Юлия Федорченко
Создание мини-музеев в ДОУ с целью патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному Гимну, Флагу, Гербу Родины.
Мини-музеи в ДОУ являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно-образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Создание мини-музеев в дошкольном учреждении – одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Публикация «Создание мини-музеев в ДОУ с целью патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми: регионализации; непрерывности; доступности; научности; целостности; системности; преемственности; культурообразности; стимулирования детской деятельности.
Формы и методы работы:
– беседы с рассматриванием фотографий;
– педагогический проект «Мы и Россия – одна семья»;
– экскурсии на известные объекты;
– игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
– иллюстрирование, зарисовки к календарным праздникам;
– конкурсы на лучшую газету, плакат к празднику, подарок ветерану;
Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер. Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на :
– дидактические;
– настольно-печатные ;
– музыкальные;
– спортивные;
– сюжетно-ролевые.
Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.
Создание мини-музеев, позволяющих осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики, могут быть следующие.
1. Музей народного быта «Русская изба». Переступив порог музея, дети оказываются в другом времени. Музей дает представление о жизни славян, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнают о народных промыслах Руси, знакомятся с художественным и речевым творчеством народа (малые фольклорные формы, былины, и т. д., начинают понимать и любить его; получают знания о культуре русских праздников (ярмарке, Масленице, Святках, песенном и танцевальном творчестве, народных музыкальных инструментах.
2. Экологическая зона. Цель экологической зоны- формирование у детей осознанного и бережного отношения к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними. Занятия, проводимые в этой зоне, дают детям знания о природе, вызывают интерес к ее явлениям, воспитывают понимание всего живого и желание сохранить его.
3. Комната боевой славы. В ней представлены экипировки, головные уборы разных родов войск, вещи, принадлежавшие участникам ВОВ, письма солдат с фронта.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике можно выделить два крупных направления:
1) сотрудничество детского сада с музеями (краеведческими, художественными и т. п.);
2) создание и использование мини-музеев в дошкольном учреждении.
Главной его функцией становиться образование и воспитание. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.
Таким образом, музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Содержание мини-музея в детском саду, как правило, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой, фольклором и пр.