Любовь Семёнова
Создание коррекционно-развивающей среды, способствующей самоактуализации и социальной реабилитации личности воспитанника с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Создание коррекционно-развивающей среды, способствующей самоактуализации и социальной реабилитации личности воспитанника с О
ВЗ»[/i]
«Воспитание, побуждающее к самовоспитанию - это есть настоящее воспитание» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Создание коррекционно-развивающей среды, способствующей самоактуализации и социальной реабилитации личности воспитанника с ОВЗ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с интеллектуальной недостаточностью, нарушением интеллекта, физическими недостатками. У детей с нарушением слуха эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт с окружающими нарушен, а морально-нравственные качества не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Морально – нравственные представления без специального направленного воздействия умственно отсталые дети не усваивают.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность педагогических средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т. е. быть способным регулировать своё поведение с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
По мнению Л. С. Выготского «социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания». Социальное же воспитание невозможно без формирования саморазвивающейся личности, так как только саморазвивающаяся личность способна осознанно и целенаправленно расширять свои социальные связи, определять пространства успешности, корректировать умения, навыки и объем знаний, необходимых для успешной адаптации в социуме.
Анализ адаптации в социуме выпускников школ-интернатов последних лет показал, что они имеют проблемы с мотивацией саморазвития, саморегуляцией развития индивидуальных перспективных способностей для достижения успехов в профессиональной деятельности и личной жизни. У выпускников преобладают иждивенческие настроения, уверенность, что государство решит их проблемы, и нет необходимости самому регулировать саморазвитие и самовоспитание для достижения успеха в жизни, обеспечения для себя материальных и духовных благ.
Обладая практическим интеллектом, дети с ОВЗ, способны к целесообразному употреблению орудий труда, выбором обходных путей, то есть к разумным действиям, позволяющим развивать у них навыки коммуникации, корректировать недостатки мышления, формировать положительные личностные качества. Все это дает возможность развивать в детях с ОВЗ качества саморазвивающейся личности, способной определить приоритеты и выбрать перспективу своей социализации. От воспитателя требуется владение необходимым объемом нужной информации, методами и формами достижения поставленных задач. Большое значение имеет координация усилий со всевозможными процессами в ОУ (педагогический коллектив, узкие специалисты, спортивные секции, кружки, родные, близкие и т. д.) и социуме.
Необходим мониторинг течения процесса воспитания, коррекция знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ. Легко убедить детей, что успех – это цель жизни каждого. Труднее выработать у них установку приоритетного саморазвития на успех, устойчивой потребности регулирования развития своей личности.
Любой ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Воспитание – творческий целенаправленный процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих самоактуализации и социальной реабилитации личности. Воспитание – это процесс, т. е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника.
В нашем учреждении дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа-интернат была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личностных качеств. Воспитатель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты детей, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска.
Основными направлениями этой деятельности являются:
– система позитивно действующих факторов: оформление школы, кабинетов, жилых этажей, спален, столовой; включение и приобщение воспитанников к этой деятельности;
– разработка разновариантных моделей коррекционно-развивающих занятий, бесед, экскурсий и создание из них методической базы, которой может воспользоваться любой педагог;
– организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации;
– включение ребенка в разнообразные виды деятельности, опора на сохранные стороны, вовлечение различных анализаторов, разных сторон личности.
Структура организации воспитательного процесса
Воспитательная работа и внеурочная деятельность
Направления Цель Средства реализации
• Ценностно-ориентированная познавательная деятельность
• Гражданско-патриотическое воспитание
• Художественно-эстетическое воспитание
• Физкультурно-оздоровительная деятельность
• Социально-педагогическая деятельность
• Развитие ученического самоуправления
Ориентация на общечеловеческие ценности
• Традиции школы-интерната
• Кружковая деятельность
• Коллективные творческие дела
• Трудовые операции
• Декады профилактики
• Мероприятия на различных уровнях
Изучение личности воспитанника; коррекция и развитие
Результат:
• Положительная мотивация к здоровому образу жизни
• Воспитание нравственных качеств личности
• Стремление к познанию
• Активная социальная позиция
• Получение и умение реализовать на практике жизненных навыков.
Работа педагогического коллектива направлена на коррекцию личности каждого воспитанника, развитие его творческих способностей, интереса, фантазии; умение проявить себя во всех творческих и трудовых делах коллектива.
Большое внимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания, которое включает в себя личную гигиену, дежурство в спальных комнатах, столовой, по школе и т. д. Ребята с раннего возраста приобретают санитарно-гигиенические и бытовые умения и навыки. Особое внимание уделяется выработке у воспитанников техники безопасного поведения в любых жизненных ситуациях (ведутся журналы по ТБ).
Деятельность творческих объединений ведется по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, социально-педагогическое. С целью социальной адаптации воспитанников, развития их творческого потенциала, посредством участия в мероприятиях на различных уровнях, расширен социум взаимодействия с различными учреждениями и организациями.