Долгова Елена Владимировна
Проект по созданию мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная работа
Тема: «Создание мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста, в условиях дополнительного образования»
Разработала: Долгова Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования
МКДОУ детский сад № 5 г. Бирюсинска
2023 г.
Паспорт проектной работы
Автор проекта: Долгова Елена Владимировна;
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5-7 лет;
Направленность развития детей: художественная;
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста;
Публикация «Проект по созданию мини-музея с детьми старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Характер проекта по комплексности: монопроект;
Тип проекта по характеру результата: практико-ориентированные (прикладные);
Тип проекта по форме проведения: мастерская;
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный;
Проблема проекта: мини-музей, это– познавательный центр, результат коллективной работы детей, а также – это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей. Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников;
Цель - результат: приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея. Создание благоприятных условий для самореализации детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап: предпроектный. Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности - наиболее актуальные проблемы. Патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Ведь не зря старая поговорка гласит: «Всё новое это хорошо забытое старое». Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, в истинность которой перестали верить, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях.
А как привить патриотизм? Решение нашлось. Мы откроем на территории изостудии мини-музей. А какой профиль мини-музея выбрать. Мы провели анкетирование среди родителей, чьи дети посещают кружки дополнительного образования. Данная анкета позволила узнать заинтересованность родителей в музеях и приобщение их детей к музейной деятельности [см. Приложение 1]. При выборе профиля мини-музея определилось направление – ознакомление детей с русскими народными промыслами.
Цель проекта вытекает из выше сказанного, донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. А где взять экспонаты? Их мы смастерим своими руками. В наш мини-музей будут входить поделки, сделанные и расписанные руками детей на занятиях дополнительного образования художественной направленности.
2 этап: этап создания проекта. Перед тем как приступить к созданию мини-музея с детьми, я изучила достаточное количество литературы. Книга Анны Михайловны Вербенец. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с. Стала для меня настоящей помощницей в создании проекта.
Так же я подготовила некоторые вспомогательные материалы. Такие как: презентации о видах росписи, разработала конспекты занятий для детей [см. Приложение 2], изготовила методическое пособие «Матрёшки» [см. Приложение 3], которое помогало мне и детям. Данное пособие несёт достаточное количество информации о русских народных росписях. Методическое пособие представляет собой набор дидактических материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет изучить и закрепить знания о видах Русской росписи и узнать легенды происхождения той или иной росписи. Так же методическое пособие позволяет детям анализировать, обобщать, сравнивать и сопоставлять похожие элементы в разных видах росписи.
Ценность пособия «Матрёшки», состоит в возможности применения его в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии, а также в создании условий для знакомства, изучения и закрепления детьми видов Русской народной росписи, поэтапное рисование основных элементов, цвета используемые в изучаемой росписи, образцы игрушек и посуды, расписанные данной росписью. Так же дети знакомятся со сказками и легендами появления на Руси таких видов Русской росписи как: Гжель, Хохлома, Городец, Дымка.
3 этап: этап реализации проекта. Тематическая экспозиция мини-музея Народные промыслы состоит из 5 разделов, это: дымковская игрушка; русская матрешка; золотая хохлома; гжельская роспись; городецкие узоры.
Экспонаты для музея созданы и расписаны детьми на занятиях дополнительного образования в разных техниках. Пластилинография, аппликация, роспись. Сами изделия изготовлены из бумаги, изделия из папье-маше, пластилина, изделия на плотном картоне.
Занятия сопровождались музыкальными произведениями. Русские народные песни для детей, что создавало особую атмосферу.
4 этап: заключительный. Публичное предъявление проекта «мини-музей». Приглашение коллег в изостудию где дети выступали в роли экскурсоводов. Рассказывали гостям о экспонатах и о том, какие росписи использовались на данном экспонате.
В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.
Актуальность проблемы
Актуальность. Создание мини-музея способствует развитию интереса к истории и культуре Русского народа. Дети должны знать и уважать своё прошлое.
Наш мини-музей представляет ценность содержанием и проводимой воспитательной работой с детьми. В создании мини-музея есть свои преимущества, воспитанники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея, так-как они участвуют в изготовлении экспонатов.
Создание мини-музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.
Так как в дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.
Практическая значимость результата проекта. В обычном музее ребенок-лишь пассивный созерцатель, а в мини-музее он - автор, творец экспозиции. Важно, что в создании экспонатов для мини-музеев принимают участие сами ребята. Тематическая экспозиция мини-музея «Народные промыслы» состоит из 5 разделов, это: Дымковская игрушка; Русская матрешка; Золотая Хохлома; Гжельская роспись; Городецкие узоры.
Цель и задачи. Цель создания мини-музея - совершенствование гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с русским самобытным искусством – народными промыслами.
Задачи создания мини-музея: -познакомить детей с многообразием предметов декоративно-прикладного искусства закреплять и углублять знания о видах росписи;
- учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции;
-ознакомление с русскими народными промыслами, историей их возникновения;
-донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров;
- развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;
-обогащение предметно-пространственной среды детского сада;
Общее положение проекта
Анализ изученности проблемы
Первые упоминания о патриотическом воспитании подрастающего поколения можно найти в произведениях древнерусской литературы, которые воспитывали гордость за родную землю, способствовали формированию патриотического сознания. Воспитание было направлено воспитание защитника русской земли, своего Отечества.
Русские педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой считали, что воспитывать чувство патриотизма можно начиная с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. К. Д. Ушинский определял патриотизм «главным мерилом человеческого достоинства». Константин Дмитриевич считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством.
Н. Ф. Бунаков в своих работах говорил о зародыше любви к Родине, который есть уже в детях. А взрослые: педагоги, родители, способствуют развитию этого зародыша. Исследователь определяет опорой патриотического воспитания — его инстинктивный характер. Именно в дошкольном детстве начинают закладываться предпосылки патриотических чувств. Несмотря на то, что общество постоянно меняется, воспитание у детей любви к Родине, стране, гордости за свое Отечество очень необходимо всегда. Важно показывать дошкольникам привлекательные стороны своей страны, города, села, прививать чувство любви и привязанности к культурным ценностям именно - это будет началом, предпосылками зарождения любви к Родине.
Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников — их ближайшее окружение. Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Надежда Константиновна говорила, что надо дать ребятам, учитывая круг их знаний и представлений, ряд доступных им по форме и содержанию рассказов о жизни нашей Родины. Крупская считала краеведческий подход основным источником в патриотическом воспитании, впечатления дошкольников, их ближайшее окружение, ту общественную среду, в которой живу дети.
Современные исследователи отмечают, патриотическое воспитание - сложный педагогический процесс взаимодействия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленный на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщающий к истокам национальной культуры, природе родного края, в результате которого у дошкольника формируется «эмоционально-действенное отношение, чувство привязанности, преданности, ответственности и так далее по отношению к своей Родине». Решить задачи патриотического воспитания могут педагоги и родители, которые сами преданы Родине и способны найти привлекательные стороны.
Концептуальные положения.
В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне: изучение материала, позволяющего приобщить подрастающее поколение к вековым корням, уже проводится в рамках основных занятий, а не факультативов, как это было ранее, и есть все основания полагать, что эта тенденция будет расширяться далее через популяризацию региональных особенностей. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.
При наличии основных ориентиров педагогической работы по направлению нельзя не отметить, что в отечественной методологической науке до сих пор отсутствует целостная система нравственно-патриотического воспитания, хотя четко представлены четыре основных концепта (ориентация на социальное, коллективное воспитание, а также личностно-ориентированная модель и аналогичная модель с элементом самоорганизации). Появление различных концепций обусловлено общественным осознанием важности духовной культуры личности, что в свою очередь предопределяет необходимость выделения основных методических условий по реализации комплекса нравственно-патриотического воспитания в детском саду с учетом разработанных концепций.
Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, педагогам целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:
Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.
Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм — не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством перехода от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.
Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.
План (программа) реализации проекта
1. Предпроектный (июль)
Определить профиль, направление мини-музея.
Место расположения, оформление мини-музея.
Проанализировать методические ресурсы.
Поставить задачи, спрогнозировать результаты проекта.
2. Этап создание проекта (август)
Изучение литературы.
Разработка конспектов занятий.
Разработка презентаций.
Выбор музыкального сопровождения во время продуктивной деятельности.
Методическое пособие «Матрёшки» было разработано в прошлом 2022-2023 учебном году.
3. Этап реализации проекта (сентябрь-декабрь)
Занятие проводятся один раз в неделю по каждому направлению. Роспись – на кружке по рисованию «Юный художник». Изготовление макетов и аппликационная роспись – на кружке по аппликации «Чудеса из бумаги». Работа с пластичным материалом – на кружке «Пластилиша».
Так как дети были знакомы с видами росписи, это предполагают рабочие программы дополнительного образования, мы с детьми только повторим изученный материал. Обсудим тему мини-музея на территории изостудии.
Сентябрь – гжельская роспись. Аппликация – изготовление чайного сервиза. Роспись русской матрёшки в технике пластилинография. Барышни, изготовленные в технике киригами.
Октябрь – золотая хохлома. Изготовление тарелок в технике папье-маше на занятии по аппликации, роспись тарелок в нетрадиционной технике рисования – рисование пальчиком. Роспись ложки в технике – пластилинография. Коллективная работа – волшебная птица. Роспись матрёшек в технике пластилинография.
Ноябрь – дымковская игрушка. Изготовление (из пластиковой бутылки) и роспись барышни техникой пластилинография. Роспись лошадки аппликация. Аппликация – барышня и петушок в технике киригами.
Декабрь – городецкая роспись. Аппликация на разделочной доске (картон). Роспись посуды техникой пластилинография. Изготовление петушков из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
На заключительном занятии дети расписали матрёшку, которая сочетала все изученные росписи в своём наряде.
4. Заключительный этап.
Публичное предъявление проекта «мини-музей». Приглашение коллег в изостудию где дети выступали в роли экскурсоводов. Рассказывали гостям о экспонатах и о том, какие росписи использовались на данном экспонате.
В результате проведения комплексной работы у детей появился интерес к возникновению народных промыслов, появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры. Таким образом можно констатировать, что создание мини - музея помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране.
Литература
1. Стаханова, Г. И. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница» / Г. И. Стаханова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2023. - № 13.2 (460.2). - С. 87-88. - URL: https://moluch.ru/archive/460/97766/
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 14-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст] // Управление ДОУ.
3. Кондукторова, Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников / Н. В. Кондукторова. - Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 1 (7). - С. 3-7. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1608/ (дата обращения: 07.01.2024).
4. Вербенец А. М. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов. – СПб., 2008. - 207 с.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Использование музейной педагогики в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
1. Что вы понимаете под термином «музей»?
2. Посещаете ли вы музей нашего города? Если нет, то почему?
3. Возможно ли создание мини-музеев в детском саду?
4. Какие цели можно реализовать при создании мини-музеев?
5. Как вы считаете, могут ли дети участвовать в создании мини-музея в детском саду?
6. Какие качества развиваются у ребенка в процессе работы мини-музея?
- наблюдательность;
- любознательность;
- усидчивость;
- познавательность.
7. Как вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема, приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям своего народа?
8. Хотели бы вы, чтобы ваши дети участвовали в создании и участии мини-музея в детском саду?
9. Хотели бы вы участвовать в создании мини-музея в детском саду?
Приложение 2
Конспекты занятий
Приложение 3
Методическое пособие «Матрёшки» разработано для детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие представляет собой набор дидактических материалов развивающей направленности. Данное пособие позволяет изучить и закрепить знания о видах Русской росписи и узнать легенды происхождения той или иной росписи. Так же методическое пособие позволяет детям анализировать, обобщать, сравнивать и сопоставлять похожие элементы в разных видах росписи.
Ценность пособия «Матрёшки», состоит в возможности применения его в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста в художественно-эстетическом развитии, а также в создании условий для знакомства, изучения и закрепления детьми видов Русской народной росписи, поэтапное рисование основных элементов, цвета используемые в изучаемой росписи, образцы игрушек и посуды, расписанные данной росписью. Так же дети знакомятся со сказками и легендами появления на Руси таких видов Русской росписи как: Гжель, Хохлома, Городец, Дымка.
Методическая разработка «Матрёшки», так же направлена на воспитания нравственно-патриотических качеств в сфере прикладного творчества и изобразительного искусства. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной руками родных и близких людей, тех кого зовут соотечественники.
Данное методическое пособие подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками.
Цель:
Познакомить детей с вершинами русского искусства в его лучших образцах, развить целостное и эмоциональное восприятие Русской росписи, сформировать представление о Гжели, Городце, Дымке, Хохломе, создавая собственные рисунки; развивать художественные способности.
Задачи:
Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания;
Знакомить детей дошкольного возраста с старинными русскими росписями, формировать интерес к изобразительной деятельности;
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Побуждать воспитанников самостоятельно применять росписи (городецкая, гжель, хохлома, дымка).
Описание
Пособие представляет собой небольшую коробочку «домик» с секретом. На фасаде «домика» имеется прозрачный кармашек, в котором лежит книжка малышка. Эта книжка содержит сказки и легенды о возникновении росписи. Внутри коробочки «живут» четыре матрёшки.
Каждая матрёшка со своим именем. Каждая матрёшка имеет характерную роспись сарафана. Например: сарафан матрёшки Гжель, имеет детали Гжельской росписи. В каждой матрёшки имеется небольшое описание росписи, элементы росписи, используемые основные цвета, образцы готовой росписи на игрушках, посуде и т. п. Так как это матрёшка, то внутри пособия спрятана её маленькая сестрица в сарафане изучаемой росписи. На обороте изображена девушка в Русском сарафане. Сарафан так же имеет элементы изучаемой росписи.
Для изготовления методического пособия «Матрёшки» мне понадобился картон, бумага, горячий клей, скотч, клей карандаш и маленькие металлические шарниры.
Обучаясь по данным методическим материалам, учащиеся в условиях дополнительного образования успешно смогут реализовать свои творческие способности и в дальнейшем использовать их в повседневной жизни. Следует отметить, что разработку можно использовать при работе с детьми ОВЗ. Социальное значение заключается в создании условий для творческой самореализации, расширению возможностей познакомится с историей и культурой страны.