорока – ворона кашу варила».
Существуют речевые настройки, которые настраивают на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми, они показывают детям, что им рады. Примеры психологических речевых настроек : - Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга. - Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Для создания условий эмоционально благоприятной атмосферы пребывания ребё нка в детском саду необходимо:
- принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет! - обращаться к каждому малышу по имени и своевременно хвалить;
- в деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- участвовать в совместной деятельности с детьми как равноправный партнер, быть затейником и участником детских игр и забав.
- в затруднительных для ребё нка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. - привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой и помощью.
- помните: ребёнок нам ничего не должен! Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.
- запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, улыбчивого, позитивно настроенного и всегда готового прийти на помощь человека.
Предметная среда и общая обстановка в группе также имеют важное значение для воспитания дружеских взаимоотношений и радостного настроения детей. Среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка и вызывающей у него положительные эмоции. Необходимо продумать каждую деталь в группе с целью предотвращения возможных столкновений между детьми и во избежание конфликтных ситуаций. В группе создать специальные уголки и зоны для игр.
Также формированию благоприятной обстановки в группе способствует создание единой системы традиций и ценностей, чему способствуют ритуалы начала и завершения дня, празднование дня рождения воспитанников и т. д. Особое внимание нужно уделять приходу в группу новичка : заранее настраивать детей на знакомство с новеньким ребенком, встречать его вместе с детьми, побуждать детей показывать новичку группу и игрушки. Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Все привычки и особенности ребенка выясняем в ознакомительной беседе с родителями, узнаём каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности. Рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится. Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. По этому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.