Елена Чуднова
Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач является– создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает: владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря детей.
Публикация «Создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, а устное народное творчество представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности с детьми раннего возраста. Проблема развития речи детей на сегодняшний день имеет особую значимость и для ее решения была поставлена цель работы: создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста и их успешной адаптации средствами малых фольклорных форм.
Для достижения поставленной цели были определены задачи, которые представлены на слайде. Для их решения была спланирована работа по трем направлениям: дети, родители и педагоги.
На данном слайде представлена система работы по развитию речи детей раннего возраста и их успешной адаптации средствами малых фольклорных форм. Работа с детьми раннего возраста требовала особого подхода и организовывалась через:
• Непосредственно образовательную деятельность;
• Совместную деятельность педагога и детей;
• Организацию режимных моментов.
Но, прежде всего реализация системы работы по развитию речи детей предусматривает создание развивающей предметно-пространственной среды, которой было уделено особое внимание:
Развивающая предметно-пространственная среда.
Оформлен уголок ряженья;
Пополнен книжный уголок новыми книгами и игрушками (персонажи потешек);
Музыкальный центр дополнен шумовыми музыкальными инструментами и игрушками-забавами;
Оформлены разные виды театра.
Непосредственно образовательная деятельность
Непосредственно образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы старались организовать не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.
Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений использовала все средства выразительности : мимику, жесты, силу голоса, тембр. А так же наглядные средства (игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создавала развернутую картину действий и результата.
Игры-инсценировки.
В ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия, малыши должны видеть последовательную цепь событий, поэтому часто применяла прием инсценирования произведения с помощью ширмы, игрушек, а так же прием действенного соучастия. Это подталкивало детей к проговариванию новых слов и фраз, способствовало развитию активной речи.
Продуктивные виды деятельности.
Работу по развитию речи с использованием малых фольклорных форм осуществляла и в продуктивных видах деятельности. (лепка, рисование, конструирование).
Режимные моменты.
При организации НОД, конкретизируются и уточняются знания детей, но чтобы задачи обучения решались более успешно, необходимо было весь день пребывания ребенка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Поэтому составила картотеку потешек к режимным моментам и использовала их при умывании, одевании, приеме пищи, но особенно они помогали во время адаптации детей.
В повседневной жизни использовала фольклорные подвижные, хороводные игры, игры с пальчиками и логоритмические упражнения.
В работе по формированию речевой активности использовала разные виды театра: кукольный, театр на варежках, пальчиковый, театр резиновой игрушки.
Большое значение придавала и организации сюжетно-отобразительной игры. Играющий ребенок непрерывно говорит, даже если играет один. Но есть игрушки, значение которых, как стимулов для активизации речи детей исключительно. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных и людей. Вот такие игрушки старалась регулярно использовать в работе с малышами.
Праздники и развлечения.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а так же развитию активной речи и обогащению словаря способствовало проведение праздников и развлечений. Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться.
Систематическая работа способствовала пониманию речи детьми, свободному использованию простых предложений в разговорной речи, активизации детей в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативности в речевых контактах. Дети стали более активными, эмоциональными, имеют словарный запас соответственно возрасту.
Методические продукты.
Результаты деятельности по взаимодействию с детьми представлены на слайде.
Взаимодействие с семьей.
Особое внимание уделяла взаимодействию с родителями, так как роль семьи в речевом развитии малышей очень велика.
Анкетирование родителей по данной теме показало следующее:
большинство родителей воспитанников отдают приоритет интеллектуальному развитию, и, не считают нужным знакомить детей с произведениями русского народного творчества, многие из них не знают содержания произведений данного цикла, 13% родителей не знакомили и не читают в настоящее время ребенку произведения устного народного творчества.
Формы работы с родителями.
Использовала разнообразные формы работы с семьей : анкетирование, индивидуальные беседы и консультации, групповые родительские собрания в форме круглого стола, разнообразные мультимедийные презентации, в создании которых родители принимали непосредственное участие. А так же, совместное оформление выставок детских рисунков, которые дети рисовали вместе с родителями. Совместное оформление фотовыставок. Выставки семейного творчества. Дни открытых дверей. Родители принимали активное участие при проведении в группе различных проектов: приходили в гости к ребятам, показывали и рассказывали сказки (проект «В гостях у сказки», помогали шить юбки и косынки (проект «Мы - матрешки», вместе с детьми придумывали и мастерили русские народные инструменты и помогали играть на них и др.
Школа молодого родителя.
Для родителей вновь поступающих детей была организована «Школа молодого родителя», где родители вместе со своими малышами играли, разучивали потешки, пальчиковые игры, пели колыбельные песни и просто знакомились, общались.
Такие формы работы способствовали налаживанию доброжелательного отношения с родителями, знакомству с семьями воспитанников, их сферой деятельности, увлечениями, интересами, знакомству родителей между собой. Родители активно поддерживали меня в начинаниях, принимали активное участие в проведении мероприятий группы и дошкольного образовательного учреждения.
Обобщая результаты деятельности можно сделать вывод об эффективности системы работы, ориентированной на речевое и социально-коммуникативное развитие детей средствами фольклора, а также повышения заинтересованности и активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.