Нина Карпенко
Создание модели тьюторского сопровождения педагогов для развития профессиональной компетентности и тесного сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Модель «Инновационного лифта» заключается в том, что инновационный проект развивается в своем масштабе «снизу вверх» - от идеи до широкого использования. Поднимаясь на каждый новый уровень, коллектив нашего детского учреждения совершает рывок вперед, стараясь обрести и систематизировать качественно новые знания, понимание процессов, необходимых сегодня детскому саду и конкретно каждому дошкольнику. Успех воспитания – это путь, а не место назначения. «Инновационный лифт» - это стимулятор жизненного цикла проекта от идеи до ее исполнения.
Публикация «Создание модели тьюторского сопровождения педагогов для развития профессиональной компетентности и тесного сотрудничества» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа тьютера. Тьюторство
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Семинар - практикум
Цель: осмысление необходимости и возможности разработки и внедрения модели тьюторского сопровождения педагогов в условиях реорганизации дошкольных учреждений.
Задачи:
– систематизировать теоретические знания о социально-педагогических понятиях в образовании "тьютороское сопровождение", «проектирование», «инновационный лифт»;
– проанализировать и определить влияние применения современных подходов к управлению ДОО на качество образования детей;
– распространить имеющийся опыт работы по построению модели тьюторского сопровождения педагогов в условиях реорганизации дошкольных учреждений в практике управления и развития ДОО;
Форма проведения: семинар – практикум.
Целевая аудитория: старшие воспитатели, заведующие ДОО.
Ответственные: заведующий МБДОУ «ДСКВ № 46» Юнусова А. С., старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 46» Карпенко Н. А
План проведения
1. Приветствие. Упражнение «Телеграмма».
2. Теоретическая часть.
2.1. Погружение в тему:
- актуальность разработки проекта;
- модель тьюторского сопровождения – «инновационный лифт».
2.2. Коммуникативная игра «Продолжи предложение».
2.3. Этапы Инновационного лифта.
Этап «Посев». Формирование творческой группы
Этап «Старт».
Этап «Ранний рост». Апробация модели
Этап «Расширение». Обмен опытом.
Этап «Успех». Результат
2.4. Итоги внедрения модели.
3. Практическая часть (фрагмент мастер- класса «Изготовление народной куклы «Куводок»).
4. Итог семинара. Рефлексия.
Ход мероприятия.
1. Упражнение «Телеграмма». Инструкция
«Уважаемые коллеги, представьте, что вам необходимо срочно написать телеграмму своим близким. Помните, что телеграмма пишется очень кратко и содержит только основные мысли. Опишите о том, где вы сейчас находитесь и зачем, ваше настроение».
2. Теоретическая часть.
2.1. Погружение в тему.
В условиях инновационных процессов, происходящих в связи со стандартизацией образования, педагоги как никогда нуждаются в научно-методической и психологической поддержке. Требования, предъявляемые к дошкольному образованию, предполагают смену позиции педагога с позиции «методиста» и «диагноста», организующего обучение и воспитание детей, на позицию тьютора, сопровождающего и со-действующего развитию ребенка. Как педагогу «присвоить» такую позицию? Вполне закономерным будет предположить, что для оказания помощи педагогу в организации сопровождения развития ребенка необходимо выстраивать профессиональное взаимодействие с самим педагогом на тех же подходах – подходах тьюторского сопровождения.
Длительное пребывание в ситуации психологического перенапряжения приводит к состоянию профессиональной усталости, к нежеланию и неумению включаться в инновационную деятельность, а тем более выступать её субъектом. В связи с этим педагогу необходим помощник, способный поддержать и направить его. Таким помощником может выступать тьютор или лицо несущее тьюторские функции, например, старший воспитатель или педагог-психолог.
В 2016 году наше ДОУ было реорганизовано путем присоединения ДОУ 39. Возникла необходимость не просто пересмотреть подход к построению методической работы в учреждении, но и сплотить новый коллектив, выработать единую тактику - создание доверительной атмосферы, формирование мотивации, создание условий для реализации творческого потенциала педагогов.
Изучив свои ресурсы (кадровые, интеллектуальные, мы разработали проект «Содружество», направленный на создание модели тьюторского сопровождения педагогов для развития профессиональной компетентности и теснго сотрудничества.
Трудовые ресурсы
1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов - на основе которого и будет выстроена работа.
2. Специалисты, занимающихся повышением квалификации кадров.
Информационные ресурсы
1. Интернет
2. официальный сайт ДОУ
3. сетевое взаимодействие с МАУ «Центр развития образования», Департамент образования г. Братска.
Модель тьюторского сопровождения мы представили как «Инновационный лифт».
В чем заключается понятие «инновационного лифта»?
Термин «инновационный лифт» пришел из экономики. «Инновационный лифт» – это совокупность элементов и институтов-механизмов инновационной системы, связанных с финансированием, информированием и консультированием, инфраструктурным сопровождением в рамках инновационного процесса. Движение по этажам инновационного лифта означает переход малых инновационных предприятий от стадии «посев» к стадии «старт», далее от стадии «старт» к стадии «ранний рост», затем к стадии «расширение». Для прохождения малых инновационных компаний по этажам «инновационного лифта» и вовлечения средне- и низкотехнологичных компаний в инновационный процесс так же необходимо информационное и консалтинговое сопровождение.
Любой талантливый педагог, имеющий способность и желание создавать инновации, всегда имеет возможность реализовать свой потенциал благодаря функционированию инновационной системы детского сада, действующей на разных уровнях.
Новизной проекта является распространение педагогического опыта в разработке и реализации альтернативных моделей дошкольного образования, применение инновационных технологий в образовательной деятельности в условиях реорганизации дошкольных учреждений. Какова продолжительность проекта? Проект был разработан на учебный год.
Рассмотрим модель инновационного лифта - это сопровождение педагогов от идеи до результата /успеха/
1. Этап «Посев». Формирование творческой группы
Кто выбирает проект «инновационный лифт – содружество?»
- Те, у кого есть желания развивать свои профессиональные компетенции, необходимые для развития творческого потенциала;
- Те, кто хочет каждую неделю, месяц встречаться на заседаниях, семинарах, мастер – классах и т. д. ;
- Те, кто хочет учувствовать во всех мероприятиях проекта.
2. Этап «Старт». Развитие профессиональных компетенций педагогов через следующие средства и формы:
- ознакомительные семинары по проектированию образовательной деятельности с педагогами;
-тьюторские встречи;
- индивидуальные консультации;
-самостоятельная деятельность педагогов в рамках работы по созданию педагогических мероприятий;
-тьюториал (семинар по обмену опытом образовательной деятельности);
-информационные и человеческие ресурсы (обмен информацией, интернет, книги, обучающие фильмы);
-презентации проектов с целью повышения мотивации к проектной деятельности;
-диагностические материалы на изучение интересов, уровня овладения проектной деятельностью, готовности к саморазвитию и личностных особенностей, на изучение информационно - коммуникационных компетенций.
3. Этап «Ранний рост». Апробация модели
-Участие педагогов в научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, мастер-классах, профессиональных конкурсах, районных методических объединениях, районных, областных, региональных, всероссийских мероприятиях по диссеминации педагогического опыта на темы педагогического проектирования и сопровождения интересов воспитанников в образовательном процессе;
- Выпуск публикаций, статей, методических, дидактических материалов, обобщенного опыта педагогов по реализованным проектам в профессиональных изданиях, в том числе в специализированных профессиональных электронных изданиях в сети Интернет;
-Разработка методических рекомендаций по результатам реализации инновационного проекта, оформление и издание методического пособия, материалов.
4. Этап «Расширение». Обмен опытом.
В ходе реализации проекта были организованы заседания участников творческой группы /3 заседания/, гостевые встречи, педагогические мастерские и т. д. разработан рефлексивный дневник участника проекта.
5. Этап «Успех». Результат
- Создание педагогами ДОУ объектов интеллектуальной собственности по теме инновационного проекта;
- Повысился уровень профессиональных знаний и умений педагогов по применению инновационных методов и технологий в образовательном процессе;
- Возросла активность педагогов в мероприятиях профессиональной направленности;
- Умение обобщать и распространять свой наработанный опыт ;
- Увеличение доли педагогов с первой и высшей категориями;
- Грамотное осуществление педагогами рефлексии своего образовательного движения;
- Активная профессиональная позиция педагогов в условиях инновационной деятельности;
- Удовлетворенность профессиональной деятельностью;
- Перенесение моделей и техник тьюторского сопровождения в образовательный процесс.
Выводы:
Мы считаем, что основанием предполагать наличие устойчивого результата реализации модели тьюторского сопровождения педагогов является сам тьюторский подход, который направлен на внутренние ресурсы человека, на его самоопределение. Применение тьюторских техник, методов и приёмов, отсутствие директивности, работа с внутренней мотивацией человека, позволяют сформировать его субъектную позицию. Организация ознакомительных семинаров и практикумов с параллельным выходом в реальную реализацию проекта будет способствовать динамичному формированию профессиональных компетенций. Глубоко мотивированный человек, ощутивший профессиональную самореализацию, успех своей деятельности, её значимость для окружения будет испытывать удовлетворение от своей профессии, а значит и в перспективе осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с приобретенными профессиональными компетенциями.
Постоянное введение новшеств хоть и обеспечивает развитие образовательного учреждения, но выводит его сотрудников из здорового равновесия.
Невозможно постоянно бежать, необходимо дать возможность пройти, даже постоять, отдышаться.
Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна.
Перспектива на завтра.
Создание и реализация проекта «Карусель идей»
- Сопровождение профессионального развития, организация ситуаций самоопределения, самоосуществления, самореализации педагогов в профессии, оказание помощи в разработке индивидуальных траекторий творческого развития, обеспечение профессиональных проб, создание мест для профессионального позиционирования;
- Построение образовательного пространства педагогов дошкольной организации как пространство проявления познавательных инициатив и интересов;
- Расширение существующего образовательного пространства каждого педагога до преобразования этого пространства в открытое;
- Совместное распределение и оценивание имеющихся у педагогов ресурсов всех видов для реализации поставленных целей.
3. Практическая часть /мастер – класс/(фрагмент мастер- класса «Изготовление народной куклы «Куводок»).
4. Итоги семинара. Рефлексия.
«Корзина Рефлексии»
Проведём заключительную часть нашего семинара. Перед нами «Корзина Рефлексии». Наполним её плодами. Выразите своё отношение к работе нашей мастерской. - Яблоки - символизируют работу нашей мастерской. Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашей мастерской хотелось бы словами Бернарда Шоу: «Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…».
Список литературы
1. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] //К. Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С. 4-13.
2. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
3. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.